Так как часто заходит речь на тему организации полетов на Американских авианосцах то постараюсь написать несколько постов на эту тему. Нет времени писать один большой мега пост, так что разобью на несколько небольших постов.
Начну с темы которая поднялась в посте о борьбе за живучесть на кораблях ВМС США - тушении пожаров на палубе. Нашел интересную таблицу показывающую как быстро начинают взрываться различные элементы вооружения самолетов при попадании в огонь. Таблица немного устарела - она из издания 2001го года, но за исключением AIM-120 вооружение американских самолетов сильно не изменилось, так что она не плохо иллюстрирует проблему. В ней видно что например Сайдвайндеры начинают взрываться уже после 43х секунд в огне, а некоторые бомбы после 1-2 минут. По этому палубные команды тренируют как можно быстрее реагировать на любой пожар на палубе ибо взрыв даже одной из ракет (особенно ракет по крупнее) может покрыть осколками большую часть палубы, повредить другие самолеты и начать еще больше пожаров - как впрочем и случилось на Форрестоле в 1967ом году. Это видео кстати показывают в первую-же неделю в школе по обучению палубных команд (вместе с видео где чувака засасывает в воздухозаборник А-6), что-бы показать насколько серьёзно это все. Вся палубная команда проходит специальный курс по тушению авиа-пожаров.
Вот собственно то видео которое показывали нам
Click to view
В видео производят разбор проблем которые были выявлены во время пожара. На своем опыте могу сказать что уроки этого пожара были хорошо выучены, у нас много и часто тренировали именно что-бы мы не делали ошибки замеченные тут. И девиз этого видео нам любили часто повторять - "Learn or burn" - "Учись или гори".
При полетах на палубе всегда дежурят пожарные на специальной машине (Называется
Fire Fighting Vehicle, A/S32P-25 (P-25)), их роль в случае аварии не столько тушить сам пожар, а сначала спасать пилотов и пассажиров из горящего самолета/вертолета, для этого они одеты в жаро-защитные костюмы и их пожарная машина оборудована пожарными стволами для расчищения доступа к самолету/вертолету. Сам пожар же тушит вся палубная команда, при любой аварии команда по передвижению самолетов (один Yellow shirt, 4-5 Blue shirts) образуют органическую команду по тушению пожара. Chief Petty Officers (старшие старшины) берут на себя командование тушением непосредственно на палубе, а координацией тушения по всему кораблю занимаются офицеры. По периметру всей палубы и ангара расположены станции с пожарными рукавами подключеными к пожарной системе корабля которая дает пожарную пену, а не воду. Рукава раскатываются по палубе между самолетами и дают возможность пожарным командам тушить пожары в любом месте палубы, даже если он не находится в видимости бортов. Норматив от объявления тревоги до начала тушения пожара у нас был 40 секунд, именно из-за времени через которое взрываются Сайдвайндеры (так как их может нести практически все что летает). После потушения пожара пена должна была подаваться на вооружение еще 15 минут, а после этого его должны были проверить специалисты по вооружению (EOD - Explosive Ordinance Disposal) - команда которых была приписана к любому авианесущему судну. Только после этого самолет можно было двигать.
Собственно сами таблицы - слева на право (название, графическое изображение скорости взрыва - сверху боеголовка, снизу мотор, скорость взрыва в цифрах, тип взрыва, через какое время от горения будет опасность для пожарных).
1. Бомбы
2. Ракеты воздух-воздух
3. Ракеты воздух-земля
4. Ракеты воздух-земля, неуправляемые
5. Снаряды
6. Торпеды
Мне в тушении палубных пожаров участвовать к счастью не случалось, но перенесу сюда из комментария одну историю к прошлому посту, для народа которые комментарии не читает:
Была у нас смешная история, сидели мы после вахты в нашем офисе смотрели телевизор без начальства (самый старший по моему был Petty Officer 3rd или 2nd class). После заката двери в ангар закрыты для светомаскировки и свет переключен на красный. Вдруг рядовой который сидел в главном кресле (такое кресло перед окнами откуда начальство контролирует что происходит в нагаре) посмотрел в окно и вдруг как закричит "дым в ангаре", весь офис (человек 8) вылетел на палубу попутно раскатывая шланги, забежал за запаркованный вертолет... И увидел очень удивленных механиков которые ремонтировали трактор :). Но сам факт что вся операция заняла менее 30ти секунд впечатлила нас самих :).
Таблицы из учебника для палубной команды
Aviation Boatswain's. Mate H. NAVEDTRA 14311.