Другой Египет. Моя Александрийская стажировка 2005-го года - часть четвертая.

Apr 22, 2014 20:00

Четвертая часть моей египетской эпопеи, в которой я расскажу как мы с моими александрийскими однокурсниками отправились на юг Египта.

Часть первая. Прилет и первые впечатления
Часть вторая. Знакомство с сокурсниками и поездка в Каир
Часть третья. Рамадан и экскурсии по двум египетским столицам
Часть четвертая. Путешествие по Асуану и Луксору

Неделю назад поехали вместе с группой наших студентов в комбинированное путешествие по южным городам Египта Асуану и Луксору. Я, конечно, подозревал о различиях между российским и европейским менталитетами, но не думал, что они настолько велики. Вся наша поездка прошла под девизом "платим по максимуму, живем как бомжи". Мы выкладывали безумные (по местным меркам) деньги за сомнительные экскурсии, практически ни с кем и ни за что не торговались (это в Египте!!!), в то же время жили в совершенно нечеловеческих условиях.

Я, начал сомневаться в целесообразности этой поездки, как только узнал состав нашей асуано-луксорской группировки. Но за билеты уже было уплачено, так что решил рискнуть. Тем более, что некоторые люди, если живешь с ними бок о бок, вместе преодолеваешь невзгоды и превратности судьбы, раскрываются с новой, лучшей стороны. Но бывает и наоборот. В Луксор и Асуан со мной поехали еще четыре человека: наполовину суданка-наполовину латвийка Самия, немка Линда, китаец Эдриан и француз Люсьен.

Первое, что меня насторожило, это то, что мы (они) взяли билеты во второй класс, а не на первый, хотя разница в цене была примерно два доллара. Ну ладно, думаю, вытерплю... Но терпелось, мягко говоря, с трудом. Тринадцать часов ночью в очень узком (для анорексиков с дистрофиками) кресле при включенном свете - испытание, подобное самым садистским иезуитским пыткам. Причем, обслуживающий персонал видимо задался целью замучить нас до смерти. Каждые десять минут по нашему вагону пробегал официант с дикими воплями: "Чай, кофе, шоколад!!" Как я уже писал, свет не выключали вообще. На заднем сидении зверски храпел какой-то мужик - спать было невозможно! Арабы и не спали. В пять утра в поезде шумели как на рынке. Мои робкие (и не робкие тоже) попытки сделать соседям замечания, чтобы хоть на минуту заткнулись, просто благополучно игнорировались... Ну а чтобы нам было совсем весело, в вагоне периодически то включали, выключали кондиционер. Амплитуда кондиционной температуры была градусов десять-пятнадцать, так что к концу поездки у меня просто устали руки надевать и снимать свитер, а Самия и Линда успели простудиться. За всю эту замечательную и томную ночь мы проспали час-полтора максимум. Закончилось это мучение часам к одиннадцати утра, когда выяснилось, что поезд до Асуана, в Асуан не идет и конечная остановка это Луксор. Как мне потом объяснили, такие ошибки в расписании, это для арабов нормально. Мы решили на пару дней остаться в Луксоре, а потом отправиться в Асуан.

Где остановиться, как выяснилось, наши великие путешественники планировали разобраться на месте, так что всю информацию об отелях города мы получили в местном туристическом офисе на вокзале. По дороге в гостиницу мы набрели на какого-то типа, который нам клятвенно поклялся, что в его ночлежке ночь стоит 10 фунтов (около 50 рублей!!!) на человека. Никто из нас о таких ценах даже не слышал, так что стало интересно, в какую дыру он нас отведет.

Сверхдешевый отель оказался чем-то вроде частного дома с удобством на этаже. Правда, удобством это можно назвать только обкурившись. Мне туда (в кабинку с душем и туалетом) даже заходить было страшно. В так называемом номере страшная духотища и по старой доброй египетской традиции огромный пропеллер на потолке, из-за которого ночью пришлось надевать куртку. В результате, Люсьен с Эдрианом, просто не выдержали таких условий и спали всю ночь на крыше. Как только мы зарегистрировались в гостинице, ее хозяин стал нас обрабатывать: предложил взять машину с гидом, влепив довольно нехилый ценник даже по меркам шармовских отельных экскурсий. Я запротестовал: надо сначала пройтись по городу, разобраться что, к чему, в ценах в том числе и только затем брать гидов с машинами. Но нет, наши Федоры Конюховы и так все знают, и абсолютным большинством решили брать. Я сразу начал торговаться, но сбить больше 125 фунтов наши иностранцы мне не позволили: "Как можно торговаться с таким вежливым, милым, добрым и честным (О, Господи!!!) человеком? И потом еще отчитывали меня минут тридцать, пока не приехал гид. Мужик оказался довольно квалифицированным, все объяснял на хорошем английском. Но русских он явно недолюбливал. Когда он узнал, что я из России, по его лицу пробежала явная тень скептицизма. Затем примерно полдороги мы с ним пикировались на самые различные тематики. Сначала я подумал, что ему на меня настучал хозяин отеля, но, как выяснилось в дальнейшем, на юге Египта наши туристы не пользуются популярностью. Разжиревшие на французских и немецких пенсионерах, у которых в лексиконе отсутствует слово "торговаться", местные барыги приходят в ужас от русских, которые нагло игнорируют туристические магазины (цены в 5 раз выше нормы) и рубятся с торговцами на рынке насмерть за каждый рубль (точнее фунт).

Нас повозили по Луксору, все показали, про все рассказали. Город небольшой, грязный, почти все местное население либо работает в сфере туризма, либо бомжи и попрошайки. Но историческую часть Луксора действительно стоит посмотреть. Главной достопримечательностью города являются гробницы фараонов, находящиеся в "Долине Царей". Когда оказываешься там, возникает впечатление, будто ты находишься на съемках фильма про древних египтян и действительно проникаешься мыслью, что здесь когда-то был центр мировой цивилизации, и что хотя бы ради этого места стоило приехать в Египет. Но, к сожалению, мы очень устали после бессонной ночи и по достоинству не смогли все это по достоинству оценить. В самих могилах фотографировать запрещено, что, конечно, не радует. Гид сказал, что у него постоянно возникают проблемы с русскими туристами, которые бесстыдно игнорируют все правила, и дают взятки охранникам, чтобы не возникали. При этих словах я покраснел, т.к. сам втихаря наделал фоток внутри гробниц, а потом долго размышлял, нафига. Кроме того, в Луксоре есть Долина цариц и Долина то ли дворян, то ли аристократов (не знаю, как наши перевели слово Nobles), но туда мы не поехали, т.к. гид сказал, что это то же самое, только хуже. Кроме того, из-за Рамадана все закрывалось раньше, чем обычно. Затем мы поехали во дворец Карнака, второе по размерам сооружение в Египте после пирамид. Не помню, чем он там прославился (состояние было кошмарное, на ногах еле стояли, да и не хочу перегружать пост такими подробностями), но главная его достопримечательность - обелиск фараонши Хатчепсуд. Все в этом дворце настолько нечеловеческих размеров, что создается впечатление, что его построили какие-то инопланетяне.

В перерывах между долинами-дворцами нас завозили в туристические магазины. Набор был стандартный: глино-каменные изделия, папирусы, серебро и парфюмерия. Пока гид с продавцами разводил наших буржуев, я прилежно слушал все лекции о египетских ремесленниках, расточая всем жизнерадостные комплименты, какие у них вкусные финики и каркаде, и мне, конечно же несли их еще. А в последнем магазине я обнаглел окончательно и потребовал кальян, который мне с готовностью принесли. Иностранцы потом меня стыдили весь вечер за такое аморальное поведение.

На следующий день мы сходили в Луксорский музей, а затем поехали в Асуан на машине, которую нам гостеприимно выделил за деньги, по-моему, превышающие рыночную стоимость самой машины. Сначала нас свозили в город Абу Симбел к югу от Асуана. Там находятся Дворцы Рамзеса Второго и его жены Нефертари, вырубленные в скале. Зрелище незабываемое, правда, мы в очередной раз поругались с иностранцами, которые отказались присоединиться к американской туристической группе (гида у нас больше не было) "из-за того, что за этого гида мы не платили".

Оттуда мы поехали в Храм Исиды на острове Фила, где мне в очередной раз не дали поторговаться с лодочником, а потом на знаменитую Асуанскую плотину, построенную в свое время при участии советских специалистов. К сожалению, плотина впечатлила меньше всего: как типичное постсталинское сооружение особой красотой она не отличается ни изнутри, ни снаружи. Здоровый холм с огромным количеством электростанций, вот все, что можно сказать об Асуанской плотине.

К вечеру мы прибыли в Асуан. Нас привезли в отель (на этот раз относительно приличный, если не учитывать, что в душе не было горячей воды), мы скинули вещи и отправились смотреть город. Асуан сразу впечатлил гораздо больше Луксора: аккуратные дома, чистые (по египетским меркам) улицы, красивые постройки. Население тоже внушало гораздо больше доверия по сравнению с Луксорским. Самия простудилась еще в поезде, так что она решила пойти в отель отлежаться, мы же пошли на рынок. Я немного поторговался с одним мужиком по поводу кальяна, нок общему знаменателю мы так и не пришли, когда же он узнал, что я из России, он мученически схватился за голову, пробормотав что-то вроде "Ой, бл.., только не это!!" Дольше на рынке находиться было невозможно, т.к. Линда начала читать мне мораль о том, что торговаться с людьми, а потом ничего не брать аморально, на мой резонный вопрос откуда она взяла этот бред (спросил я естественно не так), она почему-то промолчала, но на своем продолжала настаивать. Вообще асуанцы принципиально не хотят торговаться и когда я начинаю это делать, они смотрят на меня растерянными глазищами: "ты вообще чего несешь?!!"

Затем мы пошли в какой-то очень известный асуанский ресторан. Там в это время проходила свадьба, в которой нас как иностранцев (по местным меркам, свадебных генералов) пригласили поучаствовать. Наши наотрез отказались, заявив, что это не их праздник. И никакие мои уговоры, что это замечательная возможность узнать египетскую культуру изнутри не возымели никакого действия. Они ушли, а я решил остаться. И, честно говоря, я остался немного разочарован. Вечером было довольно прохладно, так что гости приходили, поздравляли молодых и уходили. Все немного потанцевали под арабскую музыку и через час разошлись. А мне про арабские свадьбы столько рассказывали... Ну да ладно...

Следующий день у нас прошел под знаком нубийцев. Сначала мы сходили в нубийский музей, а затем уже в урезанном составе (Линда с Люсьеном просто не выдержали физически) отправились на остров Элефантин. Этот остров славен замечательным местом, нубийской деревней. Совершенно нетронутое цивилизацией место, где местные жители носят традиционную одежду, ведут сельское хозяйство и выращивают крокодилов. По крайней мере, они так говорят... Козы, овцы, ослы и прочая живность бегают туда-сюда по улицам, нубийские дети кидают друг в друга глиной. Я естественно сразу вскинул фотоаппарат и принялся фотографировать все, что двигалось, стояло, мычало и лаяло... Однако Самии показалось, что это неуважение к местным жителям, и мы с ней в очередной раз поругались. В нубийской деревне естественно обнаружился туристический магазин с нубийскими сувенирами.

Вечером мы поехали домой и опять во втором классе ночью при включенном свете и орущих пассажирах...