В предыдущем посте про календарь
Календарь BERLIN KLASSIK 2016 я упомянул, что публикуя автокалендари за 2016 год так и не набрался мужества запостить Pirelli (хотя я увидел его сразу после выхода в декабре 2015 года). Скажу сразу и прямо, он мне не понравился тогда, я не изменил своего мнения и сейчас, хотя у многих он вызвал восторженные отзывы. Тем не менее, давайте на него посмотрим.
Итак, в декабре 2015 года в Лондоне компания Pirelli представила новую, уже 44-ю по счету редакцию своего календаря, который оказался совсем не таким, каким его привыкли видеть поклонники жанра. В 2016 году в календаре не осталось места чистой сексуальности обнаженного тела - вместо него нас ждет «естествкнность и легкость» женщин меняющих мир своими поступками, из-за чего на фотографиях Энни Лейбовиц появились Серена Уильямс, панк-рок поэтесса Пэтти Смит и 82-летняя Йоко Оно.
В календаре появились портреты женщин, оказывающих влияние на общество и мир. Автором снимков стала известный американский фотограф Энни Лейбовиц. Лейбовиц уже фотографировала для Pirelli 15 лет назад, но выбор моделей и стилистики был более традиционным.
Обложка. Китайская актриса, представитель Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев в Китае Яо Чэнь
Д-а-а-а, мир уже не будет прежним. Я бы мог сказать коротко и емко, но пожалуй напишу немного букв. Я не считаю, что красота это только длинноногие, худосочные модели, я не рассматриваю женщину как секс-объект, и не думаю что люди должны стесняться своего тела, возраста и быть зацикленными на единственно возможных общепринятых канонах внешней красоты. Но есть так же понятия - традиция, контекст, уместность. Похоже с этим в Pirelli 2016 не очень. Поясню на простом примере. Заслуживает ли мать Тереза календаря? Что?!!!! Не надо кричать "что" и падать в обморок. Если это календарь выпустит Ватикан, в этом контексте и в этой традиции календарь вполне уместен. Но если Pirelli..., даже самый уважительный образ матери Терезы будет воспринят как издевка в контексте их традиции. Кроме того давайте все же учитывать и разные целевые группы и разные задачи для продукции Ватикана и Pirelli. Похоже, в погоне за политкорректностью и желанием показать себя с наилучшей cтроны, в Pirelli сбилась система координат относительно их календаря.
1. Январь. Модель Наталья Водянова
Ощущение, что создателей привлекла не столько красота Водяновой, сколько ее активная общественная и благотворительная деятельность. Стройное тело, и ранее появлявшееся на глянцевых страницах Pirelli, укутали в тяжелый, плотный шелк. Кокетливо выставить вперед ногу разрешили, однако младенец на руках Натальи (ее собственный младший сын Максим) делает композицию исключительно одухотворенной, сводя на нет любые намеки на сексапильность. И это единственное фото из календаря, отдаленно напоминающее горячие кадры прошлых лет.
Дальше все достаточно просто. Просто в смысле композии, просто в смысле цветов - черно-белое фото, просто в смысле основного посыла.
2. Февраль. Кинопродюсер, президент Lucasfilm Кэтлин Кеннеди
Выпуск календаря Pirelli 2016 уже стал самым скандальным за всю историю данного культурного феномена. И для меня очень интересно будет увидеть календарь 2017 года. Продолжит ли Pirelli свою новую линию или же вернется "к истокам"? Не надо забывать, что календарь это еще и гигантский PR бизнес Pirelli. В прошлогодней заметке про календарь 2015 года -
НОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ PIRELLI 2015 я писал и повторю:
"Затраты на производство календаря составляют около $2 млн в год, рассказывал Financial Times в 2008 году Джоаккино дель Бальцо, бывший топ-менеджер Pirelli. По его словам, расходы невелики, поскольку модели, которым съемки приносят дополнительную славу, соглашаются работать по минимальным ставкам, а гонорар фотографов бывает на 50-60% меньше, чем за их обычную работу. Фотографы ценят то, что при подготовке календаря они не связаны никакими ограничениями и имеют полную свободу. Ежегодный PR-эффект от выхода календаря, по мнению дель Бальцо, можно оценить $300-350 млн - такую сумму пришлось бы потратить на закупку площадей во всех медиа, которые пишут про новый календарь.
Всего на рекламу Pirelli в прошлом 2015 году потратила €200,2 млн ($266 млн), что составляет 3% ее выручки."
За счет "скандальности" и необычности календаря 2016 года, за счет имени Энни Лейбовитц Pirelli получила свою долю славы, шума, PR. Но половине моделей за шестьдесят и к модельному бизнесу, впрочем, как и к шоу-бизнесу, они не имеют никакого отношения и большинству людей просто неизвестны. Если Pirelli продолжит в том же духе, то не превратится ли календарь в арт-хаусный проект для небольшой группы любителей? А это нужно Pirelli?
3. Март. Коллекционер и директор MoMA PS1 Агнесс Ганд с внучкой Сейди Рейн Хоуп-Ганд
4. Апрель. Теннисистка Серена Уильямс
«Это конец Pirelli?» - недоумевает прогрессивное человечество, рассматривая фотографии 65-летней публицистки Фран Лейбовитц и 77-летней благотворительницы Агнесс Ганд. Эти дамы незаурядны, умны и уважаемы во всем мире, однако насколько уместно их нахождение в календаре, на протяжении нескольких десятилетий, еще с 1964-го года воспевавшем красоту женского тела?
5. Май. Актриса, писательница и критик Фран Лейбовитц
Как призналась сама Энни Лейбовитц, идея сделать разворот на 180 градусов исходила от представителей Pirelli. «И это очень своевременно», - убеждена мастер высокохудожественной фотографии. Ей вторит стройный хор голосов, утверждающих, что общество достигло точки невозврата. Женская сексуальность уже не будет прежней.
Будет ли она в принципе - другой вопрос.
6. Июнь. Бизнесвумен, глава Ariel Investments и продюссер Мелоди Хобсон
Хочу сказать и о противоположной точке зрения. Многие считают календарь Pirelli прорывом. Общественность уже заговорила о культурном сдвиге. В течение пятидесяти лет бренд рассматривал женщин как приманку, а создателей календаря интересовали исключительно физические достоинства моделей. Новая же версия календаря получило громкий титул "Мечта феминистки".
7. Июль. Режиссер, сценарист и продюсер. Ава Дюверней
Критики и общественные деятели превозносят серию из 13 классических черно-белых портретов, которая радует, удивляет, возмущает, провоцирует. Единственное, чего она не делает, - это не дает возможности остаться равнодушным. А значит, своей цели - показать, какую огромную роль в развитии общества в наше время играют женщины, - Лейбовиц достигла.
8. Август. Фэшн-блогер, звезда новых медиа Тави Гевинсон
Я не критик, и я честно говоря не понимаю как эта серия показывает "какую огромную роль в развитии общества в наше время играют женщины". Это просто серия портретов, не более! Но это мое личное мнение.
9. Сентябрь. Иранская фотохудожница и кинорежиссер Ширин Нешат
Более того мне вообще не понравилась серия Энни Лейбовитц. Да, да, да не понравилась несмотря на то что она и гуру, и мастер, и икона. Есть несомненно удачные атмосферные портреты, но есть и абсолютно простецкие, проходные фото, есть и откровенно нелепые. Конечно можно сказать, что в простоте композиции и портрета гениальность, ну тогда я непризнанный гений))
10. Октябрь. Художница Йоко Оно
11. Ноябрь. Певица и поэтесса Патти Смит
12. Декабрь. Комедийная актриса, стендап-комедиантка, сценарист и продюсер Эми Шумер
Желающие посмотреть "классический" календарь Pirelli 2015 года могут кликнуть эту ссылку
НОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ PIRELLI 2015