В Белоруссии зреют псевдонационализм и русофобия

Nov 04, 2016 21:30



В Белоруссии зреют псевдонационализм и русофобия


Разогрев Майдан в Киеве, благодаря которому произошел государственный переворот и дальнейшие события, Запад может сосредоточить свои усилия на другом соседе России, одном из главных её союзников - Республики Беларусь. Националистические движения в ней, пусть и не настолько ярко выраженные, как в той же Украине, могут сыграть важнейшую роль в очередной "цветной революции".

Несмотря на некоторые расхождения Москвы и Минска по целому ряду вопросов, например, по ситуации в Южной Осетии, Абхазии или событиям в Донбассе, Белоруссия остаётся важнейшим союзником России. Например, после таких важных экономических партнёров, как Китай, Германия и Нидерланды, Белоруссия занимает прочное четвёртое место по объему торговли России с внешним миром. Поэтому удар по союзной республике может серьёзно отразиться на экономике и создать множество проблем для Кремля.

За последние годы белорусские националисты активизировались и усилили пропагандистскую деятельность. Во многом это связано с событиями в Новороссии, именно тогда появился лозунг: «Без свободной Украины не будет свободной Беларуси!»

Воспользовавшись неоднозначными оценками правительства республики по возвращению Крыма "в родную гавань" и боевыми действиями в Донбассе, белорусские националисты развили активную антироссийскую агитацию в попытке склонить общественное мнение к тому, что Россия - агрессор, поэтому нужно порвать с ней все отношения. Подобной деятельностью занимается целый ряд организаций: Партия «Белорусский Народный Фронт» (БНФ), «Консервативно-Христианская Партия - БНФ», «Молодой фронт» и другие.

В частности, совсем свежий пример: 19 сентября был организован сбор подписей под петицией за придание бело-красно-белому флагу нематериальной историко-культурной ценности Республики Беларусь. Акция продлилась больше месяца, а 27 октября активисты «фронта» передали в Министерство культуры Белоруссии 10 540 подписей.

Белорусские националисты не менее активно контактируют с разными украинскими организациями, такими как «Правый сектор» (экстремистская организация, запрещённая в РФ) и прочими. Ярким примером может служить и акция, проведённая 5 сентября 2015 года в городе Львов, когда во время матча сборной Украины и Белоруссии украинские «ультрас» совместно с белорусскими промаршировали по улицам города с зажжёнными факелами, выкрикивая «Слава Украине! Героям Слава!» и «Жыве Беларусь!». После окончания болельщики сборной Белоруссии по футболу сдали кровь для украинских военных, которые воюют на Юго-Востоке.

История белорусского национализма и его символы

Чтобы понимать современную тенденцию, начать стоит с 1918 года, когда в заключительный этап Первой мировой войны в результате наступления германских войск большевикам пришлось оставить Минск, чем смогли воспользоваться местные националисты. В короткие сроки они активизировались и решили создать под покровительством Германской империи свою "независимую" Белорусскую Народную Республику. 25 марта была принята Третья Уставная грамота, в которой провозглашалась независимость:

«Теперь мы, Рада [Совет] Белорусской Народной Республики, сбрасываем с родного края последнее ярмо государственной зависимости, которое насильно набросили российские цари на нашу свободную и независимую страну. С этого времени Белорусская Народная Республика провозглашается Независимым и Свободным Государством. Сами народы Белоруссии, в лице своего Учредительного Сейма, примут решение о будущих государственных связях Белоруссии».

Но просуществовала республика недолго: после денонсации Брестского договора и вывода германских войск правительству БНР пришлось продолжить свою деятельность уже в изгнании. По сути, она просуществовала полгода - с марта по ноябрь 1918 года, но, поскольку правительство было непризнанным в мире и фактически не имело каких-то существенных рычагов управления страной, даты указаны условно.

В годы между двух мировых войн правительство в изгнании не теряло надежды вернуть власть. Например, третий президент БНР Василий Захарка написал подробный доклад о политическом, экономическом и культурном положении Белоруссии, а также обратился с меморандумом к Адольфу Гитлеру с заверениями поддержки.

В 1938-1939 годах после оккупации нацистами Чехословакии и части Польши на этих территориях оказалась большая часть белорусских националистов. Не все из них поддержали нацистов, но некоторые  радикальные группы увидели в этом очередной шанс для себя: на их основе, по линии абвера и министерства пропаганды Геббельса, были созданы особые организации для вербовки белорусов в диверсионные и пропагандистские подразделения гитлеровской Германии. В частности, уже в 1941 в период оккупации из них стали формироваться некоторые полицейские структуры и администрация в ряде городов Белоруссии.

Конечно, большинство из белорусских националистов просто ненавидели советскую власть и хотели использовать немцев для своих целей, но это никак не освобождает этих людей от ответственности за совершённые преступления и сотрудничество с нацистами.

В отличие от 1918 года германские войска на этот раз дали больше власти националистам, позволяли создавать различные пропагандистские организации - например, «Белорусское научное товарищество» или «Союз белорусской молодёжи» (СБМ), ставший аналогом гитлерюгенда в Белоруссии (фактически существовал с 1942 г.). Помимо административной деятельности они занимались и активной агитацией, в оккупированной Белоруссии издавалось множество коллаборационистских газет и журналов: «Беларуская газета», «Пагоня» (Погоня), Bielaruski holas (Белорусский голос), «Новы шлях» (Новый путь) и т. д. Эти издания вели антисемитскую, антисоветскую и профашистскую пропаганду.

После того как 3 июля 1944 года Минск освободили советские войска и соединения белорусских партизан, многие представители  БНР бежали в Германию, а затем и в США, где смогли найти для себя укрытие. Кстати, Белоруссия остаётся единственной страной Восточной Европы, имеющей своё «правительство в изгнании», точнее Раду БНР, которая находится на Западе и не признаёт действующую в Белоруссии власть.

Любопытно также, что бело-красно-белый флаг БНР имеет странное происхождение. Корни возникновения этого символа неизвестны: существует несколько версий, но нет официального документа, который подтверждал бы об использовании флага на территории Белоруссии до XX века. Появился он только в качестве флага Белорусской Народной Республики 1918-1919 годов. Идея использовать такой символ возникла в период февральских событий 1917 года, как писали в резолюцииБелорусского национального комитета 25 марта:

«Поскольку в белорусском народном искусстве преобладают белые и красные узоры, было решено использовать эти цвета для национального флага. Таким образом, комитет постановил, что флаг должен состоять из трех горизонтальных полос одинаковой ширины - белой, красной и белой, и длина его в два раза больше ширины».

При этом никаких решений Всебелорусский конгресс на счёт символики не принимал, флаг стал использоваться уже при создании БНР.

Официальный статус бело-красно-белый флаг получил после развала СССР, когда 19 сентября 1991 года Верховный Совет Республики Беларусь принял Закон «О Государственном флаге Республики Беларусь». Только в 1995 году новый президент Александр Лукашенко провёл первый в истории страны референдум, на котором 75% проголосовавших высказались за принятие нового государственного флага и герба. На данный момент он является официальным флагом правительства Белоруссии в изгнании.

Главные идеи: русофобия, литвинство и западничество

Идеи белорусских националистов во многом схожи с польскими, украинскими и литовскими. Краеугольный камень - отношение к России как к главному врагу и угнетателю белорусского народа испокон веков. К тому же националистам по привычке не хватает современной территории государства: они претендуют на ряд земель Украины, России и Прибалтики.
Для борьбы с пророссийскими активистами внутри страны ими даже создан список под названием «Чёрная сотня» - «сто очагов кремлёвской агрессии в Белоруссии».

Вот типичные представления одного из идеологов Анатолия Тараса, отрывок его выступления на презентации очередной своей книги:

«Русские, белорусы и украинцы - три абсолютно разных этноса. Разные генетически, психологически, исторически. Русские - это народ, который сформировался на основе угро-финских и тюркских народов. А русский язык, на котором мы сейчас с вами говорим, - это, по сути, искусственный язык, созданный стараниями Прокоповича, Сумарокова и Ломоносова, блеск которому придали Пушкин и его предшественник Барков.

А белорусы - это балты, которые смешались со славянами, мигрировавшими сюда под ударами германских племен с берегов Лабы (Эльбы) - так называемые балтские славяне. Украинцы - потомки ираноязычных сарматских племен, подвергшихся влиянию южных славян.

Мы никакие не братья. Даже не двоюродные».

Также местные националисты считают, что стране нужно вернуть её историческое название «Литва», ведь «белорусский народ является полным правопреемником истории Великого княжества Литовского и потомком литвинов».

Большинство из них выступает за отмену союзных отношений с Россией, снятие государственного статуса русского языка, усиление независимости Белоруссии, принятие в качестве государственных символов бело-красно-белого флага и герба «Погоня», а также развитие белорусского национального самосознания. Они негативно относятся к официальной власти и считают, что нужно идти только по западному пути развитию, что характерно для многих националистических движений стран бывшего СССР, которые только-только сформировались как государства и пока не имеют собственной традиции проведения нормальной национальной политики

Куда смотрит Лукашенко?

Что касается внешнеполитической деятельности, то в непростые для России времена наш ближайший союзник показывает себя не с лучшей стороны, демонстративно противопоставляя себя. Так, после западных санкций именно через территорию Белоруссии хлынул поток европейских товаров, запрещённых на ввоз в РФ. Также президент Белоруссии не дал согласия на размещение в Бобруйске российской авиабазы и поставляет топливо и другую продукцию для армии Украины. Да и положительное отношение к политическим деятелям Майдана характерно не только для белорусских националистов. Так Александр Лукашенко высказался о Турчинове, одном из инициаторов АТО:

Турчинов только положительные эмоции у меня вызывает, потому что я с ним знаком не первый год. Во времена Ющенко они приезжали. Нормальное впечатление, очень честный и порядочный человек, религиозный, написал десятки книг, защитил докторскую диссертацию не за деньги. Да, он чрезмерно националистичен. Больше, чем я и даже вы вместе взятые, ну так люди же разные. Он проукраинский абсолютно. Порой где-то резко может высказываться, но это не абсолютное зло для России и для нас

Известно и его высказывание о националистических организациях и их сомнительной деятельности на Всебелорусском народном собрании 22 июня 2016 года:

У нас в обществе не то в оппозиции, не то еще где-то появились отдельные деятели, у которых просто руки горят подтолкнуть наше общество к каким-то катаклизмам, противоречиям, а еще и к войне. И особенно кивают на Россию, - заявил Лукашенко. - Это негативно сказывается на отдельных членах нашего общества. И я как обычный гражданин иногда сам себе думаю: вы зря это делаете, у нас не будет, как в некоторых странах ура-патриоты, сидя в телевизоре, так воюют, что весь мир бы захватили. Не дай бог, что-то случится, мы им предоставим право в атаку пойти первыми. Я это специально говорю, чтобы у некоторых не чесались руки. У нас в стране никто ни за кого не спрячется.

Из «последнего диктатора Европы» лидер Белоруссии постепенно превратился если не в друга Запада, то в близкого знакомого: даже санкции против Минска и лично президента были отменены. Наверное, Александру Григорьевичу показалось выгодным сидеть на двух стульях, как говорится «и нашим, и вашим». Стратегия проста: переиграть всех на Востоке и Западе. Но где-то это мы уже проходили, и закончилось всё досрочно и печально.

Итог

В последнее время руководство Республики Беларусь смотрит на проявления национализма сквозь пальцы. Возможно, они стали следовать логике «держи друзей близко, а врагов еще ближе». С другой стороны, правительство должно понимать, что в активной борьбе с подобными проявлениями можно перейти грань и создать ощущение, что власти страны против проявления национального патриотизма. В таких делах не просто соблюсти баланс, сегодня им выгодны такие настроения в обществе, пусть и навязанные определенными группами.

Долгое время считалось, что в Белоруссии нет радикального национализма, а случаи его проявления единичны. Очевидно, что ситуация меняется и националистические активисты выходят из маргинального положения, активизируя свою деятельность. В одночасье Минск из островка стабильности может превратиться во вторую Украину - для этого даже не нужен переворот, неизвестно, что будет, когда Лукашенко уйдет на пенсию. Способствуя проявлениям национализма и осторожно оказывая этому направлению поддержку, понимают ли власти Белоруссии, к чему это может привести в будущем?

Денис Балин

политика, нацизм, пятая колонна, Беларуссия, цветная революция

Previous post Next post
Up