- Дети, - объявил учитель торжественно. - Сегодня у нас особенный урок. Урок, посвящённый воображению. Оглянитесь вокруг! С каждым днём мы живём всё лучше и лучше. Мы строим новые фабрики и заводы, добываем полезные ископаемые, заселяем города. Прекрасная Музыка ведёт нас к светлому завтра. И каким оно будет - зависит только от вас. Вы - наше будущее, понимаете?
Класс молчал. Поднял руку один из учеников:
- Господин учитель, а почему в книжке написано: «Редкая птица долетит до середины Днепра?».
- Что-что? - растерялся учитель.
- Середина Днепра, - терпеливо объяснил ученик. - Как её определяют?.. Вот мы стоим на одном берегу, а другого-то нет! Все же знают.
- Другого нет, - согласился учитель. - Это метафора, Костя. Древние обожали пользоваться метафорами.
- А вот ещё: «Глаза - зеркало души».
- Ты видел зеркало? - воздух в классе загустел, словно ударили полярные мистрали. - Где?..
- Нигде. Все же знают - зеркал нет. Я про душу.
- Души тоже нет. Это метафора.
- Но, господин учитель... А как же: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»?
- Понимаешь, Костя... Эти вопросы не очень уместны. Мы поговорим об этом, но не сейчас. Позже.
- Господин учитель! Я ещё хочу спросить.
- Спрашивай, но побыстрее.
- Я быстро. Дело в том, что сегодня утром я проснулся, чтобы идти в школу за новыми знаниями. А потом услышал Прекрасную Музыку. Это всегда так: сперва просыпаюсь, а потом слышу Прекрасную Музыку. И мне подумалось: а что, если она начинает звучать в момент пробуждения? А потом доходит до нас? Я засёк время и умножил его на скорость звука. Получилось семь километров. Взрослые говорят, что Прекрасная Музыка идёт от реки. Значит, - торжественно объявил мальчик, - есть другой берег! И я подумал... В книжках пишут про какую-то радость, злость, печаль, веселье. Быть может, кто-то украл их у нас? Живущий на том берегу, с помощью Прекра...
- Дети, урок окончен, - быстро объявил учитель. - Все свободны, кроме Константина. Расходитесь, расходитесь!
Костя сжавшись сидел за партой. Учитель выдвинул ящик стола, достал круглый плоский предмет и положил перед мальчиком.
- Это зеркало. Хочешь взглянуть?
Мальчик покачал головой. Учитель усмехнулся краешком губ.
- В юности все мы нигилисты... Пока нам не предложат увидеть собственное лицо. А теперь слушай Прекрасную Музыку и меня. И запоминай. Мы не можем пересечь текучую воду - значит, другого берега нет. Барабаны Прекрасной Музыки священны. Они помогли нам подняться в послевоенную разруху. Мастер вуду - не злодей, а отец народов. Ты понял меня?
- Да, - не поднимая головы, отвечал мальчик.
- А теперь отправляйся в шахту. Сегодня я лишаю тебя ужина. Останешься без мозгов.