Хорошо есть youtube - можно посмотреть то, что не удалось посмотреть ранее, по каким-либо причинам. Удобно. Вот и эту передачу вчера смотрел, смотрел и думал.
Click to view
Первая часть передачи мне понравилась, хороший диалог русского и латыша, по сути, двух граждан одной страны, у которых потихоньку начинают размываться столь ранее отчетливо видневшиеся отличия. По-моему это уже разговор "консерватора" и "либерала", разговор представителя "тори" и "виги", разговор сторон. Нормальная среда спора, спора двух людей одной единой страны, хотя и с разными взглядами.
А вот гость, гость меня удивил. Точнее не оправдал ожидания. Нет, нет я нисколько не умаляю его профессиональные достижения. Но вот его позиция для меня показалась лишь предметом его собственной обиды. Да, я ожидал, что он ответит и будет поддерживать разговор на двух языках! С акцентом, с волнением в голосе, но на двух. Поэтому все остальное для меня было не столь уж убедительным...
Но вот разговор про натурализацию, как-то очень неожиданно оживил во мне другие воспоминания. Нет, нет, я получил гражданство не путем натурализации, поэтому речь пойдет не о ней. Мои ведь предки по деду жили в Латвии, и как мне рассказывали аж со времен Наполеоновской войны, а откуда пришли до этого, имеются лишь догадки. Ну так вот, проживая и будучи подданными Латвии, на момент первой Латвийкой республики они дали мне право, на гражданство при второй. Но как говорится гражданство это видимо пол беды.
На то время, когда мне исполнилось 16 лет пришло время получать главный документ взрослой жизни - паспорт. Паспорт получали в большом здании из красного кирпича на ул. Бривибас. Сложно припомнить детали, давно это было. Но при получении паспорта я столкнулся с дилеммой, какую же национальность вписывать. Хотя, скорее всего это была не дилемма, особенно для того времени и тем более для меня. Ведь учитывая исторические предпосылки так было просто решено, записать меня латышом. Благо другими более вразумительными для меня национальностями я похвастаться на тот момент не мог. Но, "Легко сказка сказывается, нелегко дело делается"! Придя в кабинет строгой чиновницы, мне было категорично отказано в моем простом желании. Не представляю на какие правовые акты опиралась та дама, но я был отправлен, добровольно конечно, на языковую комиссию. Да, да, друзья мои, мне посчастливилось в 96-ом году, понаблюдать за этим действом. Со мной были и другие люди, им нужно было сохранить рабочее место, мне нужна была национальность. Кто-то из них хорошо отвечал, кто-то не мог связать и двух слов. Всех оценивали строго и беспристрастно. Подошла моя очередь, я написал сочинение, передал его на проверку, со мной поговорили, задали мне вопрос говорю ли я с кем-нибудь в семье на латышском, я соврал - они мне не поверили и в конце озвучили свой вердикт: "моих знаний для получение Национальности недостаточно!!!" а точнее, мне предложили подучить язык летом и прийти через пару месяцев. Не помню уже, что я чувствовал в тот момент, возможно и ничего. Намного больше мне запомнились чиновница, у которой я по несколько раз переспрашивал, как правильно написать заявлением на прохождение экзамена, я совсем не помню ее лица и не помню кем она была по рангу, но я чувствовал ее неприязнь ко мне, а я оставил в своей памяти неприязнь к ней, но это совсем другая история.
Выйди из кабинета экзаменаторов я конечно же был расстроен. Будучи подростком я совершенно не понимал хоть какого-либо значения в том, что я делаю и уже тем более, что должен сделать. Родители понимали, они знали в каком мире мы оказались. Но я был упрям, как бывают упрямы все юнцы в этом возрасте. Во мне росло недовольство и разбавленное толикой злости. Я сказал матери, что хочу получить паспорт и мне все равно какая национальность там будет записана. Мама согласилась. Я оказался в другом кабинет другого чиновника, мы о чем-то перекинулись пару фразами на латышском. Он что-то заполнил, что-то уточнил. А через несколько дней, или быть может недель я получило свой первый паспорт. Паспорт, в котором в графе национальность было написано: латыш.
P.S.
Последствия этих обдуманных либо необдуманных действий явилось то, что в школьном журнале, в графе национальность, вместо примерно 8 учащихся латышей-одноклассников осталось только двое, я и еще кто-то. Но это тоже совсем другая история.
P.P.S.
По прошествии десяти лет в 2006 году, меняя паспорт, я попросил убрать графу национальность из моего паспорта.