Рассказ учредителя Международного нумизматического клуба, бизнесмена, коллекционера и мецената о том, как начал коллекционировать, о демократичности монет и о важности новых технологий.
В какой момент вы почувствовали себя коллекционером?
Все началось в детстве, тогда я постоянно что-то собирал: марки, спичечные этикетки... Интерес к старинным деньгам появился лет в десять с подарка соседки. Она была из «бывших», переехала в Баку из Петербурга. И однажды отдала мне портфель, заполненный дореволюционными ассигнациями и ценными бумагами.
В 1995-1996 годах я стал покупать, как говорят собиратели, коллекционные монеты. Это были в основном золотые монеты Российской империи и небольшое количество античных, иностранные монеты. Сначала три планшета, потом пять - и так далее. Собрание росло быстро. Тогда у меня появилось желание собрать лучшую в России коллекцию.
Отношение с самого начала было серьезное, просто со временем менялись приоритеты. Но на качественно новый уровень коллекция вышла, конечно, в тот момент, когда я решил сделать ее общедоступной и создать на ее основе музей.
Монеты - очень удобная основа для изучения истории государств. Например, древнеримские монеты - это настоящая портретная галерея, причем некоторых правителей мы знаем только по их изображениям на монетах.
Монеты гораздо демократичнее живописи. Они принимали непосредственное участие в повседневной жизни своей эпохи, могли принадлежать любому: и императору, и солдату. У меня есть первая древнеримская монета, которую отчеканили для солдат, защищавших Рим от Ганнибала в III веке до н.э. Она отчеканена из золота: драгоценностей граждан города, украшений, храмовых ценностей. Когда знаешь об этом, возникает непосредственная связь с той эпохой, с людьми, жившими больше 2 тыс. лет тому назад.
Отличается ли нумизмат от коллекционера живописи? Может быть, какие-то особенности заложены в характере?
Не думаю, что есть какие-то существенные различия между коллекционерами. Не так важно, что собирать, главное - помнить, для чего ты это делаешь. Можно покупать монеты или картины как инвестор, можно относиться к ним как к декору, но прежде всего это должны быть инвестиции в себя, в самообразование.
Нумизмат более внимателен к деталям. Если присмотреться, то изображения на монетах ничуть не хуже тех, что на картинах, просто существенно меньшего размера. Бывают настоящие шедевры, но о них знает гораздо меньше людей, чем об «Утре в сосновом лесу» Шишкина. Монеты сильно недооценены.
У вас есть любимый музей? Может быть, какой-то музей или выставка произвели на вас большое впечатление?
На меня произвела впечатление архитектура филиала Лувра в Абу-Даби, удивительное современное пространство, которое сочетает технологии и эстетику. Мне нравится современный подход, когда музей - это не только место хранения экспонатов, но и образовательное пространство, когда современные технологии помогают получить информацию, скрытую в предметах.
Часто из поездок я привожу какие-то идеи, которые потом реализуются здесь. Например, все витрины в нашем музее оборудованы планшетами, при помощи которых можно рассмотреть в мельчайших подробностях обе стороны монеты. У нас в музее можно совершить настоящее путешествие в прошлое благодаря интерактиву и цифровым технологиям виртуальной и дополненной реальности, которые сопровождают каждую выставку.
Как античные монеты и серебряные немецкие талеры связаны с русскими монетами? Почему вы решили расширять собрание в этих двух направлениях? Есть ли еще какие-то важные ответвления основного собрания?
Когда речь заходит о музее, то постоянно в экспозиции нужны какие-то параллели, ассоциации, связи, поэтому таких ответвлений довольно много.
Российская история не существует отдельно от мировой. Особенно это касается денег, которые всегда были инструментом международной торговли. Талеры на протяжении столетий служили основным источником серебра на Руси. Например, в XVII веке на европейскую монету ставили специальное клеймо, и она становилась уже русской. И таких параллелей немало.
Талер. Швейцария, Базель. 1756. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Россия никогда не была изолированной. Например, в основе древнерусской чеканки лежат византийские монеты - одно из важных ответвлений моей коллекции.
Античная нумизматика - это классическое коллекционирование. Можно сказать, что нумизматика стала наукой и страстью коллекционеров именно благодаря чеканке древних греков и римлян. Если мы сравним древнеримскую монету с любой современной, то увидим не так уж много различий, причем не только по внешним признакам: наличию изображения, надписи, но и по содержанию, смыслу, сюжету. Античная нумизматика - это интернациональное направление. Античные монеты собирают в Америке, Европе и даже в Китае. Я стараюсь, чтобы Россия на их фоне выглядела конкурентно.
Когда вы решили, что должны создать музей и показать там коллекцию? Это было спонтанное решение, что-то вас подтолкнуло, или это результат долгих размышлений и планомерной работы?
Музей - это логичное продолжение работы над коллекцией, реализация ее потенциала - научного, образовательного. Понимание того, что коллекция имеет большое значение, пришло постепенно. Подготовительная работа заняла около пяти лет. Было отреставрировано здание XVII века (музей расположен в палатах Зиновьевых - Юсуповых в Большом Афанасьевском переулке в Москве. - TANR), все продумано до мельчайших деталей.
Я считаю неправильным, если коллекция лежит где-то в хранилищах и не доступна ни ученым, ни обществу. Очень жаль, что многие собрания рассеиваются, распродаются наследниками, не доходят даже до этапа публикации, не говоря уже об организации доступа к ним. Я не хотел, чтобы мою коллекцию постигла такая же участь. Все-таки миссия коллекционера - не только собрать, но и сохранить, рассказать о том, почему это интересно.
Вся ваша коллекция хранится в музее? Как вы с ней взаимодействуете?
Я регулярно посещаю музей. Работаю с коллекцией, осматриваю новые поступления, принимаю решения о приобретении тех или иных монет. Иногда решение приходится принимать дистанционно, и тогда я связываюсь со специалистами музея.
Почти все монеты задействованы на выставках, периодически экспозиция обновляется: что-то убирается, что-то выкладывается на обозрение.
В одном месте монеты не хранятся, и у меня почти всегда в доступе есть какая-то часть коллекции.
Экспозиция Музея Международного нумизматического клуба. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Что было первым - нумизматический клуб или музей? Как они взаимодействуют? Кем надо быть, чтобы попасть в нумизматический клуб, по каким критериям выбирают его членов?
Сначала родилась идея клуба, потом как развитие появился проект музея. Главным критерием для членства в клубе является увлеченность нумизматикой, наличие значимой коллекции. Сейчас клуб объединяет ряд крупных коллекционеров. Цель деятельности клуба - популяризация и развитие нумизматики в России, поддержка исследований, публикация литературы.
Музей - это прежде всего выставочная площадка и место встреч для членов клуба. В нем проводятся все мероприятия: встречи с известными специалистами, лекции, заседания, конференции. Есть и неформальная часть работы клуба: мы собираемся, смотрим и обсуждаем монеты из собственных коллекций.
Источник: theartnewspaper.ru статья Татьяны Маркиной