Начало путешествияЛавреон-Астепалея-Ночевка на якоре
После погрузки воды и продуктов стали готовиться к выходу. В теории лодка должна была пройти техобслуживание, на практике же она достаточно долго стояла у пирса и на ней было много мелких косячков.
Из тех, что были обнаружены при мне: отсутствовал комплект навигационных карт на Грецию, отсутствовал компас-пеленгатор, ручек от лебедки было меньше, чем было записано в описи снаряжения, в носовом душе была сломана дверка. Исправление этих мелочей затягивалось: "this will be ready in 5 minutes, five Greek minutes" - сообщали нам. В итоге эти греческие минуты заняли до полутора часов.
Тем не менее ближе к вечеру первого числа удалось выйти в море. Дело было уже скорее к закату. Но мы и планировали идти ночью. Вышли из бухты, попробовали поставить паруса, но ветер к вечеру совсем умер, поэтому в основном моторили.
Днем произошла первое путевое происшествие - у нас перестал работать газ. По весу балон был еше полон, но газ из него не шел. Произвели замену на резервный.
После захода солнца разделились на 3 вахты по 3 часа. Вахты прошли в основном без приключений, единственно что в какой-то момент мы стали нагонять несколько белых огней, но потом они сменили курс и ушли за горизонт.
Удивительное дело - последовательность. За ночь и следующий день мы покрыли больше половины маршрутной дистанции, пытаясь уйти от циклона. К вечеру второго марта дошли до Астепалеи. Швартоваться решили в главной южной гавани Скала.
К этому времени ветер стал крепчать. Ночью предполагалось существенное его усиление, поэтому мы стремились побыстрее прийти в порт. У нас был достаточно старый ватерпайлот( лоция по бухтам), поэтому мы решили швартоваться лагом у первого пирса для паромов.
Глубина бухты в этом месте варировалась достаточно сильно, поэтому надо было проявлять осторожность. Плюс, видимо, сказалась усталость от длинного перехода. В итоге мы зашли с большой скоростью, потом черезмерно резко отработали винтом назад. Корму повело забросом винта на пирс, а дать ход вперед уже не успели. В итоге транец на скорости ударился о пирс. Кроме того в пирсе торчал кусок металического прутка которым крепились стационарные кранцы. В итоге получили повреждение кормы и пробоину в транце.
Размышляя постфактум, я понял что к этой аварии привело сочетание факторов:
- длительный переход - устали и хотелось поскорее дойти до порта;
- новизна лодки - не был понятен снос и минимальные скорости на которых она хорошо управляется передним и задним ходом, а также насколько эффективно работает носовая подрулька;
- устаревшая лоция - у нас не было понимания где есть безопасное место;
- некалиброванный лот - было непонятно сколько у нас есть запаса по глубине и что можно сделать;
- низкая слаженность работ экипажа - часть людей была на лодке впервые и не вполне понимала технологию.
Из того, что мы могли реально сделать сами:
- подходить медленнее, изучая поведение лодки на разных режимах движения;
- по хорошему надо было бы дать кружочек по бухте и посмотреть что и как, заодно выяснив радиусы разворота на разных скоростях.
Пришвартовавшись мы выяснили, что это старый пирс для паромов и нам надо повторить швартовку за волноломом. На этот раз мы были сильно аккуратнее и встали лагом к молу со третьего раза, но без повреждений. Но вводная опять поменялась - местные рыбаки сообщили нам, что при данном направлении и силе ветра данная стоянка небезопасна и рекомендовали перейти в соседнюю бухту Мальтезаны.
Уставшие мы провели и этот переход. По приходу в бухту обнаружили множество рыбацких лодок, занявших места у мола. Поэтому решили заночевать на якоре. После установки на якорь стали готовить ужин. Тем временем с моря уже основательно дуло. Лодку стало раскачивать на волнах.
Тут то и раздался противный писк - это сервисная батарея сигнализировала о близкой кончине. Завели двигатель для подзарядки, уменьшили энергопотребление. Но все-равно было видно, что при штатном GPS батарея просаживается очень быстро. Решили отключить его, оставив в каюте ручной GPS для отслеживания сноса и сигнализации о возможном срыве якоря.
Экипаж устал и разделившись на вахты улегся спать. Ночью время от времени раздавался тот самый писк и тогда вахта запускала двигатель для подзарядки батарей( они в основном использовались для якорного огня). На моей вахте запищала не только батарея, но и GPS. Похоже во время одного из порывов яхту немного сдвинуло с якоря. Но остальная часть ночи прошла спокойно.
С утра при попытке приготовить завтрак столкнулись со следующей проблемой - похоже где-то была утечка газа и замененный балон полностью вытек. Иван, помудрив с первым балоном, решил что это скорее была проблема клапана и мы поменяли их местами обратно. Газ вернулся и жизнь начала налаживаться.
Пока готовили завтрак, посмотрели прогноз. Обещалась смена погоды, прямо над нами должен был пройти глаз циклона, после чего ветер менял направление с юго-восточного на северное и гавань Скала становилась безопасной для стоянки. Решили воспользоваться временным уменьшением ветра для обратного перехода.
На этом месте у нас начались трудности с выбором якоря. Лебедка работала на электричестве и вытягивала якорную цепь с перебоями. Дав чуть больше оборотов на холостом ходу, якорь удалось выбрать. В гавани Скала и при последующих стоянках мы бросали его уже не на лебедке, а ослабляя стопор.
Прийдя обратно в гавань я порадовался, что мы таки ушли из нее на время юго-восточного шторма. Пирс был весь в камнях, которые шторм выбил из волнолома и разбросал. В воде плавало множество предметов, унесенных штормом.
Швартовались медленно, потом перетягивались в угол для более надежной стоянки: ожидалось усиление северного ветра. На этом месте женская часть моего семейсва сообщила, что устала от лодки и ночевать лучше на берегу. Поев, пошли изучать город и искать место для ночевки, но это уже следующая история.