Как и в наши дни в начале прошлого века богатые люди любили соревноваться яхтами, только если некоторые соревновались размерами или убранством яхт, была категория богачей которые соревновались скоростью своих яхт. Одним из них был Peter W. Rouss, сын эксцентричного миллионера по имени Charles Broadway Rouss, который приехал в Нью Йорк без денег из Вирджинии после Гражданской войны и сумел сколотить многомиллионное состояние на торговле. Родом он был из города Winchester, VA, и его сын называл все свои яхты в честь этого города. Похоже что кроме увлечения яхтами Peter Rouss ничем больше не отличился так как кроме яхт и информации про его отца гугл выдает только заметку о смерти его сына в 1982ом году.
Роясь в старых книгах на Гугле, меня немного удивило большое количество упоминаний про яхту Winchester в самых разных публикациях причем в течении 10ти лет с 1907го до 1917го года. Когда я начал разбираться в них, я понял что все эти статьи не про один корабль, а про целых четыре. Как оказалось PW Rouss себе ни в чем не отказывал и просто примерно раз в два года заказывал новую еще более скоростную яхту, при этом продавая предыдущую. Первую яхту он заказал в 1907ом году в США, она была единственная из всего семейства с паровыми машинами, все остальные яхты были турбинными и выглядели как не вооруженные миноносцы.
Основные показатели этих яхт (данные на 1916ый год)
....Winchester (I)Winchester (II)Winchester (III)Winchester (IV)
Название на 1916ый годAdroitFlying FoxHMCS GrilseWinchester
Длина по ватерлинии42.7м50.3м62.5м68.3м
Ширина4.7м4.9м5.6м6.4м
Осадка1.5м1.2м1.2м1.4м
Водоизмещение150т136.3т207.5т322т
ДвигателиПаровые машиныТурбины ПарсонаТурбины ПарсонаТурбины Парсона
Количество валов2322
Мощность~1500 л.с.~3000 л.с.~7000 л.с.8074 л.с.
Скорость~20 уз26.516 уз32.24 уз31.56 уз
В те годы во флоте США было принято во время войны мобилизовывать различные яхты (особенно так как этих яхт было очень много). Для эскадренных действий они естественно не годились, но для патрулирования своего (очень большого) побережья они неплохо подходили, обычно работая из своих предыдущих портов приписки. Более того некоторые богачи записывались прямо во флот со своими яхтами получая при этом офицерские звания (а команды яхт - матросские). Яхты получали различное артиллерийское вооружение и глубинные бомбы для охоты на немецкиe подлодки. Эта же участь не миновала и Winchester(ы). Во время войны три из четырех были мобилизованы, причем из-за своих выдающихся характеристик две последние использовали как миноносцы и вооружили торпедными аппаратами. Adroit (Winchester (I)) - Стал USS Adroit SP-248, Flying Fox (Winchester (II)) почему-то на службу не призвали, Winchester (III) - был продан канадскому миллионеру, который его передал в Канадский флот и там он стал миноносцем HMCS Grilse (при этом он оказался самым быстрым кораблем в Канадском флоте), а Winchester (IV) с вступлением США с войну стал USS Winchester SP-156. После войны яхты продали назад гражданским лицам, но на этом их военная карьера не закончилась. Flying Fox который не повоевал в ПМВ каким-то образом попал в 1933ем году Колумбийский флот став там канонерской лодкой Mariscal Sucre, а Winchester (IV) был продан канадцу, и с началом второй мировой войны был опять мобилизован как сторожевой корабль HMCS Renard Z13. Таким образом игрушки одного миллионера послужили в трех флотах и участвовали в двух войнах.
Winchester (I) - Adroit, USS Adroit SP-248, Aera
1. Winchester (I) после постройки
2. Winchester (I) -
из википедии
3. Adroit не за долго до начала первой мировой войны
4. Статья из International Marine Engineering за март 1908го года
4. Статья из The Rudder за 1908го года
Фотографий USS Adroit нет, так как корабль в строй включен не был, ибо уже после его мобилизации в апреле 1917го оказалось что мореходность у него никакая и он был возвращен гражданским владельцам в апреле 1918го года. Яхта была переименована в Aera в 1928ом году и числилась в регистрах до начала 1940ых годов.
Winchester (II) - Flying Fox, Mariscal Sucre
5. Winchester (II) после постройки
6. Явно оттуда-же
7. Статья из The Rudder (год не помню)
8. Канонерская лодка Mariscal Sucre (вооружение 2 х 76мм/40 пушки) - к сожалению единственное фото которое нашел.
Отсюда UPD: Нашел еще три качественных фото канонерской лодки Mariscal Sucre - смотреть
тут.
В Колумбийском флоте она похоже дослужила на 1960ых годов, но никакой другой информации по ней я не нашел
Winchester (III) - HMCS Grilse, Trillora
9. Winchester (III) после постройки
10.
11. Статья из Scientific American Supplement, 30 Августа 1913го года
12. Статья из The Marine Review, Октябрь 1913го года
13. Статья из International marine engineering, Апрель 1913го года
Яхта была выкуплена патриотическим канадским миллионером по имени Jack Ross, и передана Канадскому правительству (которое впрочем его компенсировалo за убытки). Она была вооружена двумя 12-фунтовыми (76мм) пушками и одной 14дм торпедной трубой.
14. Миноносец HMCS Grilse -
из фликра
15. Миноносец HMCS Grilse -
из фликра
16. Миноносец HMCS Grilse -
из фликра
17. Миноносец HMCS Grilse -
из фликра
18. Миноносец HMCS Grilse -
из фликра
Прослужив до конца войны, она была выведена в резерв и поставлена на продажу, но продать ее сразу не получилось, и она использовалась как учебный корабль. Продать ее удалось только в 1922ом году, ее новый владелец Solomon Guggenheim переименовал ее в Trillora, и пользовался ей до 1938го года, когда она погибла во время урагана.
Winchester (IV) - USS Winchester SP-156, Renard, HMCS Renard Z13
19. Winchester (IV) во время испытаний (из Transactions Society Marine Architects and Naval Architects, 1916го года)
20. Winchester (IV) во время испытаний (из Transactions Society Marine Architects and Naval Architects, 1916го года)
21. Winchester (IV) во время испытаний (из Transactions Society Marine Architects and Naval Architects, 1916го года)
22. Winchester (IV) во время испытаний (из Transactions Society Marine Architects and Naval Architects, 1916го года)
23. Чертежи на Winchester (IV) (из Transactions Society Marine Architects and Naval Architects, 1916го года)
24. Статья из International Marine Engineering, февраль 1917го года
25. Статья из The American Marine Engineering, март 1917го года
26. Статья из Transactions Society Marine Architects and Naval Architects, 1916го года
Практически сразу после постройки началась первая мировая война и яхта была мобилизована как USS Winchester SP-156. Классифицированная как сторожевик яхта была вооружена одним 76мм орудием, одним 57мм орудием, двумя пулеметами и глубинными бомбами.
27. USS Winchester SP-156 (
c navsource)
28. Начиная с 1918го года USS Winchester был использован как быстроходный тральщик для испытаний различных тралов (
c navsource)
В конце 1919го года яхта была выведена из состава флота и поставлена на продажу. Простояв до начала 21го года она была продана. В течении 20х и 30х годов ее несколько раз перепродали и в конце концов она оказалась в Канаде и была переименована в Renard. С началом войны в 1940ом году она была опять мобилизована под тем же именем как HMCS Renard Z13. Она была вооружена одним 12-фунтовым (76мм) орудием и сдвоенным 533мм торпедным аппаратом.
29. (из фликра)
30. (
c navsource)
31. (
c navsource)
До апреля 1942го года корабль служил в качестве сторожевого, а потом после ремонта был приписан к школе HMCS Cornwallis в качестве учебного. В 1944ом как окончательно изношенный он был списан. После войны 1945ом году корабль планировалось использовать как электростанцию шахте Cape Breton, но по неизвестным причинам он оказался брошеным в Сиднее в 1955ом году. Это последнее упоминание о нем.
Вот в общем получилось такое небольшое исследование. Хотя все эти яхты в сражениях не участвовали, но тем не менее служили во многих флотах и войнах и мне было интересно собрать всю информацию про них.
В качестве бонуса обзорная статья по быстроходным яхтам за 1911ый год из журнала The Rudder