Brexit пошёл юзом: в Евросоюзе готовы оставить Британию в своих объятиях

Oct 17, 2016 20:21


Brexit пошёл юзом: в Евросоюзе готовы оставить Британию в своих объятиях


На днях советник британского правительства по процессу выхода страны из Евросоюза Рауль Рупарель заявил в интервью газете Guardian, что уход из таможенного союза ЕС может стоить Великобритании 25 млрд. фунтов стерлингов (более 30 млрд. долларов США). Рупарель посчитал, что в долгосрочной перспективе разрыв торговых связей с Евросоюзом приведёт к сокращению ВВП страны на 1-1,2%. Заявление советника правительства контрастирует с докладом Минфина Великобритании, экономисты которого предупредили о риске ежегодных потерь от Brexit до 81 млрд. долларов.

Европа хочет определённости…

В последнее время в Соединённом Королевстве дискуссии о Brexit несколько было поутихли. За прошедшие три месяца после референдума власти Британии обновили кабинет министров и стали откровенно тормозить выход из состава ЕС, надеясь выторговать для себя приемлемые условия. Новый британский премьер Тереза Мэй сразу после прихода к власти заверила европейских лидеров в своей готовности исполнить волю британцев.

При этом Мэй сделала два существенных замечания: во-первых, для начала переговоров с Евросоюзом британскому правительству потребуется время. Во-вторых, кабинет Мэй будет заниматься Brexit самостоятельно без лишних дискуссий с парламентом, так как местный закон о референдуме не обязывает правительство считаться с мнением депутатов.

Европейцы после некоторых колебаний согласились с позицией нового британского премьера, но попросили не затягивать подготовку к выходу из ЕС. Ведь неопределённость бьёт по совместному рынку ничуть не меньше самого Brexit. Правда, периодически европейские политики напоминали Мэй, что проблема с выходом из ЕС существует. Она никуда не делась. И даже рисовали своё видение её разрешения.

Казалось, сложившееся положение устроило всех, кроме собственно британской валюты, которая с лета начала непрекращающийся дрейф «вниз». Ещё сравнительно недавно британский фунт стоил около $1,55. В последние дни его курс опустился до уровня $1,21, пробивая в периодах и этот показатель.

Причины для волнения финансистов, оперирующих британской валютой, кроются не столько в неопределённости, которую создал кабинет Терезы Мэй, сколько в жёстких сигналах, исходящих из брюссельских кабинетов. Там не раз и не два давали понять британцам, что за результаты референдума им придётся заплатить высокую цену.

Председатель Европейского совета, поляк Дональд Туск, например, предупреждал, что после выхода из ЕС Великобритания не сможет сохранить полный доступ к единому европейскому рынку Евросоюза, если не будет соблюдать основные четыре свободы ЕС - свободу передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Меж тем, одним из главных побудительных мотивов Brexit как раз и стало недовольство британцев упрощённой миграцией между государствами ЕС. На островах скопилось столько «рабочей силы» из стран Восточной Европы, что остряки уже стали называть их «Сточной Европой». Недовольство засильем гастарбайтеров, вкупе с обострившейся проблемой беженцев, достигло небывалого накала.

На островах участились нападения на мигрантов из стран континента. Особо досталось соотечественникам главы Евросовета. Поляков, диаспора которых разрослась почти до миллиона человек и стала крупнейшей в Соединённом Королевстве, изрядно поколотили. Дошло даже до реальных трагедий с жертвами.

Кабинет Терезы Мэй начинает отступать

На самом деле, уличные мордобои - это ссора в песочнице по сравнению с баталиями, которые устроил новому британскому кабинету транснациональный бизнес, в особенности, финансовый. Это на его недоверии и при его участии фунт стерлингов опустился сейчас ниже уровней 1985 года. Четвёртая по значимости резервная валюта (так показывают существующие накопления в государствах мира) резко приблизилась к дензнакам развивающихся стран.

Из кабинетов высокой власти зазвучала совсем другая риторика. Стали говорить о серьёзных финансовых потерях для британской экономки, пугать ими общественность. К теме подключились представители крупнейших транснациональных корпораций и заявили о планах перенести свои штаб-квартиры с островов на материк.

Тем не менее, сторонники Brexit в британском политикуме до последнего надеялись усидеть на двух стульях: сохранить льготные условия участия в общем европейском рынке, но ввести ограничения на перемещение рабочей силы из стран Шенгенской зоны и остановить приток беженцев.

На недавнем съезде британской Консервативной партии такой подход к сотрудничеству с ЕС декларировала, например, министр внутренних дел Великобритании Эмбер Радд . Она предложила создать в стране такие условия, чтобы работодатели при найме персонала отдавали приоритет подданным королевы.

Своим заявлением Радд сорвала аплодисменты участников съезда. Но над Британскими островами уже подули новые ветры. Это почувствовал мэр Лондона Садик Хан. В своих публичных выступлениях он всё чаще и чаще стал говорить о том, что выход Великобритании из единого рынка ЕС будет «очень безответственным» шагом. « Если мы выйдем из единого рынка без соглашения о привилегиях для британского бизнеса, - сказал Садик Хан в интервью Sky News, - последствия могут быть катастрофическими».

Садика Хана мэром британской столицы избрали, в том числе, и те люди, что гоняют теперь по улицам несчастных поляков. Но главным бенефициаром выборов здесь всегда считался Сити. Ведь Лондон был и остаётся важнейшим мировым финансовым центром. Что в конечном итоге тождественно центру мирового богатства.

Financial Times насчитала в британской столице 68 резидентов миллиардеров. Но отметила и другое: за прошедшее после референдума время число миллиардеров Британии сократилось на 18,5%, а совокупный капитал богачей упал с 395 млрд. американских долларов до 295 миллиардов. Эксперты объясняют это падением курса фунта стерлингов.

Пострадали не только персоналии. Международное аналитическое агентство Dealogic провело исследование, которое показало катастрофическое падение активности инвестфондов в Великобритании. Объём их сделок по покупке контрольных пакетов акций местных компаний рухнул после референдума в 20 раз - с $3,27 млрд. до $165 млн., или на 95%. Упала активность инвестфондов и в материковой Европе - на 77%.

Такие безрадостные показатели заставили власти корректировать свою политику. Теперь премьер Великобритании Тереза Мэй уже не хочет брать на себя всю ответственность за Brexit, а готова разделить её с парламентом страны. Агентство Bloomberg в среду сообщило, что Мэй согласилась дать законодателям возможность обсудить и проголосовать условия выхода Британии из Евросоюза.

Тереза Мэй, впрочем, попросила парламент принять такое решение, чтобы у кабинета министров остался шанс продолжить переговоры с Брюсселем. Британский фунт положительно отреагировал на заявление Мэй и несколько оттолкнулся от дна, поднявшись до уже упомянутых $1,21. Это лондонский Сити проявил осторожный оптимизм. У него появилась надежда, что развод с Евросоюзом пойдёт на его условиях, а не так, как требует разгорячённая до мордобоя улица. А, может быть, обращение к парламенту преследует совсем другие цели - остановить Brexit руками законодателей?

Этот еще недавно казавшийся фантастическим сценарий уже не видится таким невероятным. К нему готовы даже чиновники ЕС. В пятницу всё тот же председетель Евросовета Дональд Туск выразил надежду, что Великобритания передумает покидать Евросоюз.

Выступая в Европейском политическом центре в Брюсселе, Туск заявил: «Если вы спросите меня, есть ли альтернатива этому плохому сценарию, я хотел бы ответить, что да, есть. По моему мнению, единственная реальная альтернатива тяжелому Brexit - это отмена Brexit. Даже если сегодня вряд ли кто-то верит в такую возможность».

Можно долго спорить о том, определяет сегодня демократический выбор народа политическую линию стран Европы, или это зависит от желания и намерений бюрократии. Очевидно другое. Время, прошедшее после британского референдума, показало: даже ведущие экономики ЕС уже не могут полноценно существовать поодиночке. Они теряют свою устойчивость и конкурентоспособность.

Потому Brexit и пошёл юзом…

Автор: Геннадий Грановский

Тереза Мэй, brexit, Великобритания, Евросоюз

Previous post Next post
Up