Ежегодно, 3 июля в Российской Федерации отмечается День ГИБДД - профессиональный праздник тех, кто призван обеспечивать безопасность на наших дорогах. День ГАИ (ГИБДД МВД России) установлен в 2009 году приказом министра внутренних дел "Об объявлении Дня Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации".
Государственная автомобильная инспекция СССР была образована в 1936 году постановлением Совета народных комиссаров Советского Союза от 3 июля 1936 года. Именно тогда Совнаркомом было утверждено "Положение o Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД CCCP", главными задачами которой стали борьба с авариями, хищением машин, а также профилактика дорожно-транспортных происшествий.
В начале 1960-x гoдов Coвeтcкий Coюз пpиcoeдинилcя к Мeждyнapoднoй кoнвeнции o дopoжнoм движeнии, а пepвыe eдиныe пpaвилa дopoжнoгo движeния cтaли дeйcтвoвaть в CCCP c 1 янвapя 1961 гoдa.
В постсоветское время ГАИ несколько раз переименовывали - с июня 1998 года - Госинспекция по безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД РФ, что, по мнению инициаторов, точнее отражало суть деятельности инспекции, и позволило бы оставить в прошлом в целом негативное отношение населения к ней. Однако это название "не прижилось". И с июля 2002 года - вновь ГАИ. Слово "гаишник" прочно вошло в русский язык, став вполне литературным, хотя и неофициальным термином для обозначения сотрудника дорожной полиции.
В 1922 году была написана инструкция "о порядке пользования жезлом". Тогда же жезл стал жёлтым с красной рукояткой. По мнению властей, такой цвет должен был привлекать внимание извозчиков. Светофоры в Советской России практически отсутствовали (первый светофор появился в Москве на Кузнецком мосту в 1924 году), поэтому постовых, вооруженных жезлами выставляли практически на всех городских перекрестках.
27 апреля 1939 года начал действие циркуляр Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, который предусматривал введение специального чёрно-белого полосатого жезла. В наше время жезл имеет полую пластмассовую форму, в которую вставляют светодиод, который светится ночью.
Первая автоинспекция появилась в Москве ещё в 20-х годах прошлого века, и называлась она ОРУД (Отдел по регулированию уличного движения). Отдел был образован не в силовых структурах, а как управление при гражданских властях (при Моссовете). Причиной появления ОРУД стала ухудшающаяся ситуация на дорогах. В 20-е годы прошлого века началось активное развитие улично-дорожной сети. Тогда в городе было уже едва ли не 3000 легковых автомобилей и мотоциклов, более тысячи грузовых автомашин и около 100 пассажирских автобусов.
Сама Государственная автоинспекция была образована 3 июля 1936 года при НКВД СССР.
В Белгороде стоит памятник "честному гаишнику" с надписью: "Добрая слава лучше богатства".
При этом ОРУД сохранялся как отдельное подразделение до 1950-х годов, а в состав ГАИ долгое время не входили регулировщики.
Существует множество памятников стражам дорожного порядка. В Белгороде стоит памятник "честному гаишнику" с надписью: "Добрая слава лучше богатства".
В Томске в центре города стоит памятник сотруднику ГАИ Николаю Путинцеву, который проработал на этом месте более 20 лет.
В Томске в центре города стоит памятник сотруднику ГАИ Николаю Путинцеву, который проработал на этом месте более 20 лет.
Во время войны инспекция ГАИ занималась выбраковкой и списанием автомобилей, контролировала правильность использования запчастей, занималась выдачей водительских удостоверений, то есть главным для ГАИ в тот момент было обеспечить тыл и фронт автотранспортом и водительскими кадрами.