Моя лучшая подруга работает в российском детском саду и часто рассказывает про свою работу. Пока их группа училась в педучилище, я часто делала домашние задания за другую мою подружку, пока та переписывала мне пропущенную теорию по математике или, позже, лекции в институте. Эти задания были тем, чем я обожала заниматься в свободное время: иллюстрировать сказку, склеить поделку, придумать инсценировку. Заодно я приобщалась к методологии работы с детьми в детском саду: девчата нарабатывали наглядный материал для будущей работы.
Когда наши дети уже в Германии из ясель перешли в сад, я заметила сильное различие в занятиях с детьми: я не видела тех развивающих программ, которые обязательны в российских детских садах. Различие было настолько велико, что на заседании родительсткого комитета я предложила свои услуги по заимствованию опыта. И ведь при этом нельзя сказать, что здесь нет методологии: дети постоянно чем-то заняты, воспитатели раз в два месяца ездят на методические занятия, постоянно опробуются новые проекты занятий с детьми... Но мне не хватало сценок с участием всех детей, мне не хватало рисунков (убежал ребенок играть в машинки - никто его рисовать не возвращает) и тд. Я даже завидовала подружке, у которой дети ходили на Кипре в русский детский сад и постоянно приносили поделки домой. Я считала русскую систему гораздо лучше и продуманней для ребенка, пока не наткнулась на эту статью о сравнении немецкой и русской систем воспитания:
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15604845,00.html И правда: одеваться-обуваться самостоятельно дети научились в садике, есть ножом и вилкой - в садике. Там же они постоянно готовят и даже выращивают помидоры. А ведь им всего 4 года. Единственное, с чем я не соглашусь - что немцев не учат жить в коллективе. Учат, просто позже: в университете. Именно поэтому обучение в университетах так ценится: там учат работать в проектах, а значит, работать в команде. И без этого умения (работать в команде) тебя не возьмут ни на одну приличную работу. А оно подразумевает способность согласиться с точкой зрения большинства, даже если ты против: проект представляет команда, а не один человек. (В обсуждениях отстаивай свою точку зрения сколько влезет, но умей вовремя остановиться, чтобы споры не съели время, отведенное на реализацию запланированного).