Предыдущая часть тут
Финальный рывок к последней точке норвежского путешествия-2011. Впереди нас ждал мыс Нордкап, а с ним - несколько поучительных или не очень разоблачений
Не буду начинать с разоблачений - я ж не НТВ, в конце-концов. Поведу песнь в хронологическом порядке. Утром мы проснулись. Хорошая привычка, кстати - с трудом себя приучаю каждый раз и каждый раз срываюсь... Прямо возле домика был обнаружен указатель Чего-то-там-фоссен. Как заматеревшие покорители земель викингов (пока они сами отлучились), мы знали, что всякие фоссены - это неспроста и скорее всего (да здравствует научный подход с повторением эксперимента) там есть водопад. В "путеводителе", составленном нами перед поездкой, водопадика не было. Гуглмапс его, кстати, тоже не показывает мне вот сейчас. Так что название я не нашёл сейчас, а сфоткать табличку не додумался. Ну, все знают, что у меня в метаданных фоток можно глянуть координаты места, так что и без названия обойдёмся. Водопад оказался небольшим - меньше десятка метров, но достаточно красивый для рассмотрения.
Собрались мы с хорошей мыслью в голове - сегодня мы доедем до самого севера, а потом - на юга, домой. Признаться, не последнюю роль в этом сыграла нехорошая погода, испортившая почти всю поездку. Да, раз уж вспомнил - погодка и в этот день не радовала. Мы помчались на Нордкап. По дороге встретили большое стадо оленей, но не стали останавливаться и фотографировать, потому что их на пути должно было встретиться ещё немало, а время поджимало. Я так и сказал всем - обещаю, что оленей еще насмотримся. Хорошо, что никто потом не вспомнил... Я думал, что мы после Нордкапа поедем по самому северу Финляндии, через тундру, где оленей должно быть много, а мы повернули назад через Норвегию, где, в общем-то, тоже должно быть оленей (все говорят), но больше нам не встретились эти прелестные создания (вроде пару раз одиночных наблюдали только).
Скоро сказка сказывается да кошки делаются, а мы два часа, не визжа тормозами, катились по норвежской дороге типа "карусель, карусель, прокатись на нашей карусели", пока не подъехали к зовущему туннелю. А вот теперь время разоблачений. Я с удовольствием с самого начала поездки всем рассказывал, какой большой обман этот Нордкап, но меня не слушали, потому что людям надо верить в лучшее, а таких, как я, в Финляндии называют Ilonpilaaja. Но, в принципе, всю глубину норвежского цинизма даже я не мог принять и верил, что страшилки преувеличены. Заодно стало понятно, почему так заливисто смеялась бабушка в одном из кемпингов в начале нашего пути. Итак, сухие факты:
Нордкап "считается" самой северной точкой Европы. Считается он так из-за туристических соображений ну и, в меньшей степени, из-за исторических обстоятельств. Пишется в оригинале Nordkapp . Действительно, это очень на севере. Солнце не садится тут уже с 14 мая и до 29 июля. Назвали его Нордкапом в 1553 году и использовался он для навигации, так как был очень приметен. В 1664 году, после двух лет путешествия на своих и на чужих ногах, сюда добрался первый человекбез ружья - какой-то поп из Италии. Пару сотен лет туда залезали самые сливки общества - короли и той же масти кровопийцы. В 1875 году агенство Томаса Кука, путеводители которого я иногда (редко) использую, организовало первую тургруппу на мыс. Поверьте, им было очень непросто... Ну а потом понеслась - сейчас по асфальтированной дорожке на "самую северную точку" въезжает по 200 000 лохов человек в сезон. Только вот "самая северная точка Европы" - самозванка. Небольшой мыс Knivskjellodden слева от скопления толп туристов выступает на полтора километра севернее, чем Нордкап. Туда можно добраться пешком, пройдя восьмикилометровый трек часика за три. В одну сторону, конечно. Это для любителей поставить "точку" в карте личных достижений, не менее бессмысленную, чем официальная на мысе. Кто пойдёт - не забудьте в машине на торпеду положить бумажку, кто вы, как связаться, когда вышли в путь. А то беспокоиться будут служивые. Угнать машину там всё равно нереально - жопа мира с несколькими блок-постами...
Это не всё про самозванцев... Вообще-то Нордкап расположен на острове, к которому ведёт туннель длинной чуть ли не десять километров, поэтому назвать его самой северной материковой точкой Европы нельзя. Материковая Европа заканчивается мысом Kinnarodden, который правее. А среди островной части Европы (островов, входящих в материковую группу) выделяются мыс Флигели на Земле Франца-Иосифа. Землю Франца-Иосифа некоторые завистники (ай-яй-яй!) называют территорией варваров частью Азии и выводят на первое место островок Rossøya, находящийся под пятой Норвежской, опять-таки, монархии. То есть - все знают про обман, но раз берут - чего б не продать? И продают... А теперь, товарищи, немного эмоций - они охренели! При выезде из туннеля стоит будка, в которой собирают дань и если что выпало из багажника купца - становится собственностью короля. Дань считается просто - сотня НОК за машину (на форумах пишут 140, но у нас вроде 100 было, судя по чеку) плюс по 47 за каждого взрослого. Итого машина с четырьмя пассажирами выходит в 286 НОК. В принципе, дорого. Но за аттракцион можно и заплатить (до этого самая дорогая дорога в этом путешествии была 180 НОК, что нас очень удивило, при самой высокой цене на юге в 120 НОК за совсем другую дорогу). Это утешает, но точно такую же сумму на этом же месте вам придётся отдать на пути назад (а других путей всё равно нет). Уже впечатляет, да? Добавьте к этому 160 НОК (если поторговаться, а то и 235 НОК по умолчанию) с каждого человека при въезде на стоянку перед музеем (в других местах парковаться нельзя - штраф будет похуже). Итого машина с четырьмя пассажирами автоматом влетает в 1200 НОК, что есть 156 евро. Кстати, за младенцев тоже берут - не пропадать ведь добру а люди не повернут. Да, отстроили музей непонятный, дорогущее кафе, большой сувенирный магазин. Смотреть, в общем, практически не на что. Есть только чувство, что доехали до всемирно известной точки. Но можно походить вокруг и посмотреть на окружающие виды. В основном погода на Нордкапе плохая или отвратительная, и нам еще повезло, что дождя не было. Ветер сильный, солнца нет, низкие тучи. Кстати, не доезжая до Нордкапа, уже на самом острове, есть очень прикольные виды, но погода, конечно - чёрта с два угадаешь. Побродили мы там три часа в надежде проникнуться духом, но не прониклись - самым прикольным были наши прыжки на камеру перед статуей земному шарику. Остальные туристы даже заинтересовались, а мы неплохо попрыгали.
внезапно - цвет! (еще там сверху бродят туристы, но не рассмотреть из-за масштаба этой глыбы)
как раз вот тот самый мыс, который на полтора километра севернее.
Я еще закрепил камеру и сделал штук пятьдесят снимков, надеясь на интересный трюк - сложить потом эти фотографии в стопку и убрать из них неповторяющиеся элементы - тогда бы все люди (коих - легион, аки свиней, в которых вселились бесы) исчезли, оставив только монументик. Когда я приехал домой, то обнаружил, что мой любимый open-source инструмент enblend еще не научился это делать автоматически, а самому писать времени никак нет. Поэтому лежит эта стопка фоток без художественного обаяния (коего и не намечалось) и без технократии.
Помёрзнув минут сорок у машины, мы дождались наших закупщиков сувениров и поехали назад. Чувство было - "домой". Путешествие закончилось, началось возвращение. К моему удивлению, мы поехали ровно по той дороге, что и на Нордкап - я думал, что мы возьмём восточнее и перебросимся в Финляндию, но, видимо, дорога была быстрее. Мы свернули у города Алта (через четыре с половиной часа "каруселей") в направлении финской границы, однако не стали далеко углубляться, потому что дальше по дороге кемпингов не предвиделось очень долго и время указывало, что пора остановиться, иначе могут быть трудности. Поэтому мы проехались по паре кемпингов возле города и вселились в приличный домик на восьмерых за 1200 НОК, если не изменяет память. Координаты вот 69°55'41.18"N 23°16'14.82"E , называется Wisløff Camping. Там был интернет (надо спрашивать на ресепшне - не везде такую вещь, как вай-фай, указывают, а еще иногда и шифруют, хитрецы) и велосипеды. Потом выяснилось, что велосипеды чьи-то, а не кемпинга, но мы чуток всё же прокатились.
Это последняя часть, содержащая фотографии - больше я не снимал. Последующие два дня я объединю в один отчет, за которым последует ещё один - финальный разбор путешествия. Если успею, потом будут панорамы (кстати, должны быть хорошие!), инфракрасные и может даже стерео - баловался я, несмотря на нефотографическую погоду. А не успею... Что ж, придётся подождать, кто ждёт ;)