Если вы живете в Санкт-Петербурге, то с большой долей вероятности вы хотя бы раз были в Финляндии. Ну, а как иначе - вид отдыха-то уже традиционный. Праздновать ли Новый год, любоваться ли церковью Темппелиаукио или же просто употребить изрядное количество алкоголя - не так уж и важно, зачем едут. Главное, в каком количестве.
Впрочем, с количеством в этом году приключились проблемы. Так, за первые четыре месяца российско-финляндскую границу пересекли 2,79 млн человек. Сумма, на первый взгляд, довольно внушительная, однако она почти на четверть меньше соответствующего показателя за 2014 год. Ну, по крайней мере, так сообщают финские пограничники.
Причин тому несколько, но все они, так или иначе, упираются в несколько ухудшившиеся отношения между странами. Причем, как политические, так и экономические. Курс-то у европейской валюты нынче огого какой, так просто на выходные не выберешься. Вот и думай, как после этого не клеймить все санкции. Можно даже на пару с финнами.
Шутка ли, среди всего множества европейских стран именно Финляндия понесла наибольшие
убытки от экономического противостояния с Москвой. За последние пару месяцев ВВП страны упал на 0,4% по сравнению с предыдущими показателями, а вообще же этот кризис в Суоми продолжается уже три года, что, само собой, никого в Хельсинки радовать не может.
Вообще, этого стоило, конечно, ожидать. Еще год назад, когда все санкции только вступали в силу, финские политики уже начали бить тревогу, поскольку понимали, что подобная конфронтация с Россией не сулит им ничего хорошего. И причин тому несколько. Например, попавшая под американские и, следовательно, европейские санкции российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) владела на тот момент половиной Хельсинкской судоверфи Arctech Helsinki Shipyard (AHS). А о том, что значит для любого имеющего выход к Арктике государства арктическое судостроение, говорить, думаю, не нужно. А, например, Росатом строит в городе Пюхяйоки атомную электростанцию Ханхикиви-1. И пусть, по заявлениям, официальных лиц, санкционные реалии никак не повлияют на этот проект, настроение у российских инвесторов все же изменилось.
Не стоит забывать и о том, что именно Москва долгое время являлась едва ли не самым главным торговым партнером для Финляндии. Так, например, в 2013-м году на Россию приходилось 10% (5,4 млрд евро) всего финского экспорта. В прошлом же году, после введения санкций, этот показатель упал до 8,3% (4,6 млрд евро), и есть все основания полагать, что в этом году ситуация только усугубится.
Ну, и несколько слов, чем это все может грозить. Как заявлял бывший премьер, а ныне министр финансов Финляндии Александр Стубб, средства, получаемые за счет сообщения на российско-финляндской границе, планировалось пустить на на развитие пограничных КПП и на двустороннее сотрудничество между российскими и финляндскими ВУЗами. Но, в связи со сложившимися обстоятельствами, все запланированное ранее придется финансировать из госбюджета, а это, сами понимаете, суммы весьма и весьма приличные. Крайне проблематично в условиях трехлетнего кризиса, не правда ли?
Конечно, финны стараются искать новые варианты, выходят на новые рынки (в частности, Германия или США), однако все в один голос заявляют, что показателей экспорта в Россию добиться не получится еще очень и очень долго. А, значит, и о преодолении рецессии в экономике можно пока и не мечтать. А жаль. Мы ведь тут, в России, уже привыкли относиться к финнам, как к народу, с которым нам нечего делить.