НГ-2015, ФИНЛЯНДИЯ, Луосто. Часть 1.

Jan 11, 2015 09:38

Пюхя и Луосто - два финских лыжных курорта за Полярным кругом, соединенные, помимо автомобильной дороги, беголыжными трассами. Год назад мы были в Пюхе (отчет тут), очень прониклись местом, и в этот раз решили остановиться в Луосто.

Ездили в том же составе, что и год назад: мы с Димой, наш сын Алеша (7,5 лет) и моя мама.

Коттедж мы забронировали и полностью оплатили еще летом, по докризисному курсу евро.

Наш коттедж:

2-й этаж:

По финскому телеку передали, что в этом году из-за кризиса поток туристов из России сократился вдвое. В основном за счет тех, кто ездил с целью шоппинга.

Добирались традиционно - на мурманском поезде до Кандалакши (2 ночи и день), а потом на российском такси через погранпункт Салла до места (335 км в одну сторону). Такси, к счастью, за год практически не подорожало.

Еду частично взяли из Москвы, частично закупили в круглосуточном супермаркете в Кандалакше. Мясные и молочные продукты, фрукты и овощи ввозить в Финляндию нельзя, но на границе багаж никто не досматривал, и я жалею, что мы не привезли больше еды. Магазин у нас был недалеко от коттеджа (2,5 км), но теперь финские цены в пересчете на рубли особенно кусачие... Зато до чего же вкусные финские молочные продукты, копченая рыба и прочее :-)
(Копченая рыба, кстати, наша совем не хуже (и гораздо дешевле). Та, что продают местные во время стоянок мурманских поездов в Мед.горе и Свири. Мы всегда покупаем и отъедаемся впрок. В Москве такой нет. Особенно мне нравится терпух горячего копчения.)

До горнолыжного склона от нас было 2,5 км, но мы с Димой на горных лыжах не катаемся, а бабушке и Алеше горнолыжное снаряжение не повезли. Ибо, во-первых, до склона еще как-то надо добраться (не пешком же по лыжне со всем барахлом), а во-вторых, жаба: подъемники нынче недёшевы. В общем, в Финляндию мы ездим исключительно ради беговых лыж.

Беголыжные трассы

Схема беголыжных трасс района Пюхя-Луосто:

В новогодние праздники еще не сезон, и не все трассы, обозначенные на схеме, подготавливаются ратраками.

В отличие от прошлого года, в этот раз в целом было холоднее (до -23 и без длинных оттепелей), а снега больше. Трассы в отличном состоянии. До льда и земли нигде не раскатано, спуски никаких неудобств не создают - затормозить не проблема, везде можно ехать смело даже такой трусихе, как я :-)

На второй-третий день мы уже стали узнавать встречных лыжников в лицо и здороваться. В таких дырах (типа нашего Луосто) народу на трассе не так много, и в основном изо дня в день - одни и те же лица.

А насчет морозов - это нам повезло, что не словили. Говорят, за день до нашего приезда было -30-33, а когда у нас в Луосто было -23, в финской Руке (которая южнее) и в Кандалакше было ниже -30.
Хотя и в -23 кататься как-то не фонтан. Часа 2-2,5 - и надо возвращаться в коттедж, отогревать руки и ноги. У себя Подмосковье я так не замерзаю при такой же температуре. Но тут мы и "катаемся" по-другому. Не по трассам, а по туристическим лыжням и буранным следам, а то и просто тропим по сугробам большой группой, а это ниже скорость и гораздо выше энергозатраты, поэтому холод не так пробирает.

Лыжная (не)жадность

В этот раз мы не так сильно маньячили, как год назад, общий накат получился скромнее (у меня - 523 км за 10,5 дней). Да и «стартовые условия» были другие: в Подмосковье накат меньше, буквально 1-2 лыжных выхода.

Иногда мы выезжали на лыжах 1 раз в день, иногда 2 раза, но покороче. Как-то раз после утреннего заезда решила, что устала, надо отдохнуть, второй раз сегодня не поеду.
Пообедав, подумала, что жизнь налаживается, почему бы мне сегодня не прокатиться еще немного... Съезжу на часок вдоль горы до конца освещёнки и обратно.
Поехала. Небольшой морозец, луна, отличная трасса, рельефчик, темный лес по сторонам, ветер свистит в ушах... Как же я это всё люблю!
Вот и конец освещёнки. Что, уже пора назад? Как-то рано... Не так уж я и устала, оказывается... А не объехать ли мне полный круг вокруг горы? Ну и что, что не взяла фонарь, там не освещено всего-то километров 8... Да и вообще, вон луна какая, трасса широкая, от деревьев уворачиваться не надо, главное - из лыжни не выпасть...

Дима - злобный тролль

Дима все время меня троллил на предмет лыж. Якобы он хочет отдохнуть, а я своим нездоровым лыжным энтузиазмом вызываю в нем чувство неполноценности - раз я еду, то и ему надо, а влом. Пожаловался моей маме:
- Ваша дочь хочет остаться вдовой! Скоро она меня совсем уморит!

Или едет сзади меня, отдыхает и подтролливает:
- Плюшкан, у вас такая мощь, мышцы спины видны даже сквозь два слоя одежды, а вам всё мало!
Ну и т.п. в том же духе.

Ну и я в долгу не оставалась - подначивала на тему того, что он плохо толкается руками, не работает корпусом и вообще гар и из-за этого не использует возможности своего могучего организма :-)

Встреча НГ

31 декабря выкатились с Димой на лыжах второй раз уже под вечер, в темноте. Дима - мне:
- Плюшкан, только не увлекайтесь! А то вы сейчас накатаетесь и окуклитесь (=заснёте), не дождавшись Нового года!
- Ну, если вы меня качественно укатаете, то я точно не окуклюсь!
- Проблема в том, что если я вас качественно укатаю, то окуклюсь сам!
Да, тут у нас несовпадение. Если я сильно устаю, то потом не хочу спать и/или не могу уснуть. А Дима после любой физ.нагрузки засыпает сразу, причем может спать в любом месте и положении.

В итоге мы все четверо окуклились досрочно :-) Единогласно решили отметить Новый год, не дожидаясь полуночи даже по Москве.

Съели красную икру, выпили глинтвейн, «взорвали Финляндию» (запустили пиротехнические изделия, привезенные из дома) - и не боковую :-)

(кадр из видеоролика)

А утром Алеша нашел на диване (за неимением ёлки) презент от Деда Мороза - подарочную карту "Детского мира".
(В школе в сентябре отмечали дни рождения детей, родившихся летом, и им вручили такие подарочные карты. Карта имела неожиданно большой успех среди нашего парня. Он тогда выбрал какую-то книгу про самолеты с прилагающимся к ней игрушечным самолетиком. "Детский мир" - магазин недешевый, наверняка такую же книгу можно было бы где-нибудь заказать раза в полтора дешевле. Но для ребенка возможность походить по магазину, всё рассмотреть и купить то, что захочется, - это круто. И идея с подарочной картой нам понравилась.)

Просто несколько фоток

В ясные дни в этих широтах бывает очень красиво: небо розовое, морозный туман над низинами. Солнце высоко не поднимается, восход плавно переходит в закат... Что-то в этом есть. Год назад нам ясных дней почти не досталось, зато сейчас!

Продолжение (про некоторые лыжные прогулки и гостей) следует.
Все фотки (81 шт.): http://37.139.80.10/Prochee/2014.12-2015.01%20Finland/index.html