Куда склоняют Украину На днях представитель Украины в политической подгруппе на переговорах в Минске по мирному урегулированию конфликта между Киевом и Донбассом в панике рассказала «страшную правду» - дескать, «Россия склоняет Украину к принятию формулы Штайнмайера».
Исходя из этих слов, у гражданина, не знакомого с реалиями переговоров, могло сложиться представление, что бедную страну, с трудом вырвавшуюся из рук «насилующего» ее восточного соседа и твердо вставшую на путь восстановления добропорядочной европейской девственности, в темных залах минского Президент-отеля при молчаливом согласии этих же европейцев склоняют к чему-то совсем уже извращенному.
На самом деле, формула Штайнмайера с точки зрения политического смысла вполне невинна и для всех приемлема: закон об особом статусе Донбасса на временной основе вступает в действие в день проведения выборов в местные органы власти, а на постоянной - сразу после отчета БДИПЧ ОБСЕ по их итогам.
Согласие Киева на применение формулы, глядя в глаза канцлеру Германии и президенту Франции, неоднократно подтверждал лично президент Порошенко. И в прошлом году - в Париже, и в этом - в Берлине. Судя по всему, Петр Алексеевич хорошо понимает не только идею Штайнмайера, но и решительный настрой лидеров Германии и Франции ее реализовать. Попытавшись заикнуться о ревизии формулы, он получил такую взбучку от Меркель, что даже через два часа у него все еще потели руки и заплетался язык.
Почему же теперь мелкий клерк из администрации президента Украины вдруг отменяет позицию своего начальника и сообщает, что в рамках минской Контактной группы согласия на формулу Штайнмайера Киев не даст как минимум до того момента, как будет утверждена «дорожная карта»?
Просто Украина всеми силами пытается затормозить минский процесс. Это касается и Контактной группы, и нормандской четверки. Порой это делается довольно аккуратно. Порой - грубо. Например, та же чиновница «оговаривается», что к концу ноября вместо согласованной «дорожной карты» будут представлены несколько ее вариантов. Во-первых, они уже давно представлены и активно обсуждаются сторонами. Во-вторых, единая дорожная карта, которую должны согласовать министры иностранных дел, базируется в том числе на формуле Штайнмайера. Контактной группе все равно придется ее признать, поскольку она является всего лишь площадкой для реализации решений глав государств «нормандской четверки».
Правда, нужно признать, что выполнение дорожных карт будет сложным и долгим. Об этом легко судить, посмотрев на текущий ход минских переговоров. Президент Украины обещает европейским партнерам одно, а представители его администрации раз за разом пересматривают данные обещания. Порой украинские представители, прервавшись на полуслове, заболевают смертельными болезнями. Правда, вернувшись в Киев, они быстро выздоравливают и даже строчат пасквили в местные СМИ о том, как «обвести москалей вокруг пальца». Не говоря уже о таких мелких шалостях, как отсутствие документов для обсуждения, которые «забывает передать» своим представителям украинский МИД. Смысл всех этих мелких уловок понятен - тянут время. Сначала хотели дождаться, когда выберут удобного президента США. Сейчас - ждут очередного решения ЕС о продлении санкций против России.
Киев не готов к миру с Донбассом и не хочет соглашаться на местные выборы в отдельных районах. Однако из этого не следует, что Россия, Германия и Франция как гаранты выполнения минских соглашений Украины с республиками Донбасса должны отказываться от своих планов. И тем более не означает, что они будут смущаться претензиями Украины, что ее «склоняют» к выполнению взятых на себя обязательств.
Алексей Чеснаков