Народ Гагаузии выбрал своего башкана. С результатом в 51,01% голосов новым главой автономии становится поддержанная властями России и партией социалистов Молдавии Ирина Влах. Однако выбор гагаузов в очередной раз спутал Кишиневу все карты: как показало голосование, европейская интеграция у местного населения далеко не в приоритете. О том, как проходили выборы гагаузского башкана, как на них отреагировали в Кишиневе и почему молдавское руководство обвинило Кремль в «гагаузости мышления», поговорим с известным молдавским политологом Виктором Жосу.
«Голос гагаузов прозвучал на весь мир» - еще совсем недавно так писали об итогах референдума в Гагаузии, подтвердившего нацеленность региона на интеграцию в евразийское пространство. Сегодня голос гагаузов прозвучал на весь мир снова! И прозвучал он, надо признать, все в той же тональности! Жители автономии выбрали своего башкана. По итогам голосования с результатом в 51,01% голосов им становится независимый кандидат Ирина Влах. Такие итоги выборов, само собой, не пришлись по душе Кишиневу: шутка ли, Ирину Влах в ее предвыборной кампании поддерживали российские власти и партия социалистов Молдавии. Получается, что в Комрате верхи из Кишинева вновь потерпели сокрушительное фиаско - в очередной раз стало ясно, что идеи «европейской интеграции» простым гагаузам чужды.
О том, почему победу одержала именно Ирина Влах, какие шаги в связи с этим предпримут в Кишиневе и куда поведет Гагаузию ее новый башкан, мы поговорим с экспертом из Молдавии - известным политологом Виктором Жосу.
- Глубокоуважаемый Виктор, для начала хотелось бы услышать, как лично Вы относитесь к победе Ирины Влах на прошедших в Гагаузии выборах?
- Для меня её победа, да еще столь убедительная, уже в первом туре, стала еще одним подтверждением того, что гагаузы в своём абсолютном большинстве по-прежнему ориентированы на Россию и не воспринимают сказки кишинёвских политиков про «европейскую интеграцию» Молдавии.
Собственно, при весьма энергичной и открытой поддержке кандидата Ирины Влах, которую на протяжении всей предвыборной кампании оказывала Москва, в её выигрыше мало кто сомневался. Сомнения были лишь в одном - позволят ли ей одержать победу на выборах?
После того, как за три дня до недавних парламентскихвыборов, которые состоялись 30 ноября 2014 года, правящий в Республике Молдова режим, действуя внаглую, снял с дистанции одного из основных конкурентов только за то, что он якобы являлся «рукой Москвы», существовали опасения, что подобным образом Кишинёв поступит и в отношении Влах. К счастью, опасения эти не оправдались. Надеюсь, что вся та возня с требованием пересчёта голосов, которую затеяли её оппоненты, в итоге ничем не кончится, и Ирина Влах спокойно вступит в должность башкана (главы) Гагаузии.
Не секрет, что кишинёвские политики, которые сегодня вершат власть в нашей стране, не уважают выбор большинства гагаузского народа. Но я всё же полагаю, что на фоне тех проблем, которые у них накопились - коррупция и воровство государственных средств в особо крупных размерах, отсутствие реформ - проблем, из-за которых на них стали косо смотреть даже западные «партнёры», эти политики не решатся еще и на скандальную выходку с непризнанием итогов гагаузских выборов.
- Председатель Народного собрания Гагаузии Дмитрий Константинов, поздравляя Влах с победой, сказал, что при таком руководителе регион «продемонстрирует новые достижения в сфере политического и социально-экономического развития, способствуя тем самым повышению уровня благосостояния населения». Согласны ли Вы с подобными прогнозами? Что, по Вашему мнению, ждет Гагаузию под руководством Ирины Влах?
- При той поддержке, которая была ей обещана со стороны Российской Федерации, можно действительно многого добиться, в первую очередь, в социально-экономическом развитии Гагаузской автономии. Но, насколько я понимаю, для Ирины Влах в качестве башкана, а собственного административного опыта она ещё не успела накопить, важно будет с первых шагов в новой должности решить две проблемы. Во-первых, сформировать в исполкоме Гагаузии профессиональную и работоспособную команду управленцев, которая смогла бы добиваться практических результатов. Подготовленные люди в автономии есть, часть из них работала в команде теперь уже экс-башкана Михаила Формузала, так что с кадрами уВлах проблем быть не должно.
Вторая задача будет посложнее - наладить конструктивное взаимодействие с местным парламентом, с Народным собранием. Тот факт, что его председатель Дмитрий Константинов приветствовал избрание Ирины Влах, обнадёживает. Но значительную часть депутатского корпуса гагаузского законодательного органа составляют народные избранники, которые до сегодняшнего дня считались её политическими оппонентами. Очевидно, что Влах совместно с Константиновым предстоит серия переговоров по формированию большинства, лояльного новому главе автономии.
Что касается отношений с Кишинёвом - а башканГагаузии, кроме прочего, является по должности и членом правительства Республики Молдова - не думаю, что Ирине Влах будет легко решать проблемы автономии в молдавской столице. С распростёртыми объятиями, учитывая доминирующие ныне в Кишинёве настроения, её там никто не ждёт. Хотя ничего нового в этом нет - её предшественнику Формузалу тоже приходилось сталкиваться с многочисленными препонами. Можно сказать, это обстоятельство изначально входило в условия задачи. В ситуации, когда на какую-либо реальную поддержку со стороны молдавских властей она рассчитывать не сможет, для Влах главное, как мне представляется, сохранять на данном направлении ровные отношения и избегать обострений, сделав основной упор, как уже говорилось, на развитие сотрудничества с регионами России - Подмосковьем, Татарстаном, другими субъектами, - для чего уже есть определённый задел.
- Виктор, известно, что как только в Комрате объявили предварительные итоги голосования, в Кишиневе сразу заговорили о том, что видят на выборах в Гагаузии некую «руку Кремля». В это же время руководство Молдавии обвинило Москву в «гагаузости мышления». Как Вы могли бы прокомментировать это?
- В Кишинёве могут говорить всё, что угодно, для гагаузов это никогда не имело особого значения. Для них главное, чтобы в Молдавии сохранялась политическая стабильность, чтобы не было геополитического шараханья.
В автономии традиционно опасаются только одного - если Республика Молдова вдруг объединится с Румынией, в этом случае гагаузам придётся добиваться уже полной независимости, а не просто автономии. Конечно, сегодня такой сценарий не рассматривается как вероятный, но на уровне массового сознания или, скорее, подсознания этот риск в Гагаузии всё равно ощущается.
Что касается «руки Кремля», я уже говорил в самом начале об открытой поддержке Влах российскими официальными лицами в период избирательной кампании. Вот только не нынешнему руководству Молдавии об этом говорить, поскольку само оно олицетворяет одновременно, и «руку Вашингтона», и «руку Брюсселя», и даже «руку Бухареста». В Республике Молдова установился олигархический режим правления, в этом смысле мы во многом напоминаем соседнюю Украину, как и в том отношении, что молдавские власти, как и украинские, послушно выполняют то, что им диктует Запад. Фактически Молдавия существует в статусе полуколонии, хотя формально всё еще считается независимым государством. Так что чья бы корова мычала.
Глупости же про «гагаузость мышления» я даже не хочу комментировать.
- А как бы Вы объяснили тот факт, чтопредставители российской власти бывают в Гагаузии чаще, чем молдавской? Так, НиколаеТимофти, к примеру, ни разу не появился в регионе, а Юрий Лянкэ, будучи премьером, приехал туда лишь однажды - в канун референдума.
- А что делать представителям молдавской власти в Гагаузии - рассказывать байки про «европейскую интеграцию»? По большому счёту ни Тимофти, ни Лянкэ ни на что другое не способны. А с этим сейчас не то, что в Гагаузской автономии, - в любом молдавском районе большой аудитории уже не собрать. Людям столько лет морочили голову про «райскую жизнь» в Европе, а на практике они видят лишь бедность, закрытие школ и медицинских учреждений, отъезд молодёжи на заработки за рубеж, пустеющие сёла. Плюс воровство и взяточничество со стороны чиновников.
Ничего обнадёживающего сегодня молдавские власти сказать своему народу не могут - ни молдаванам, ни гагаузам, ни русским, украинцам, болгарам, ни гражданам других национальностей. Всё, что им остаётся и чем они, собственно, и занимаются - делать для СМИ разного рода заявления в надежде на положительную реакцию западных «партнёров».
- Сегодня в руководстве Молдавии в открытую говорят о необходимости готовиться к войне с Россией. Почему многие европейские государства сегодня только и ждут, что РФ на них нападет?
- Отчасти, как я уже сказал, они это говорят, чтобы понравиться Западу и, в первую очередь, США. Которым после неудавшейся «перезагрузки» отношений с Россией такого рода разговоры со стороны младших «партнёров» необходимы, чтобы сохранять иллюзию своего монопольного управления миром. Но вряд ли руководители Молдавии на самом деле отдают себе отчёт, что означает подготовка к войне, тем более с Россией. Уж, во всяком случае, это проблема не их уровня - ни политического, ни интеллектуального.
Другое дело, что после Крыма национальные элиты новых независимых государств, возникших на базе бывших союзных республик, напряглись. Они-то полагали, что статус-кво, сложившийся после распада СССР, будет незыблемым и вечным. А он, как оказалось, не только не вечен, но и весьма шаток, особенно если вести речь о государствах, которые так и не смогли встать на рельсы нормального развития. И хотя ответственность за столь неутешительный итог 25-летнего существования нашего независимого государства всецело лежит на молдавской элите, но она же в этом себе признаться не хочет. Вот и нашли виновного в своих собственных огрехах на стороне - Россию и её президента Владимира Путина. Так оно проще жить.
Плюс к этому, если говорить уже и о восточно-европейских странах, которые успели стать членами ЕС (а ни Украине, ни Молдавии даже такое членство не светит), мы наблюдаем небывалый всплеск русофобии, антироссийской истерии. Идёт самая настоящая массовая промывка мозгов, причём создаётся впечатление, что сами власти этих государств охотно верят в то, в чём пытаются через СМИ убедить свои народы. Это уже какая-то разновидность шизофрении, свидетельство повального оглупления и деградации политического класса. И по-другому быть, наверное, не может в ситуации, когда реальные решения, касающиеся этих стран, принимаются уже не в Бухаресте, Варшаве, Вильнюсе или Софии, а в Вашингтоне, Берлине и Брюсселе.
Но это уже тема для отдельного разговора.
- Который, надеюсь, не заставит себя долго ждать! Спасибо за столь содержательное интервью!
http://www.notum.info/news/politika/ekspert-o-vyiborax-v-gagauzii-bajki-pro-evropejskuyu-integracziyu-lyudyam-ne-nuzhnyi