Феномены мышления, которые заставляют людей принимать неверные решения

Aug 03, 2015 09:01

Зачастую люди задаются вопросом, почему что-то пошло не так, как задумывалось. Оказывается, что в этом, возможно, нет осознанной вины людей. Психологи выделили несколько явлений, которые влияют на принятие решений, и дают объяснение психологическим парадоксам. Знание этих вещей позволит избегать неверных решений.

Эффект неоднозначности
Эффект неоднозначности - явление, при котором люди принимают решения на основе того, что они знают о результатах. Если человек представлен перед выбором и знает результат одного из вариантов, то он выберет его, вне зависимости от того, насколько выгодным может быть другой вариант. К примеру, когда речь заходит об инвестировании в фондовый рынок, люди будут сначала вкладываться в старые, хорошо известные акции, а не в новые технологии, которые могут принести небывалые доходы, а могут и полностью обанкротиться.

Рифма
По результатам исследования, проведенного Lafayette College, люди расценивают фразы, которые рифмуются, как более правдивые и более точные. Также это верно по отношению к броским фразам, которые, что называется, "прилипают к языку". К примеру, участники исследования сочли фразу "финансовый успех делает людей здоровее" маловероятной, то фраза "богатей и становись здоровей" нашла явный отклик. Когда слоган какой-либо продукции рифмуется, то этот продукт вызывает больше доверия.

Иллюзия кластеризации
Иллюзия кластеризации - название, которое было дано заблуждению, в ходе которого люди видят некие закономерности в наборе случайных происшествий, даже когда между ними нет никакой взаимосвязи. Иллюзия вырабатывается тогда, когда человек замечает что-то, что является абсолютно случайным, и начинает выстраивать какие-то закономерности. Примером тому является лотерея: когда 3 тиража подряд выпадает число "1", то на 4 розыгрыш большинство людей начнут отмечать единицу в билетах.

Асимметричное доминирование и эффект приманки
Этот эффект проявляется тогда, когда люди выбирают один из двух вариантов, сравнивая их оба с третьим вариантом. Приведем пример выбора между двумя ресторанами. В одном из них очень хорошая еда, но до него далеко добираться. Другой находится рядом, но еда в нем не настолько хорошая. Довольно трудный выбор? До тех пор, пока не появляется третий вариант - ресторан с действительно плохой едой на расстоянии где-то между двумя первоначальными ресторанами. Сравнение первых двух вариантов с третьим полностью меняет результат. Изначально вопрос стоял так: качество еды или расстояние до ресторана. В случае с 3 вариантами, вопрос превращается в "какой ресторан превосходит два других", и очевидным выбором становится ресторан, в котором более лучшая еда, нежели в среднем ресторане, а также который более удобен, чем отдаленный ресторан.

Дефицит эмпатии
Это общепризнанная проблема. Люди судят о всем "со своей колокольни" и просто не пытаются поставить себя на место другого человека. Подобный эффект часто приводит к тому, что родители недооценивают потребности своих детей. Дети воспринимают мир совсем иначе, чем взрослые, но взрослые могут легко забыть принять это во внимание.

Эффект Пельцмана
Названный по имени профессора университета Чикаго Сэма Пельцмана, эффект приводит к тому, что слишком много устройств, связанных с увеличением безопасности, а также излишнее количество требуемых правил техники безопасности вызывают больше несчастных случаев и травм из-за чувства ложной неуязвимости. Когда человек чувствует себя неуязвимым, то он начинает принимать более рискованные решения. Например, ношение ремней и шлема может привести к более опасному вождению, потому что люди начинают чувствовать себя более защищенными, когда одевают защитную амуницию.

Эффект экономии времени
Логично предположить, что если ездить быстрее, то до конечного пункта доберешься быстрее и сэкономишь кучу времени. Реальность на самом деле гораздо сложнее. В ходе психологических исследований было установлено, что следующее: когда человек ведет машину с разумной, относительно низкой скоростью и понимает, что он опаздывает, то он увеличивает скорость. Проблема в том, что люди обычно значительно недооценивают, сколько времени они сэкономят за счет даже небольшого ускорения. Данный эффект резко меняется когда скорость уже набрана - это заставляет людей переоценивать количество сэкономленного времени.

Эффект Даннинг-Крюгера
Эффект Даннинг-Крюгера является психологическим парадоксом. Люди, которые имеют низкий уровень квалификации, делают неправильные выводы, а также принимают неудачные решения. Однако они не могут осознать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации. Подобное непонимание своих ошибок приводит к тому, что ошибающиеся люди убеждены в собственной правоте. Соответственно, это приводит к повышению самоуверенности и чувству своего превосходства. Что парадоксально, на самом деле компетентные люди склонны сомневаться в себе, а также своих способностях и решениях.

источник

текст

Previous post Next post
Up