Существует любопытная гипотеза, будто наше существование - это поиск вопроса Вселенной, Жизни и Всего Такого. Небольшая поправка к Адамсу: для каждого этот вопрос свой. Не бывает двух одинаковых вопросов, как не бывает двух одинаковых людей.
Словами этот поиск не выразить. Дальние отзвуки его прорываются в нас восклицаниями типа: "Зачем?..", "Откуда мы?..", "В чём смысл жизни?.." и "Блин, нахрена?!..". Считается, что человек, узнавший свой вопрос, в подарок получает все ответы мира. Он узнает, для чего загораются звёзды и почему жизнь - чертовски восхитительная штука.
Эту особенность человеческого разума и эксплуатирует троллинг.
Дело в том, что кроме вопроса Вселенной, Жизни и Всего Такого, есть также два вопроса Глобального Холивара. Заданные в любом сообществе, эти вопросы неминуемо провоцируют крестовые походы, джихады, инквизицию и египет планетарного масштаба. Их два. Вот они:
1) Кто виноват в том, что с хорошими людьми происходят плохие вещи?
2) Как попасть в список настоящих хороших людей, с которыми плохие вещи не происходят?
Узнаёте конечно. Ад и рай, бог любит всех, кроме грешников, а ты персонально ему не нравишься. Всё в порядке. Крестовые походы случились оттого, что людям задали Вопрос Номер Один. Вторую мировую развязали, пользуясь Священным Вторым.
Но не всё так страшно. Эти вопросы ещё необходимо перевести на язык тех, с которыми вы говорите. Например, "Из какого травматика лучше расстреливать бездетного взяточника, выгуливающего питбуля без намордника?" будет принадлежать к первому или второму типу в зависимости от аудитории. Он возбудит сообщества самооборонщиков, чайлдфри, собачников и гомофобов, но оставит равнодушными атеистов, поклонников Шакиры и линуксоидов.
Вот мы и добрались до мировых религий. Все они проходят в своём становлении и развитии две фазы.
На первой из них появляется человек (Христос, Будда, Магомет, Моисей) и говорит: "Господа! Я долго искал свой вопрос Вселенной, Жизни и Всего Такого. У меня есть некоторые идеи. Попробуйте, мне помогло, возможно, поможет и вам". Люди медитируют, молятся, смотрят на луну, на палец, указывающий на луну, на пруд, в котором отражается палец, указывающий на луну. Бьют друг друга по голове, смеются, плачут - живут. У кого-то получается, у кого-то нет. Нормальный творческий процесс.
И тут наступает вторая фаза.
Приходит искренне верующий. Он говорит: "А давайте я соберу взносы, все согласны?". Конечно все согласны. Они-то делом занимаются, а учителя кормить надо. Появляются кассовая книжка, график мытья сортиров и общее благо. Порядка прибавляется, все довольны.
Искренне верующий понимает, что он должен ещё что-нибудь усовершенствовать, вот только что? Думаю, вы уже поняли. Рано или поздно он скажет: "Ребята, я знаю вопрос, который вы ищете! Их два. Ответы у меня тоже есть". После этого медитации и молитвы пойдут лесом. Адепты начнут утаптывать дресс-код, спорить из-за филиокве и выяснять кто у нас сосуд греха.
Это не потому что люди идиоты. Просто искренне верующие очень убедительны. Ну и потом, главный вопрос ещё найти надо и результата никто не гарантирует, а вопросы Холивара - вот они. И ответы есть. Так религии начинают гнить, едва зародившись.
Казалось бы, если большинство адептов завязло во второй фазе, учение должно погибнуть. Ничего подобного! Как раз наоборот, оно получает известность. Вы ничего бы не знали об исламе, не начни последователи Мухаммеда выяснять, кто у нас козёл, а кто ягнёнок, и массово резать гебров.
При этом адепты второй фазы ненавидят тех, кто говорит им, что они во второй фазе. Своего рода лакмусовая бумажка. Обычная феминистка ищет, как бы сделать так, чтобы женщины перестали быть жертвами. Искренне верующая выясняет, кто сказал "жертва сама виновата", чтобы перегрызть врагу горло. А потом тому, кто скажет, что она не тем занимается. То же с воцерковленными христианами, верными последователями истмата и рьяными сторонниками теории Дарвина.
На этом фоне выделяется атеизм. Уникальное учение! Оно ухнуло во вторую фазу, даже не прикоснувшись к первой. Объяснение "когда-нибудь наука найдёт ответы на все вопросы и это будут абсолютно правильные ответы" по степени лицемерия бьёт любые ухищрения церковников. Предупреждая возражения правоверных атеистов: учёные, для которых действительно важно познание, на своей вере или безверии не циклятся. Они просто живут. Как только они начинают бороться с засилием церкви, они превращаются в политиков.
Человек может находиться в первой или второй фазе, но не в двух одновременно. Ничего страшного в этом нет. Это тоже часть поиска, главное, чтобы она не стала основной. Между прочим, вы уже наверное заметили, что сейчас я тоже делю людей на агнцов и козлищ. Вот допишу эту статью, отправлю в журнал и успокоюсь. И, возможно, займусь чем-нибудь более полезным.