Основоположник словацкого модернизма - Имро Вейнер-Краль

Jul 28, 2021 13:38


Рассматривая альбом с марками Чехословакии моё внимание привлекла одна из них (см. далее в тексте), выполненная в сюрреалистическом стиле. Довольно странно, что ЧССР, выпустила её, решил разобраться, кто этот продвинутый художник удостоившийся быть увековеченным в филателистическом мире.



Имро Вейнер-Краль Год: 1957 Техника: холст, масло Тип работы: Мануфактура Размеры: 56 x 46 см



Оказывается это картина Имро Вейнер-Краля, основоположника словацкого модернизма, он же - художник, живописец и графический дизайнер, который не имеет аналогов в словацком искусстве.



Имро Вейнер-Краль

Вайнер-Крань происходил из небогатой деловой семьи. Он родился в Поважской Быстрице в Западной Словакии в 1901 году и считается самой важной личностью в модернистском движении Словакии в период между первой и второй мировыми войнами.

В 1919-1922 гг. он изучал архитектуру и живопись в Чешском высшем техническом училище (ČVUT) и в Художественно-промышленном училище в Праге, а с 1922 в Академии художеств в Дюссельдорфе.

В 1923 году он перешел в Академию художеств в Берлине, а с 1924 года он учился в престижной Школе изящных искусств в Париже.



Дюссельдорфская государственная академия художеств



Имро Вейнер-Краль Год: ок. 1935-36 Техника: холст, масло Тип работы: Промышленное искусство Размеры: 68 x 53 см «Плотник»



Имро Вейнер-Краль Карнавал Год: Около 1955 - 60 Масло на оргалите Размеры: 50 x 60 см



Имро Вейнер-Краль Сен - Компа

После возвращения в свой родной город он зарабатывал себе на жизнь в качестве клерка, литографа и даже лыжного инструктора.

В 1930-1932 гг. он работал в Братиславе, а с 1939 по 1950 год он жил во Франции, где во время Второй мировой войны активно участвовал в антифашистском сопротивлении.

Первые контакты с европейским сюрреализмом  Вайнер установил в 1930-1932 годах.

Имро Вайнер, в этот период прикрепивший себе псевдоним Краль («король»), использовал свой художественный талант для изготовления фальшивых документов и продовольственных карточек для членов Сопротивления.

Поддельные документы, идентифицирующие его просто как Krá, помогли ему пережить войну. Он сохранил имя Krá Kr по сентиментальным причинам после конфликта.

Работы Имро Вейнера-Краля отражают через символы жизнь в словацком селе, еврейское происхождение художника и социальные проблемы времени. Его творчество с середины 20-х годов прошлого века несёт черты сатиры и гротеска, которые в 1930-х годах заменяет тон баллады. По собственным словам автора, он всегда в равной мере сочетал мысль, чувство и технику.



картина Имро Вейнера-Краля

Когда началась холодная война, в 1950 году он был выслан из Франции, некоторое время жил в Праге, в Поважской-Быстрице, а затем до конца жизни в Братиславе. Высылка, вероятно, была местью за депортацию некоторых французских дипломатов словацкими властями.



Имро Вейнер-Краль Рачова «Сон платника» (1935)

Имро Вайнер гастролировал по Европе, учился в Берлине и Париже вместе со своей тогдашней партнершей, фотографом Иреной Блуховой, останавливался в Баухаусе в Дессау, знакомился с современными тенденциями международного авангарда, которые он также пробовал в своей работе.



первый словенский фотограф Ирена Блухова



Имро Вейнер-Краль Кепки в Раховске, 1935 г. 66,5 х 55,0 см. холст масло, Словацкая национальная галерея,

С другой стороны, именно эта «глобализация» и космополитизм привлекли его к теме дома, которую он, возможно, понимал лучше всего.



Имро Вейнер-Краль Окно, около 1935 г. 67,5 x55,0 см холст масло Словацкая национальная галерея

Его любимой средой была также Подкарпатская Россия (входившая в государственно-территориальную единицу первой Чехословацкой республики), где не только социальные различия, но и традиционные формы жизни сохранялись гораздо медленнее.



Имро Вейнер-Краль Год: 1975 Техника: холст, масло Размеры: 52 x 45 см «Под градом»



Имро Вейнер-Краль BudmericeТехника: Холст, масло Тип работы: Размеры: 42 x 34 см

Затем Вайнера-Краля отправился в Прагу, где попытался нелегально перейти границу с Германией и был арестован. Он провел почти год в тюрьме, но позже был освобожден без суда и следствия и прожил остаток своей жизни в Братиславе до своей смерти.



Имро Вейнер-Краль Ярмарка в Поважской Быстрице 1928 г.43,8 x 60,3 см холст масло Словацкая Национальная галерея

Однако, попытавшегося бежать Вайнера-Краля, коммунисты сочли  политически подозреваемым, и ему не разрешили выставлять свои работы. Его картины были взяты на хранение между 1950 и 1970 годами.

«Он был очень открытым человеком, не соглашавшимся с существующей политической властью»



Имро Вейнер-Краль Маленький диктор Год: около 1955 г. 78 x 56 см см холст масло Словацкая Национальная галерея



Имро Вейнер-Краль Будет война 1938 21,36 х 28,45 см холст масло Словацкая Национальная галерея



Марка Чехословакия, 1971-11-29 картина В ожидании, Имро Вайнер-Краль (1967), номер по каталогу №Mi:CS 2032, Sn:CS 1779, Yt:CS 1876, Sg:CS 1999, AFA:CS 1878, POF:CS 1922, номинал - 1 Kčs - Чехословацкая крона

Художник, известный также за рубежом, до сих пор вызывает восхищение во всей Европе,

«Потому что он был особым примером ассоциации между романтической традицией 18-19 веков и современным искусством после Первой мировой войны. Он пытался связать сюрреализм с кубизмом, и все потоки тогда присутствовали в западном парижском искусстве»



Имро Вейнер-Краль 1959г. 54,0 х 45,0 см холст масло Словацкая национальная галерея



Имро Вейнер-Краль Новая банка Год: 1974 Холст, масло Размеры: 41 x 32 см



Имро Вейнер-Краль

Особая модификация сюрреализма в изобразительной манере Имро Вейнера-Краля - это наложение друг на друга разной перспективы изображения пространства, временны֜х плоскостей, сочетание реальных переживаний и выдуманных видений.

Кроме живописи значительное место в творчестве художника занимает графика, иллюстрации и плакаты.

Ведущий представитель современного словацкого искусства Имро Вейнер-Краль умер 11 августа 1978 года в Братиславе в возрасте 76 лет.



Имро Вейнер-Краль Еврейская улица III. около 1935 г. 68,0 х 54,5 холст масло Словацкая национальная галерея



Имро Вейнер-Краль Гроза 1937 г. 68,0 х 53,0 см холст масло Словацкая национальная галерея



Имро Вейнер-Краль После обеда около 1935 г.39,8 х 30,1 Словацкая национальная галерея



Имро Вейнер-Краль Космический век II. 1960 140 х 95 Словацкая национальная галерея



Имро Вейнер-Краль Время II. около 1964 г. 54 х 45 Словацкая национальная галерея



Имро Вейнер-Краль Поколение II. 1967 65.0 х 54.5 cm см холст масло Словацкая Национальная галерея



Имро Вейнер-Краль Йилемницки в церкви II. 1973 92.0 х 124. cm см холст масло Словацкая Национальная галерея



Имро Вейнер-Краль Поколение III. 1967 65.0 х 54.0 cm см холст масло Словацкая Национальная галерея

Премию, носящую его имя, с 2014 года организует Ассоциация друзей Имро Вейнера-Краля и Французский институт в Братиславе совместно с Ассоциацией теоретиков, критиков и историков изобразительного искусства в Словакии. Премия Имро Вейнера-Краля присуждается за особый вклад в развитие французско-словацкого культурного сотрудничества и диалога этих стран.

Источник: spectator.sme.sk, webumenia.sk

В статье использована марка из коллекции volynko "Живопись на марках"

Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.

филателия, Чехословаки, живопись, #чехословакия, марки, живопись на марках, #сюрреализм, Сюрреализм

Previous post Next post
Up