Просматривая фото-коллекцию времен ПМВ в американских национальных архивах я наткнулся на серию фотографий под громким названием "German raider "Alexander Agassiz" captured and taking into port by American Warship" (Немецкий рейдер "Alexander Agassiz" захвачен американским военным кораблем и будет уведен в порт). Вот только то корыто что было запечатлено на фото ну совсем не подходило под такую броскую подпись...
1.
Американская канонерка USS Vicksburg и немецкий "рейдер" Alexander Agassiz
Покопав историю чуть глубже, она оказалась очень необычной и достойной целого приключенческого рассказа. 85-футовая шхуна "Alexander Agassiz" была построена в Сан Диего в 1907-м году как исследовательский корабль и названа в честь швейцарского морского биолога. 7 лет она занималась исследовательской работой в районе Сан Диего, а с 1914-го года в основном стояла на приколе. В 1917-м году ее взяли в аренду три инвестора из Лос Анджелеса, которые собирались использовать ее для каботажа на мексиканском побережье. Главной среди них была женщина по имени Maude Lochrane. В реалиях 1917-го года, официальным директором компании числился William Taylor (один из партнертов в фирме), а Maude была "секретаршей". Ее описывали как женщину средних лет (на тот момент ей было 39 лет) с ярко-рыжими волосами. Maude была сиротой, но преуспела в различных работах открытых для женщин тех лет - секретарь, помощница у пожилых женщин, продавец и бухгалтер. Откуда сирота нашла деньги на покупку шхуны непонятно, но в 1907-м году ее обвинил в воровстве ее работодатель (она работала бухгалтером в центральной Калифорнии). Правда это или нет неизвестно, но она быстро уехала в Техас, и вернулась в Калифорнию только через 7 лет, в 1915-м году, когда срок давности истек и ее уже не могли арестовать за это. Она всегда мечтала иметь свою компанию по перевозке грузов и смогла уговорить нескольких богатых друзей одолжить ей часть денег на аренду шхуны. После переоборудования шхуны Taylor и третий партнер, сводный брат Maude - Frank Wheeler, повели ее в Мексику организовывать перевозки, а Maude осталась в Лос Анджелесе.
Прошло несколько месяцев без новостей от них и Maude начала волноваться. Потом пришла телеграмма что они перерегистрировали шхуну под Месиканкий флаг, так как по законам Мексики каботажные суда облагались большими пошлинами если они не несли мексиканского флага, и получить хоть какую-то прибыль без этого было не реально. Само по себе это не стало бы проблемой, если бы США не вступило в ПМВ и американское правительство не выпустило приказ что запрещает американским судам менять флаги. Maude грозил штраф или даже арест, по этому она села на первый пароход и отправилась в Мазатлан решать проблему. После некоторых разборок и мытарств там, которые не имеют близкого отношения к нашему рассказу, флаг был поменян назад, а оба партнера Maude решили что овчинка выделки не стоит и отправились назад в США. А Maude, будучи сильной женщиной, не хотела бросать свою мечту и решила заниматься бизнесом сама. Дела у нее шли не сильно лучше чем у ее партнеров, а в добавок к этому двигатель шхуны сильно поизносился и ему требовался ремонт, на который у Maude не было денег.
Тут на горизонте появился американский механик по имени Cornelius Heinz который согласился помочь ей с ремонтом двигателя. С ним работали еще три человека - два норвежца и голландец. Все четверо были хорошими специалистами и быстро починили все проблемы шхуны. А за пару дней до начала ремонта на горизонте появился капитан по имени Franz Bauman и предложил Maude бросить бизнес в Мексике и податься на юг, где можно нормально работать без различных Мексиканских ограничений. Он в свою очередь был готов управлять кораблем без денег, за то что она его доставит на юг. Maude решила что ее везение наконец-то пошло в лучшую сторону и тут-же согласилась, не спрашивая себя почему ей вдруг так повезло.
Новые персоналии в этой истории были не совсем обычными людьми для той местности. Franz Bauman был капитаном одного из немецких судов интернированных в мексиканском порту Santa Rosalia и а так же офицер резерва немецкого флота. А Cornelius Heinz, хоть и родился в Америке, был сыном коренных немцев и большим немцефилом. Он переехал в Мексику после вступления США в ПМВ что бы убежать от призыва, и в США его ждал год тюрьмы. В Мексике он засветился в разных аферах и был должен куче людей деньги. Двух этих людей свел вместе немецкий консул в Мазатлане Fritz Unger, который присмотрел шхуну еще шесть месяцев назад, и даже зафрахтовал ее для поездки в один из местных портов. В троем они придумали гениальный план - они захватят Agassiz и используя немцев проживающих в Мексике, а так же ресурсы интернированных судов, займутся рейдерством против коммерческих перевозок в Тихом океане. С интернированных немецких судов они получат карты местности, навигационные приборы, а так же "тяжелый пулемет", а консул им выдаст стрелковое оружие поможет с вербовкой экипажа. От Maude они "избавятся" при первой возможности. Кроме "славы", они еще и получат процент от захваченных грузов. Правда он будет выплачен им после того как они вернутся в Германию... Капитан и механик набрали в экипаж еще четырех немцев (двух коренных и двух американцев с немецкими корнями) оказавшихся в Мексике на начало войны. 12-го марта Unger принял у всех них присягу Кайзеру и дал разрешение на начало операции, выдав им немецкий флаг, официальное письмо с разрешением на рейдерство, а так же шифр. Шхуна должна была выйти в море через неделю после этой встречи.
Параллельно с этим Maude активно переписывалась с американским консулом в Мазатлане по имени W.E. Chapman. Он ей помогал в разрешении проблем связанных со сменой флага, и даже собирал деньги у местной американкой общины что бы ей помочь разрешить некоторые ее финансовые трудности. По этому шхуна на тот момент уже находилась на виду у местного консульства. Кроме помощи местным американцам, одной из его главных задач было предотвращение немецкой деятельности в Мазатлане и окрестностях. Со своей стороны, американский флот так-же не забывал про
историю с рейдерством немецких крейсеров в мексиканских водах в начале войны и летом 17-го года послал различные второстепенные корабли флота патрулировать международные воды в районе Мексики. Корабли находились в международных водах, заходя в порт только для пополнения запасов на разшенные договорами 24 часа.
А вот тут дальше начинается шпионская часть нашей истории. Как у любого уважающего себя дипломата тех времен, у американского консула была своя сеть из местных шпионов, одним из которых был и был Cornelius Heinz. Так что, когда Cornelius встретился с консулом 9-м марта, он ему передал все подробности немецкого плана. Консул конечно слегка офигел от такого, но срочно послал шифрограмму в Вашингтон. Там к этой информации отнеслись серьезно и быстро передали ее флоту который послал туда канонерскую лодку USS Vicksburg. А пока канонерка шла к Мазатлану, консул пытался предотвратить выход шхуны в море своими путями, одним из которых было требование к Maude отдать официальные корабельные бумаги в консульство, так как без официальных бумаг судно не могло выйти в море. Maude, по наводке немцев, отнекивалась и говорила что они были в шкафчике испорченным водой и она не может его открыть. Это продолжалось до 15-го числа, когда USS Vicksburg зашла в Мазатланский порт. Командир канонерки - лейтенант Reordan встретился с консулом который попросил его проверить Agassiz. Он прогулялся в порт и проверил Agassiz, параллельно пообщавшись с Maude. Reordan убедился что на борту находятся немцы, шхуна в хорошем состоянии, но при этом не видно никаких внешних следов что она собирается в рейдерство. Американцы оставили двух матросов с сигнальным фонарем на холме над местом где стояла шхуна и отправились назад на корабль.
Всего этого естественно не могли не заметить немцы. Более того, Heinz где то прокололся и немцы начали его подозревать в предательстве, даже вызвали в консульство и предупредили что если он и предаст то его в живых не оставят. Они так-же заметили вспышки сигнального маяка над шхуной. На следующий день, по истечению 24-х часов, мексиканские власти попросили USS Vicksburg покинуть порт, что канлодка и сделала во избежание скандала. Так как максимальная скорость канлодки была всего на узел больше чем теоретическая скорость шхуны (13 узлов против 12-ти), то флот послал к Мазатлану еще три корабля - охотник за подлодками SC302, вооруженный транспорт USS Brutus и патрульную шхуну USS Rainier - что бы в случае чего иметь возможность окружить немцев. Со своей стороны немцы выгрузили с судна пулемет, что бы если их остановят американцы на борту не было ничего инкриминирующего. Пулемет погрузили на лодку, которую капитан Bauman, вместе с еще одним немцем, повели к дальним островам у выхода из гавани, что бы там, после того как Agassiz пройдет американскую блокаду загрузить их назад. Шхуна же в свою очередь приняла запасы на 90 дней, а так же взяла на борт мексиканских пассажиров в качестве камуфляжа вышла в море 17-го марта.
Собственно само рейдерство неудачливых каперов продолжалось всего два часа. В 11 утра шхуна отошла от берега, а в 12:25 на выходе из порта из-за угла вышел USS Vicksburg с приказом становиться. Немцы пытались уйти от американской канонерки, но в итоге подойдя на дистанцию в полтора километра он сделала предупредительный выстрел из пушки и в 12:45 немцы остановились. Пока канонерка подходила к шхуне, экипаж активно выбрасывал за борт инкриминирующие вещи, но когда американцы поднялись на борт они там нашли стрелковое оружие, шифр и немецкий флаг. Весь экипаж и пассажиров шхуны перевезли на канонерку, а на борту поставили призовую команду. После этого Vicksburg вернулся назад в Мазатлан, где мексиканские выразили ему свое "фи" на тему захвата судна в их территориальных водах, но сделать на эту тему ничего не могли. А американцы, оставив мексиканских пассажиров шхуны на берегу, пошли в Сан Диего со своим призом. Пока они шли домой газеты США уже писали про "Тяжело вооруженный рейдер, который захватил доблестный американский флот".
К приходу в Сан Диего история перешла из шпионской в адвокатскую. Что бы решить был ли захват шхуны правомерным был собран призовой суд. Американское правительство обвиняло экипаж шхуны в пиратстве и работе на врагов США. Суд длился около месяца и прослушав доказательства правительства и адвокатов Maude (их ей оплатил ее богатый друг из Лос Анджелеса, который ей одолжил деньги в начале этой истории) суд решил что собственно пиратских актов совершено не было, так как судно захватили задолго до того как оно могло это сделать. Захват судна был признан правильным, но так как собственно никаких реальных преступлений совершено не было то судно было возвращено его владелице Maude Lochrane. При этом судебные расходы были разделены пополам между Maude и американским правительством - каждый из них был должен $75. Ну а немцы из экипажа попали в лагерь военнопленных до конца войны.
Вот такая крутая приключенческо-шпионско-судебная история. В заключение, как подобает в таких историях, я напишу что случилось с ее фигурантами в будущем. Maude Lochrane получила свою шхуну назад, но лучшей бизнесвуман от этого не стала, и не смотря на то что ей удалось договорится на то что бы Agassiz использовали для съемок фильма "Such a Little Pirate" в 1919-м году, денег она ей все равно не приносила и в 1920-м году была продана с аукциона за $4200, что бы оплатить долги ее компании. Сама Maude больше ни в каких ярких историях не засветилась и умерла в середине 40-х годов. Cornelius Heinz избежал тюрьмы и таки зарегистрировался для призыва, но так как у него была беременная жена получил отсрочку. После войны он завел несколько успешных бизнесов, развелся, женился опять и один из его четверых детей, Cornelius Heinz Jr., был навигатором на В-17 и был сбит над Германией в 43-м году, но выжил и провел два года в лагере военнопленных. Cornelius Sr. умер в Лос Анджелесе в 1958-м году в возрасте 68-ми лет. А командир USS Vicksburg - лейтенант Charles Edwin Reordan дослужился до капитана и 7-го декабря 1941-го года встретил в Перл Харборе командуя линкором USS Tennessee. Закончил он войну командуя ВМБ Key West. Он умер в 1947-м году в возрасте 58-ми лет. Ну а главный герой этой драмы - шхуна Alexander Agassiz была продана в Сан Франциско, компании по ловли тунца, и осенью 1920-го года в тумане выскочила на камни недалеко от маяка Point Reyes в 50 км на север от Сан Франциско...
Эту историю со значительно большими подробностями можно почитать в книге
Treacherous Passage: Germany’s Secret Plot Against the United States in Mexico During World War I.
2.
Alexander Agassiz в более счастливое время - перед спуском в 1907-м году 3. Maude Lochrane в апреле 1918-го года.
4.
Alexander Agassiz 17-го мая во время захвата
5.
Американская канонерка USS Vicksburg и немецкий "рейдер" Alexander Agassiz
6.
Немцы из экипажа шхуны, немецкий флаг и оружие найденное на борту
7.
Пленные немцы в наручниках на борту Виксбурга