Парадокс. Интернет, достигнув значительного проникновения, занял весомое место в медиапланах компаний. Вместе с тем, увеличение бюджетов уже не приносит ожидаемой отдачи.
Традиционная банерная реклама достигла, кажется, своего апогея. Все аналитики в один голос заговорили о проблеме отторжения. Действительно кричащие, убегающие от мышки и разноцветные баннеры могут вызвать ненависть и ко вполне безобидным продуктам.
В чем выход для Маркетологов и рекламистов?
В таких условиях, особый вес приобретает
маркетинг или PR в социальных медиа (SMM).
SMM - набор инструментов открытого диалога с клиентами. В чем секрет его успешности?
Социальные медиа , в т.ч. Социальные сети, накопили такую аудиторию, что компании уже не могут игнорировать массив мнений и отзывов о себе и своих продуктах, генерируемый пользователями.
Исследования показывают, что до 67% людей доверяют не прямой рекламе, а советам друзей и лидеров мнений.
Одним из базовых инструментов SMM являются сообщества и группы в Социальных сетях (СС). Это объясняется возможностью сегментировать аудиторию разных объемов и по любым параметрам.
* Вы продаете товары для малышей? - пожалуйста, группа «Обожающих маленьких детей» 191 тысяча участников в «Одноклассниках».
* Ваши клиенты - фотолюбители? - пожалуйста,
«Клуб фотолюбителей» 570 тысяч человек во «Вконтакте» и т.д.
В чем отличие от традиционных форумов?
Сама идея работать с клиентами в группах по интересам не нова. Форумы любителей Mitsubishi или, например, форумы вышивальщиц существовали со времен основания интернет.
Социальные Сети создали революцию потому, что стали мощными концентраторами аудитории. По статистике, средний пользователь большую часть времени использует всего 3 страницы. Поисковик, Профессиональный и/или информационный ресурс и Социальную сеть.
Причем, если раньше место стартовой страницы занимали поисковики и новостные ресурсы, то сейчас их значительно потеснили Социальные медиа.
«Одноклассников» можно любить или ненавидеть, но факты говорят сами за себя.
82% пользователей Рунета состоят в Социальных сетях всех мастей.
Тройка лидеров «Одноклассники», «Вконтакте», и «Мой мир@mail.ru» накопили гигантские цифры аккаунтов: 33мл. , 32мл. и более 28мл.
Кроме того, существует большое количество нишевых Социальных сетей, таких как: kuking.net - любители готовить, rb.ru - деловая сеть, yagoodza.ru - о вещах, которые интересны людям, tvidi.ru - первая СС для детей, mirtesen.ru- жизнь на карте, eka-mama.ru - сообщество родителей и т.п.
Какие задачи решают компании с помощью Социальных сетей?
1. Имидж компании
Системная работа с клиентами в Социальных сетях позволяет не только мониторить отзывы и мнения о продуктах, и вовремя отвечать и корректировать нежелательные стереотипы, но и формировать восприятие компании или персоналий.
Кроме того, не редки случаи своевременного выявления и подавления черного PR в адрес компаний.
2. Продвижение компании или продукта
Как и прочие инструменты маркетинга, SMM позволяет повышать знание ЦА о продуктах и услугах, увеличивать лояльность аудитории и управлять общей окраской отзывов и рекомендации о бренде.
А самое важное, прямой диалог позволяет вовлекать человека в процесс потребления. И Социальные сети в данном случае гораздо эффективнее традиционных корпоративных сайтов.
Продвижение в СС особенно актуально для рынков, где важно личное доверие покупателя к Бренду. Медицина, Юридические и Бухгалтерские услуги, Продукты питания, Товары для детей и др.
Хорошие результаты показывают продукты, потребление которых связано с образом жизни ЦА интересами и хобби, например: спорт, домашние любимцы, путешествия, учеба, игры и т.п.
Рассмотрим подробнее инструменты.
1. Брендированное сообщество
Мы уже говорили о том, что создание сообщества из поклонников своей компании является эффективным инструментом.
В частности Вы можете встретить группу Beeline в «Одноклассниках», Клуб любителей SonyEricsson во «Вконтакте», Клуб журнала Маркетинг Менеджмент в бизнес-сети «rb.ru» и т.п.
Этот инструмент особенно эффективен для брендов, которые уже имеют тысячи поклонников и противников. В таком случае Группа в СС позволяет общаться со своей аудиторией на ее территории. Значимость собственных сайтов компаний значительно снижается, т.к. общение переносится прямо в центр социальной среды.
Нужно отметить, что такие группы иногда создаются не маркетологами компаний, а самими пользователями. Ими движет желание обсуждать продукт, обмениваться положительным и отрицательным опытом.
Хорошо известно, например, что страничка Coca-Cola в социальной сети Facebook занимает сегодня второе место по популярности после страницы посвященной президенту США Бараку Обаме. Всего Coca-Cola посвящены 254 группы в Facebook. Но самая популярная из них создана вовсе не маркетологами компании, а двумя жителями Лос-Анджелеса, которым просто нравился напиток.
Если Фан-клуб создан не Вами, а самими пользователями, постарайтесь наладить с ними открытый диалог и обеспечить присутствие официальных представителей компании в группе.
Общаясь с аудиторией в своей группе Важно помнить:
• Все члены сообщества считают себя равноправными участниками диалога. И они совершенно правы. Компании понимают, что даже один - два отрицательно настроенных персонажа могут значительно испортить имидж компании. Необходимо привыкать к новым реальностям. Общение Бренда и потребителя сегодня диалог, а не монолог, как это было раньше.
• Отрицательное мнение - это хорошо! Не бойтесь разгневанных клиентов. Любое отрицательное мнение - путь к конструктивному диалогу, и компания всегда может с честью выйти из любой ситуации. Не говоря уже о том, что просто помочь человеку, который попал в неприятную ситуацию, общаясь с Вашим Брендом.
Работу с клиентами в СС нужно рассматривать еще и как Службу Качества мгновенного реагирования с максимальным охватом.
2. Сообщество по интересам
Во всех ли случаях требуется вешать логотип над входом?
Конечно, нет.
Иногда сегмент товаров, с которыми работает компания, очень узок. Или сама компания молода и еще не имеет большого круга поклонников.
В таких случаях актуальнее создавать группу вокруг интереса, который объединяет Вашу Целевую Аудиторию.
Например, для производителя футбольных принадлежностей подойдет группа «Одержимые футболом» (реальный пример СС «Вконтакте»), производителю детского питания актуально создать клуб «Веселая вкуснотища» (реальный пример СС «ЕКА-МАМА»), а для продвижения услуг бизнес-тренеров можно создать группу Отдел продаж (реальный пример СС «Одноклассники»)
Одной из особенностей работы с ЦА в такой группе является возможность прихода в нее других компаний.
Социальные сети - это открытое пространство, они принадлежат только своим акционерам. Т.о. группа, которую Вы создаете, не является Вашей собственностью, равно, как и контент и обсуждения, которыми она наполняется. Вместе с тем, Ваши администраторы всегда имеют возможность направлять общение в форумах и пресекать прямую рекламу конкурентов.
Хорошим стилем является объявление, которые описывает все правила поведения в данной группе.
Подумайте, нужно ли огораживать свою территорию «колючей проволокой»? Во-первых, клиент всегда любит выбирать, и Ваша задача только вовремя напоминать о своих конкурентных преимуществах. С другой стороны, если Вы производите спортивную одежду, то информация от компании, предлагающей в аренду футбольные поля, не таит угрозы Вашему бизнесу, а напротив, несет полезную информацию для участников группы.
Важные элементы любой группы - это информация, т.е. контент, и активность участников. Для создания и продвижения популярного сообщества требуется учесть несколько деталей. В данной статье коснемся самых важных.
Контент. Прежде чем приглашать в группу первых участников постарайтесь наполнить ее интересной и полезной информацией. Видео и фото материалами, справочной информацией. Добавьте fun и позитив. Не дожидайтесь, пока пользователи сами наполнят группу. Этого может и не произойти.
Активность. Пристальное внимание нужно уделить активизации участников группы, особенно в первые месяцы ее жизни. Известный факт, что в любом сообществе активно общаются лишь 10% его участников, остальные ограничиваются чтением форумов и одиночными репликами. Это значит, что Вам нужно продумать программу коммуникаций внутри группы заранее, чтобы она не получила звания в самого скучного сообщества.
3. PR в существующих группах
Зачастую, анализ целевых аудиторий в СС показывает, что Сообщества с аудиторией, подходящей для Вашего продукта уже существуют. Причем, они могут насчитывать десятки и сотни тысяч участников.
Кроме того, существуют случаи, когда Вам необходимо оповестить об открытии нового модного бутика, или узнать отношение аудитории к продукту.
В этих случаях актуально обсудить с модераторами найденных групп возможности работы Ваших редакторов на их территории.
Не торопитесь сразу оплачивать размещение логотипа в аватаре группы. В Социальных медиа больше ценится общение.
Среди эффективных инструментов PR в группах:
• Опросы;
• Конкурсы и лотереи всех мастей;
• Организация обсуждений в форумах;
• Проведение несложных, но увлекательных игр;
• Организация флешмобов;
• Общение с известными персонажами и т.п.
Периодически можно видеть предложения «скрытого маркетинга» в социальных сетях. Не торопитесь соглашаться.
Я уже отмечал и повторю снова, участники Сетей привыкли доверять открытому и честному общению. Любые попытки скрытых манипуляций могут быть выявлены, и тогда бойтесь реакции людей. Обычно следует немедленное и всенародное осмеяние. Если только скандалы не составляют основу Вашей стратегии коммуникаций. Не стану отрицать, что для продвижения некоторых известных персонажей, как и в желтой прессе, в интернет используется информация «с перчинкой».
4. Продвижение Персональных аккаунтов
Данный инструмент продвижения актуален, для всех, кто привлекает аудиторию через личные контакты или работает над образом Гуру: Политики, Звезды эстрады, Консультанты, Медийные персоны и Владельцы корпораций.
Например, Вы может встретить Владимира Жириновского на «Мой мир@mail.ru» или Дмитрия Диброва в «Одноклассниках».
Продвижение персональных Анкет абсолютно оправдано в сетях посвященных бизнесу и полезным связям, например «Мой круг» или «Rb.ru».
Необходимо учесть, что и тут есть свои нюансы.
Во-первых, если персона уже достаточно известна, нужно позаботиться, чтобы администрация СС, в которой будет создан профиль, подтвердила, что это оригинальный аккаунт, т.к. в сети существуют тысячи Алл Пугачевых и Бредов Питов.
Во-вторых, создав аккаунт, нужно быть готовым к общению. В смысле, к шквалу пожеланий, сообщений и предложений. Конечно, в данном случае актуально доверить ведение профиля и модерацию сообщений профессиональному редактору, а в зависимости от целей, и целой группе.
В-третьих, доверив техническую и редакторскую работу профессионалам, не забывайте, что общаться хотят все-таки именно с Вами. Все понимают, что Блог Дмитрия Медведева в ЖЖ и на kremlin.ru обеспечивает целая группа профи, но видеообращения президента нельзя заменить ничьими другими.
В-четвертых, помните о регулярности. Если Вы создали профиль для расширения своих профессиональных связей и поиска партнеров, то не забывайте регулярно отвечать на сообщения новых друзей и обновлять информацию в своем профиле.
Если у Вас нет времени лично читать сообщения и отвечать каждому, выделите по часу в день, три раза в неделю. Пусть редактор зачитывает сообщения и записывает ответы. Важно чтобы человек не подумал об обмане, услышав Эксперта вживую, после 3х месяцев общения в сети.
5. Брендированные Аккаунты и персонажи.
Разновидностью предыдущего инструмента является создание анкет виртуальных персонажей. Например, Вы создаете и продвигаете анкету Вашего фирменного талисмана.
Креативно подошла к созданию таких профилей компания Атлант-М. Во многих социальных сетях и блогах был создан виртуальный персонаж Денис Козлов.
Холдинг раскручивал не бренд или товар, а консультанта, который общается с потенциальными клиентами и отвечает на вопросы. Конечно, это собирательный образ менеджеров компании, однако, рекламистам удалось сделать его ярким и узнаваемым.
Много слов сказано об ошибках этой коммуникационной кампании. Однако я считаю замечательной тенденцию: аудитория общается не с холодным и неприступным брендом, а с живым и приветливым консультантом. Это хороший шаг на пути к доверию.
Завершая материал, я хотел бы развенчать несколько
мифов о продвижении в Социальных сетях. 1.SMM - сродни шаманству и гаданию на кофейной гуще.
Работа в Социальных сетях должна быть подчинена единой стратегии коммуникаций компании и строиться на основе утвержденного медиаплана. Выбор тех или иных инструментов должен делаться в зависимости от анализа Целевой Аудитории и конкретных бизнес-задач.
2. Можно попробовать продвигаться в Социальных Сетях в свободное от основной работы время, между чашкой кофе и бутербродом.
Как и любой инструмент маркетинга, PR в Социальных сетях эффективен, когда носит массированный и регулярный характер. Если уделять этому 5 минут в день, то Вы не получите представления об эффективности этого инструмента.
3. Если мы привлекаем агентство к организации PR в Сетях, то остается только ждать увеличения звонков.
Диалог с аудиторией в Социальных сетях требует оперативного реагирования и Службы качества, т.к. зачастую люди пишут о реальных проблемах, и отдела продаж, и представителей производства и, конечно, отдела маркетинга. Задача Модераторов и Редакторов состоит в том, чтобы привлечь дополнительное внимание к бренду и сделать диалог комфортным и для компании и для клиентов.
Симон Клифт, директор по маркетингу компании Unilever, сказал : «По мере того, как отрасль будет развиваться, социальные медиа станут главным маркетинговым инструментом … Сам факт того, что потребители используют социальные медиа для того, чтобы вести ответный разговор с брендами означает, по сути, что все основы маркетинга изменились».
Впервые статья частично опубликована в журнале
"Маркетинг Менеджмент" №5-6,2009
Еще статьи на тему:
Компании должны уделять больше внимания мнениям своих покупателей! Понравилась заметка? Подпишитесь на обновление блога!