Наткнулся на интересную серию фотографий в австралийском архиве - английский вспомогательный крейсер HMS Kanimbla (с австралийским экипажем) захватывает советский теплоход Владимир Маяковский в марте 1940-го года в Японском море. Сильных подробностей этого инцидента я не нашел, но судя по всему Маяковский шел из США во Владивосток с грузом меди для Германии. В большинстве источников пишут что груз шел из "США в Германию", но так как из США в Германию через Японское море идти как-то ни совсем не по дороге, то скорее всего его должны были разгрузить во Владивостоке и дальше отправить груз по ЖД. Этого было достаточно что бы отправить его с призовой командой в союзный порт. Интересно что сайт австралийского флота пишет что англичанам было известно что Маяковский везет контрабанду и его перехватили специально. Дальше мнения расходятся,
тут пишут что его отправили в Гонконг, а на
сайте австралийского флота что его передали французскому крейсеру (какому?) и отправили с Сайгон. Дальнейшей его истории во время войны я не нашел, если его отправили в в Гонконг то потом его перевели куда-то еще, так как войну он пережил.
Владимир Маяковский был построен в под названием "Бела Кун" в 1931-м году как один из четырех теплоходов типа
Макс Гельц. Он был длиной в 111.4м, шириной 14.8м и имел водоизмещением в 8300т, а дедвейт 5420т. Максимальная скорость была 10.5 узла. Сначала н был приписан к Балтийскому пароходству, а потом, 37-м году, переведен в Черноморское. В 1940-м году переименован в Маяковского и переведен во Владивостокское пароходство (хотя судя по дате перехвата он туда только шел). Что он делал во время войны не знаю, но после войны он проработал во Владивостокском пароходстве до 1967-го года. Его противник
HMS Kanimbla, был построен как пассажирский теплоход в 1936-м году. Он имел длину в 142м, ширину в 20м и водоизмещение в 10,985т и скорость 19 узлов. До войны он работал в австралийских водах, а в сентябре 1939-го мобилизован и переделан в вспомогательный крейсер. Как и многие английские AMC он нес сильное вооружение - 7х6" пушек, 2х3" зенитки и два пулемета. В начале 40-го года он патрулировал азиатские воды, а после захвата немцами различных европейских стран занимался ловлей грузовых кораблей принадлежавших тем странам в азиатских водах с целью не допустить их попадания в руки немцев. В августе 1941-го года он участвовал в захвате иранского порта Bandar Shahpur где укрывались 8 немецких и итальянских грузовых судна. В 1942-м году он участвовал в эвакуации Сингапура, а потом водил конвои в австралийских водах. В феврале 1943-го его формально передали австралийскому флоту и переделали в десантный корабль. В этой конфигурации он был вооружен следующим образом - 1х4" зенитка, 2х40мм Бофорса, 2х2-фунтовых пом-пома и 12х20мм Эрликонов. Он мог перевозить 1280 солдат н нес 22 LCVPs и два LCM. В этой роли он участвовал в высадках в Новой Гвинее, в заливе Лейте, в заливе Лингаен и Борнео. После войны он в течении 5-ти лет занимался перевозкой солдат, военно-пленных и беженцев по различным местам, а в 1950-м году был возвращен владельцам. После этого он проработал еще 23 года на различные компании и в 1973-м году был продан на слом.
В гражданском флоте СССР я разбираюсь плохо и в связи с этим появилось несколько вопросов. Во первых, если есть еще какие-то подробности про сам инцидент было-бы интересно почитать, так же интересно что было с Маяковским во время войны. Во вторых были-ли другие случае захвата советских судов союзниками между началом ВМВ и началом ВОВ? В третьих на сколько это была стандартная практика в 39-м/41-м году возить грузы для Германии из нейтральных стран на советских бортах и почему их тогда не маскировали под советские если был такой шанс потерять судно. Ну и последнее, как реагировал СССР на такие инциденты?
Но вообще этот инцидент это хорошая иллюстрация почему надо иметь мощный флот - ведь Японское море это уже практически Советские воды... Если взять похожую гипотетическую ситуацию, вряд ли бы англичане остановили бы американский сухогруз в Мексиканском заливе, будь у них подозрения на то что он везет контрабанду или нет...
Фотографии из коллекции
Australian National Maritime Museum. За наводку на архив спасибо
ext_2755963. Немного кликабельно.
1.
Владимир Маяковский во время перехвата
2.
MV Kanimbra до мобилизации
3.
Маяковский на горизонте
4.
Сам момент перехвата. Интересно что на горизонте находится еще одно судно, возможно это и есть французский "крейсер" про которого писали австралийцы.
5.
Еще одно фото оттуда
6.
Маяковский
7.
Спуск проверочной команды с Канимблы
8.
Проверочная команда идет к Маяковскому
9.
Еще одно фото
10.
Канимбла маневрирует что бы подойти вплотную к Маяковскому. Видно носовое 6" орудие.
11.
Еще одно фото поближе
12.
Зачем они так близко подходили не знаю
13.
Конец заведенный с носа Канимблы к корме Маяковского. Видна одна из бортовых 6"-к крейсера.
14.
Нос Маяковского. На заднем плане скорее всего французский вспомогательный крейсер.
15.
Еще одно фото
16.
Нос с другой стороны
17.
Надстройка Маяковского. На палубе виден экипаж и всегда выделяющийся кок :).
18.
Ходовой мостик
19.
Задняя часть Маяковского
20.
Корма. Судя по порту приписки Одесса, во Владивосток он так и не попал.
Немного фото Канимблы в 1941-м году во время захвата иранского порта Bandar Shahpur
21.
Канимбла в иранском порту после его захвата. Справа видна канонерка HMS Cockchafer, про которую я недавно писал.
22.
Возле захваченного немецкого сухогруза Hohenfels
23.
SS Hohenfels вблизи
24.
Иранская канонерка пытается уйти от союзных кораблей. По крайней мере это то что я думаю происходит :).
25.
Экипаж Канимблы с трофеями