Дзэн, однако

Jan 08, 2017 09:17

Комментарий к тексту [1] acantharia.

«В настоящее время диалектика рассматривается как теория развития, которая основывается на противоречивом характере отношений всех форм бытия» [2].

Теперь, однако, моду вошли игнорирование процессов, фиксация, духовные скрепы и т.п. Редукция теперь производится не с целью нарисовать картину прекрасного мира будущего, а из чувства опасности - кругом враги, рядом пятая колонна, нужно удержаться на плаву, отражать угрозы, изменения подозрительны и т.д.

Диалектический подход представляется взглядом из башни из слоновой кости.

Но древние так не видели. Согласно им, учёт изменчивости не понижает, а повышает способности адекватно реагировать на угрозы. Пример:
«Если смотришь на один-единственный лист дерева, остальных листьев не видишь. Если же просто смотришь на дерево и не фиксируешь зрение на одном листе, то сможешь увидеть все листья, какие только есть на дереве. Если сознание сосредоточено на одном листе, остальных не видишь; если не концентрируешь внимание на одном, видишь сотни и тысячи листьев».

«Предположим, на тебя один за одним нападают десять человек. Если после отражения первого удара сознание не задерживается на полученном впечатлении, но переходит с одного на другого, оставляя каждого сразу после того, как ты справился с ним, сможешь справиться с десятью противниками. Хотя сознание работает десять раз - по одному на каждого противника, если оно ни на ком не задерживается и переключается поочерёдно на каждого, сможешь взять верх».

(Ягю Мунэнори, цит. по книге Томаса Клири «Японское искусство войны. Постижение стратегии»)

ЗЫ: Противник может быть и один, просто не всегда самоповторяющийся.

психоистория и вокруг, книги, эррата, цитаты, Япония

Previous post Next post
Up