МАКС-2015. Статическая экспозиция.

Sep 07, 2015 04:52



  В бизнес-дни я ходил-бродил по территории, глазел, балдел и общался с теми, кто подобрее. При всём желании я не смог бы посетить/потрогать/понюхать всё и вся, так что не взыщите. Отмечу, что популярность МАКСа растёт, и даже в бизнес-дни народу было ну раза в два больше, чем пару лет назад. Фотографии, представленные в посте, были сделаны в течение двух дней - 26 и 27 августа.
  Толпа в топтобусы была просто неимоверная даже в бизнес-дни. Сказав коллеге, что поеду на следующем автобусе, я повесил выстраданный бейдж на шею и стал ждать. Из окошка автобуса я с удивлением разглядел, что к стоящим у проходной на аэродром памятникам Як-38У, МиГ-23УБ, Су-17УМ3 и Ил-102 присоединились ещё двое - МиГ-25ПУ и Су-24. Сразу захотелось выбежать или пешком дошагать, чтобы заснять всё это, но я внял голосу разума и понял, что конвой не даст сделать ни того, ни другого, да и волю фантазии не даст. Продолжаю озираться, вижу торчащий из здания хвост Ил-76, врастающие в землю Ил-18 и СКИПы. Всё, приехали, выгружаемся.

1. Первым на глаза попался Ил-76МДК. Это одна из нескольких летающих лабораторий, работающих в интересах РосКосмоса, базируется она на аэродроме Чкаловский. Основной функцией Ил-76МДК является создание искусственной невесомости для тренировок экипажей космических кораблей. Самолёт оснащён, в числе прочего, капсулой с противоштопорным парашютом, которая расположена на месте кабины стрелка. Мало ли чо произойдёт в управляемом падении камнем... А у наших заокеанских, так сказать, партнёров, летающие лаборатории аналогичного назначения прозвали "заблёванными кометами" (vomit comet). У нас цивильнее как-то, что ли. Борт был открыт для общего посещения какое-то время, но толпы народу отговорили меня от осмотра.


2. Через дорогу (хотя стрёмно обзывать дорогой широченную рулевую дорожку крупнейшего в Европе аэродрома) расположились истекающие маслом старики, каждому из которых идёт 73-ий год. Это легендарные "Дугласы" - Douglas C-47 Dakota. Однотипные птахи поставлялись в СССР по договору ленд-лиза в годы Великой Отечественной. На основе C-47 были созданы не менее выдающиеся аппараты, например, начавшие эпоху отечественной ВТА Ли-2 и Ил-12, а также открывшие советскому человеку Приполярье Ил-14. Что касается конкретно представленных на фото экземпляров: они специально проделали огромный путь из Аляски в Жуковский своим ходом, чтобы участвовать в лётной программе авиасалона.


3. Крайняя перед Жуковским посадка на перегоне была 7 августа в аэропорту Кольцово. Как раз туда я и не попал - да я и не подозревал до самого последнего момента, что я есть в списке приглашённых! Об этом мне приторно-сладким голосом сообщила девица из кольцовской пресс-службы по телефону за три часа до действа! Такие вот дела.


4.


5. На большом глобусе изобразили географию дальнего перелёта.


6. Какая-то забугорная вертушка. Внутри сидел человечек и сосредоточенно щёлкал тублерами. Я решил не досаждать ему.


7. Салон салоном, а на аэродроме жисть кипит. Знакомый звук двиглов Д-30КП вдруг заставил меня оглянуться, и взору открылся заруливающий Ил-76ТД авиации МЧС. Похоже, длина полосы Жуковского позволяет не использовать реверса, иначе я точно услышал бы.


8. Едва тот наконец уехал на стоянки, на исполнительный покатился Ан-12 РСК МиГ. Наверняка на Луховицы или на Сормово пошёл.


9. Я миновал стоянку совсем уж старых аппаратов поближе к истребителям. Всё, теперь меня отсюда за уши не оттянешь. МиГ-29К (9-41), предназначенный для нашего ВМФ, и уже в строевой окраске:


10. Фирменный МиГ-29СМТ:


11. МиГ-29М (9-61), он же МиГ-35.


12. Мимо проезжает реплика аэроплана Farman IV, спроектированного ещё в 1909 году. О как.


13. Многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-30СМ, построенный для авиации Военно-морского Флота. Борт совсем новый, до МАКСа ещё не был передан заказчику, потому что оный отчего-то тупит и не торопится забирать уже готовые самолёты.


14. Специально на МАКС перегнали два борта из пяти готовых к передаче. Перегон с ИАЗа в Жуковский (всего с одной промежуточной посадкой) выполняли совместные экипажи лётчиков-испытателей "Иркута" и морских лётчиков. На одном из истребителей выполнялся демонстрационный пилотаж, а второй выставили на всеобщее обозрение.


15. После авиасалона эти Су-30СМ перелетели на место постоянного базирования.


16. Фирменный Як-130 просто не узнать. В носу безошибочно угадывается лазерный дальномер, на законцовках крыла - система РЭБ "Талисман" белорусской разработки... Во дела. Это могло означать только одно: яковлевцы действительно работают над лёгким штурмовиком на базе 130-го.


17. Техник, который с радостью со мной пообщался, подтвердил мои догадки. Добавил также, что интерес к этой теме проявляют бразильцы, но уж никак не наши ВВС, но кто знает...


18. Ранее были попытки приделать ЛД над носом самолёта, но в представленной на авиасалоне конфигурации полётов ещё не было, ибо помешал этот самый авиасалон. Я благодарно пожал лапу технику и побрёл дальше.


19.


20. Ого, да ведь это же завсегдатай выставок и парадов - МиГ-31БМ б/н 93.


21. Строевой МиГ-29СМТ.


22. Самый-самый первый серийный Су-35С, ещё без пушки, хотя жаропрочная накладка и на месте, хм.


23. Отклоняемые сопла двигателей наглядно.


24. Несколько нетипичный Су-27СМ3 - был построен не из нулёвого планёра, как первые такие, а был переделан из строевого самолёта Су-27П и модернизирован на КнААЗе. Успешно несёт службу.


25.


26.


27. Су-30М2.


28. Самый первый серийный Су-30СМ.


29. Су-34.


30. Канеш, не в окрасе дело, но я чота рад, что красят теперь так, как красили предсерийные машины.


31. Су-25СМ


32. Вполне себе строевой Як-130.


33. Следом премьера для меня - дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла Ту-22М3.


34. 18 сентября 2003 года при выполнении полёта на стратегическом ракетоносце Ту-160 на борту возник сильный пожар. Экипаж во главе с подполковником Юрием Дейнеко погиб, но успел отвести пылающую громадину от наземного газового хранилища. Посмертно подполковнику Дейнеко было присвоено звание Героя России, а его имя носит один из строевых Ту-22М3.


35. Белый Лебедь Ту-160.


36.


37. Ту-95МС, куда же без него. Инструмент сдерживания, как-никак.


38.


39. Самолёт воздушного наблюдения Ту-214ОН.


40.


41. Ещё раз через дорогу, к экспозиции "Вертолётов России". Ка-52К, он же "Катран"! На "Мистраль" они так и не попадут, впрочем.


42. Всё как полагается на палубе - складная консоль крыла. Ноги для подпорки хвостовой балки в комплект не входят.


43. Лопасти, кстати, тоже складные.


44. Ми-28НЭ. Но кто-то утверждает, что это Ми-28УБ. Кто их знает, чем они там на МВЗ занимаются... А сколько всякой всячины понавесили!


45. Ми-35М.


46. Какой-то патрульный вариант Ми-8АМТШ. Не думается мне, что стрельба НУРСами пойдёт на пользу тем телевизионным элементам на законцовках подвесок.


47. Ми-17В-5.


48. Ка-32A11BC и Ка-226 МЧС.


49. Ми-8АМТШ-1.


50. Ка-52.


51. КВЗ Ансат. Вертолёт с ЭДСУ!


52. Ми-171А2:


53. А это... это... да я даже не понял, что это.


54. Так выглядел бы упоротый лис, будь он вертолётом. Я уверен.


55. Поглядел я вдаль и уткнулся взглядом в учебно-боевой палубный истребитель Су-33УБ. То есть, в его планер для статических исптытаний. Ну, то есть, в то, что осталось от планера для статических испытаний. Примерно там же на стоянках столько всякой всячины стоит, у-у-у... Даже Су-27М видел, с его-то огромными килями.


56. Это Ми-26Т2. Он огромный. В нём можно жить.


57. Борт старенький, но его оснастили новым комплексом обороны.


58. Забугорный пепелац. Наверняка AW.


59. В этом году сбацали интересную экспозицию старых аэропланов. Вот, например, спарка Су-15УМ. Принадлежала, насколько я знаю, ЛИИ, использовалась для подготовки лётчиков-испытателей и как самолёт сопровождения.


60. Сразу видно, что обзор вперёд-вниз просто... никакой. Треугольное крыло и высокая скорость на посадке делали Су-15 очень строгим и требовательным как к лётному составу, так и к аэродромам.


61. Су-27СМК - экспортный вариант самолёта Су-27СМ. Отличался от "родителя" составом оборудования и, конечно же, наличием выдвижной штанги топливоприёмника. Участник многих авиавыставок по всему миру.


62. В программке значился просто как Су-27, но мои познания оказались чуточку шире. Номер 371 на воздухозаборнике - выставочный, ранее присваивавшийся каждому экспонату на авиасалонах в ле Бурже. Сей аппарат получил головную часть фюзеляжа от Су-27К и обкатывался с начинкой, идентичной иркутскому Су-30КН, а потом был переоснащён до варианта Су-27СМ и в таком виде предлагался на экспорт. Впрочем, безуспешно. Заказов, насколько я знаю, на такие аппараты не поступало.


63. ВМ-Т "Атлант". В представлении не нуждается.


64.


65. А вот и изюминка салона - так называемое "изделие 1.44", разработанное в КБ им. Микояна в рамках программы работ по МФИ (многофункциональный истребитель). Предполагалось, что этот самолёт станет истребителем пятого поколения. Довольно опрометчиво, по моему мнению. Машина буквально вымученная, но работы по этой теме фактически закончились ничем.


66. 1.44 летал всего два раза (29 февраля и 27 апреля 2000 года), в отличие от суховского "Беркута" С-37, который мочалили до тех пор, пока у того ресурс по планёру не вышел. Микояновскую машину пилотировал тогдашний шеф-пилот фирмы, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой России Владимир Горбунов. С тех пор машина не то что не поднималась в небо - даже рулёжек и пробежек не выполнялось! Опытный самолёт 15 лет стоял то на задворках, то под открытым небом, и никому не было дела ни до приборов, ни до двигателей - так резко он стал никому не нужен. Справедливости ради добавлю, что "наоборотный самолёт" С-37 по прошествии лет постигла та же участь, и он совершенно так же сиротливо приткнулся под открытым небом, в которое он больше не подымется. После МАКСа решено всё-таки утащить 1.44 на хранение в ангар.


67. МФИ имеет весьма немаленькие габариты и довольно устрашающий (неказистый?) вид. Кабина очень смахивает на кабину МиГ-29. О штатных двигателях АЛ-41Ф, конечно же, и речи не шло, а на каких он летал, я не имею понятия.


  Подслушано в толпе. Типа спецы (видимо, новаторы в области бортового питания) говорят:
- А я хочу ПАК ФА увидеть!
- Чё за пакфа?
- Ну это МиГ-35 который новый.
68. Ещё одно наказанное доброе дело - Ту-155 - летающая лаборатория на базе пассажирского лайнера Ту-154Б-2, оборудованная для проведения экспериментов с криогенным авиационным топливом, проводившихся, ЕМНИП, в 1988 году. Два крайних двигателя (первый и третий) - обычные НК-8-2У, работали на керосине. Центральный (второй) назывался НК-88 и работал на сжиженном водороде (или на сжиженном газе - смотря, что заливали). На киле выпирает дренаж для экстренного слива (?). По этой программе самолёт выполнил то ли десять, то ли двенадцать полётов.


69. Прототип самолёта прорыва ПВО МиГ-25БМ. Создавался параллельно с разведчиком-бомбардировщиком МиГ-25РБ, мог нести противорадиолокационное вооружение и средства подавления.


70. Опытный истребитель-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла МиГ-27М, приспособленный под двигатель АЛ-31Ф. Видел фотографии кабины - эргономика так себе, доложу я вам.


71. Коллеги пошли по домам, а я остался бродить и снимать, чо не успел. Вот, например, Ту-204С. Грузовой, в общем.


72. Всё внимание - на поданный трап.
[Лирическое отступление]
  Это ведь авиасалон, райт? Бизнес-день и СМИ, да? Ок, смело, товарищи, в ногу, я же пресса! Шагаю к ребятам у трапа.
- Бла-бла-бла, разрешите посетить?
- Ну, знаешь, тут такое дело, нельзя щас.
- Ок.
  Иду к Ту-155. Тоже подан трап, какие-то тёлки рядом селфи-палку насилуют.
- Бла-бла-бла, вот мой бейдж, разрешите посетить?
- Ну, чувак, знаешь, там щас официальная делегация, щас нельзя.
- Ну, ок.
  Иду к летающей лаборатории РосГидроМета в виде Як-42Д. Трап подан, забор частично разобран.
- Бла-бла-бла, я типа пресса, разрешите посетить?
- Нее, чувак. Это, то, пятое, десятое. Щас пока нельзя.
- Да вы что, сговорились, штоле...
  Иду к камовцам, к которым на практику меня не выпустил деканат. Только что какая-то феминистка с крутым бейджем чуть ли не намеренно запорола мне кадр МЧСовского Ка-226.
- Бла-бла-бла, разрешите посетить 226-ой или постоять рядом?
- А вам зачем?
- Мамке твоей фотку отправить хочу! Ты правда такой тупой или прикидываешься? Для модельки хочу детали отснять.
- Не положено.
- А кому положено, растудыть тебя в качель? Для кого этот салон? Ладно, забейте.
  Я поборол желание пойти и переодеться в женщину - видимо, это единственный способ без препятствий лазить в кабину хоть на Т-50. Ёперный театр! Это же как бы авиасалон, но как бы посетить ничего нельзя. Чо за дела?
  Иду к стенду КВЗ. Вижу Ансат. Ни слова не говоря, снимаю, как могу. Слышу:
- Хотите в кабину? Заходите скорее.
  Обомлел просто. Мир не без добрых люлей людей.



73. Два странных экспоната. Выливной агрегат сам по себе странный, а вертушка... Ну, её выкатили, скрутили ей лопасти и закатили обратно, гы.


74. Ту-154М... или Ту-154Б-2? В общем, ни Бэ, ни Мэ.


75. Во. Тоже "звездатый" борт - Су-30ЛЛ ЛИИ, демилитаризованный испытательный вариант истребителя. Один из нескольких бортов, буквально выгрызенных Лётно-исследовательским институтом с иркутского авиационного завода в непростые 90-ые. Наиболее известны работы на нём, выполненные Заслуженным лётчиком-испытателем СССР Героем России Анатолием Квочуром и его коллегами.


76. Спектр работ, выполненных (и продолжающих выполняться лётчиками-испытателями ЛИИ) на этом самолёте, крайне обширен. Тут и многочасовые беспосадочные перелёты с дозаправками в воздухе, и авиационные медицинские исследования, оценки пилотажных качеств с целью дальнейшего их улучшения... В 90-ых в ЛИИ была создана также пилотажная группа "Лётчики-испытатели" (на самолётах МиГ-29, Су-27П и Су-30). На этом самом Су-30ЛЛ Квочур показывал самые настоящие чудеса демонстрационного пилотажа.


77. Специально к МАКСу борт перекрасили, хм.


78.


79. Ил-114ЛЛ. В этом году он даже летал. Досадно, что, кроме как в виде ЛЛ, Ил-114 оказался никому не нужен.


80. Близится лётная программа, так что экспонаты потихоньку повезли готовить к вылету. Я же звоню... эм... ассистенту и намекаю, что на полёты тот не успеет и пусть сидит дома, чем совершенно сбиваю его с панталыку, а сам перемещаюсь поближе к вертолётам, жду, когда же на старт повезут Ми-26Т2.


81. По дороге к экспозиции винтокрылов натыкаюсь на двух технарей, озадаченно глазеющих на что-то. Слежу за их взглядом и сразу понимаю, что за светопреставление их отвлекло:


82. А-а-а, я понял. Вот оно, значит, как. Мир мой треснул и пообещал никогда больше не быть прежним. Чтобы преодолеть все жизненные барьеры в России (включая железные), надо либо ходить на каблуках, носить декольте и уметь стрелять глазками, либо быть коммунистом. Nice try, comrades, но я не вступлю в КПРФ, даже если мне посулят беспроблемный проход на любой аэродром нашей необъятной Родины, путёвку в рай без очереди и законодательный запрет на ковыряние в носу общественных местах. Технари, тем временем, продолжают глазеть и ровным счётом ничего не понимают - кто все эти люди, кто их пустил и зачем они здесь нужны?..


83. Заклеив трещину в моём треснувшем мирке пластырем, я отправился дальше. Вижу: Ил-76МД-90А, третий серийный самолёт этого типа, построенный на ульяновском "Авиастаре". Первые два серийных ушли в Таганрог на ТАНТК им. Бериева для работ по новому самолёту ДРЛОиУ А-100. Третий тоже пойдёт в Таганрог, но уже для службы по прямому назначению - военные грузы тягать. В тех краях как раз военно-транспортный авиаполк имеется.


84. О, вот ещё альтернатива для прохода за ограждение появилась: если не хочешь ходить на митинги или носить юбку, то притворись интуристом, который ни бельмеса не шпрехает по-русски! Тебя пустят везде, усадят в первом ряду и будут с тебя пылинки сдувать. Можешь ещё утянуть пару-тройку чертежей. Ты же не понимаешь по-русски, ты же думал, что здесь руководство по экплуатации гальюна или safety card, а не схемы секретных узлов и агрегатов. Можешь сфоткать пару-тройку дисплеев, ведь ты же типа думал, что это рекламный монитор и щас там будут под развесёлую 8-битную музыку прыгать блеющие корейские девочки. Мда.


85. Модернизированный самолёт ДРЛОиУ А-50У. 25-го июля была возможность отснять его у нас в Че, когда он направлялся из Иваново на манёвры в Бурятию, но как-то не удалось. Вторая возможность выпала через недельку или полторы и также наткнулась на мой полнейший пофигизм.


86. Ещё один Ми-26. На сей раз военный. Ох и громадина же.


87. Лёгкий учебный вертолёт Ансат-У.


88. Высотный самолёт-разведчик М-55 "Геофизика". На вид неказист, мягко говоря. Коллеги снимать его отказались, ведь его в кадре не уложишь даже.


89.


90. Лёгкий многоцелевой самолёт М-101Т "Гжель". Тоже аппарат с очень непростой судьбой.


91. Наконец Ми-26Т2 покатили на старт. Народ расступился, но я так и не понял, зачем. Испугались?


92.


93. Ту-144Д. Он стал ещё грустнее, по-моему. К нему подогнали два трапа, но в силу вышеизложенного, я даже не пытался.


94.


95. К вечеру 26 августа на МАКС прилетела латвийская пилотажная группа Baltic Bees. Вот их самолёты на следующее утро.


96. Вечером 27-го далеко-далеко на лугу пасутся ко приткнулся ахтубинский Ил-76.


97. Поглядел я своими глазами на Марину Попович, показал ассистенту, но подойти и поговорить с Героем Советского Союза мне не хватило духу, признаюсь честно. Пошли мы, в общем, бродить куда глаза глядят. Правда, это были мои глаза, ибо были защищены затемняющими очками, и мне чутка стыдна. Вот планер катят куда-то, и окрашен он в цвета одной малоизвестной авиакомпании.


98. Ещё одна звезда салона - А350. О нём позже и более детально.


Продолжение следует.

А350, Ка-52, Ка-32, Гордый, Су-34, Су-35, Ту-154, Ил-114, хорошо забытое старое, ВМ-Т, Ан-12, Ми-26, Ил-76, СуперПуперДжет, Як-130, сильные мира сего, МАКС'2015, авиация ВМФ, малая авиация, МиГ-29/35, Ту-160, А-50, Ту-144, Ту-22М3, заморские диковины, Ми-28, Су-25, Ми-8, Ансат, МиГ-31, Су-30, Ту-95, Ту-204/214, репортажъ, Су-27, Ми-24/35

Previous post Next post
Up