14.07.2014
Autonews Одно из старейших кузовных ателье Италии ушло в историю. Легендарное Bertone, подарившее миру десятки уникальных автомобилей, официально признано банкротом. Реструктурированная несколько лет назад компания в апреле этого года объявила, что больше не в состоянии привлекать новых клиентов. Ателье начало процесс банкротства, но параллельно управленцы изо всех сил пытались найти покупателя, который смог бы подарить Bertone вторую жизнь. Но тщетно: 11 июля 2014 года кузовное ателье Bertone прекратило свое существование.
В свое время успело Bertone поработать и с Volvo, создав неоднозначную Volvo 780
Компания из сурового промышленного города Турин на севере Италии более ста лет работала в тесном сотрудничестве с концерном Fiat. Однако мировые финансовые кризисы, проблемы в экономике Италии и падение продаж самого Fiat вынудили руководителей Bertone продать собственные производственные мощности автогиганту - ателье оказалось нерентабельным. Расцвет Bertone пришелся на 70-е, 80-е и 90-е годы прошлого столетия. Совместные проекты с Alfa Romeo, Citroen, Ferrari, Lamborghini и Mercedes Benz - этим, в первую очередь, гордятся дизайнеры. В обзоре наиболее яркие автомобили, дизайн которых был разработан Bertone.
Lamborghini Urraco
• Премьера: 1970
• Годы производства: 1973 - 1979
Дизайн итальянского спорткара - работа известного дизайнера Марчелло Гандини, который в те годы работал как раз в ателье Bertone. Уракко - кличка одного из самых свирепых быков корриды. Автомобиль позиционировался как доступная альтернатива другим спорткарам Lamborghini. Однако до массового производства дело так и не дошло: за шесть лет было выпущено всего 788 экземпляров, большая часть из которых была продана в США. На рынке модель конкурировала, прежде всего, с Porsche 911 - у итальянского спорткара была практичная формула посадки 2+2, а также сбалансированная подвеска, позволявшая использовать Urraco для ежедневных поездок по городу.
Alfa Romeo Alfetta
• Премьера: 1971
• Годы производства: 1972-1987
Эта модель - рекордсмен Alfa Romeo по нахождению на конвейере. Alfetta без значительных конструктивных и внешних изменений выпускалась в течение 15 лет. Первые эскизы модели нарисовал известный дизайнер Джорджетто Джуджаро еще в 60-х годах, когда работал в Bertone. Автомобиль по тем временам был очень динамичным. Даже в начальных версиях со 116-сильным мотором разгон до 100 км/ч не превышал 11 секунд. Наибольшей популярностью пользовался седан, хотя купе Alfetta несколько раз признавалось самым элегантным автомобилем 70-х. В общей сложности за 15 лет было продано почти полмиллиона Alfa Romeo Alfetta.
Volvo 780
• Премьера: 1983
• Годы производства: 1985 - 1990
Специалисты Bertone не только разрабатывали дизайн с нуля, но еще и дорабатывали проекты коллег. Одним из ярчайших примеров доработки стала Volvo 780 - купе, созданное из «квадратного» седана 760. Автомобиль хоть и не стал очень популярным, зато помог Volvo пересмотреть собственное направление дизайна. Спустя несколько лет компания полностью отказалась от крупной оптики, массивных решеток радиатора и рубленых форм. Последний экземпляр Volvo 780 сошел с конвейера в 1990 году.
Citroen XM
• Премьера: 1989
• Годы производства: 1989 - 2000
Разработкой Citroen XM французы занялись за шесть лет до мирового дебюта автомобиля. Над внешностью модели трудились дизайнеры Bertone - перед ними стояла задача объединить традиции и футуризм. Спустя год после премьеры на мотор-шоу во Франкфурте модель победила в престижнейшем конкурсе «Автомобиль года». Citroen XM выпускался в двух кузовах: седан и универсал. На конвейере модель продержалась до 2000 года, после чего ее сменил C5.
Alfa Romeo GT
• Премьера: 2003
• Годы производства: 2003 - 2011
Купе Alfa Romeo GT - продукт, целиком и полностью инициированный Bertone. Автомобиль построен на платформе устаревшей к тому времени 156, а салон автомобиля вместе с электрикой позаимствован у 147. Такая схема, а-ля «из того, что было», оказалась очень успешной: GT как раз благодаря утонченной внешности продержалась на конвейере довольно долго - вплоть до 2011 года, пережив другое купе от Alfa Romeo - Brera. В 2005 году итальянская марка стала все чаще обращаться к студии Giugiaro, а о Bertone все постепенно стали забывать.
Chevrolet Niva
• Премьера: 2009
• Годы производства: 2009 - н. в.
Приложили руки специалисты Bertone и к отечественному автомобилю. В 2009 году Chevrolet Niva пережила рестайлинг, в рамках которого перед дизайнерами стояла задача приблизить модель к глобальному стилю бренда Chevrolet. Niva получила новый передний бампер с решеткой радиатора и укрупненным крестом Chevrolet, новую головную оптику и круглые противотуманные фары. Кроме того, на передних крыльях появились повторители указателя поворота, а на боковинах кузова - новые пластиковые накладки.
Aston Martin Rapide Jet 2+2
• Премьера: 2014
• Годы производства: серийно не выпускался
Универсал Aston Martin Rapide был создан к столетнему юбилею компании и 60-летию сотрудничества между Aston Martin и Bertone. Автомобиль, получивший название Jet 2+2, так и не пошел и был выпущен в единственном экземпляре. Мотор новинка получила такой же, как и Aston Martin, взятый за основу - 5,9-литровый 470-сильный V12. Jet 2+2 стал одним из последних проектов Bertone.
В заключение небольшая справка.
Итальянское кузовное ателье Bertone официально объявлена банкротом в июле 2014 года. За полгода компании так и не удалось покупателей, которые могли бы улучшить финансовое положение. Долг Bertone составил около 31 млн евро.
На момент банкротства в Bertone работало 120 сотрудников. Земля, здания и коллекция автомобилей, которые принадлежат компании, теперь будут проданы на аукционе.
Напомним, что в 2012 году компания отметила свой вековой юбилей. За это время Bertone уже успела побывать на грани банкротства: в разгар кризиса 2008 года. Тогда компанию спасла реструктуризация, которая разделила подразделения по сборке автомобилей и дизайнерский отдел. В итоге, производственный бизнес в 2009 году был выкуплен итальянским правительством при поддержке Fiat. Последними машинами, над которыми удалось поработать Bertone, являются прототипы Jaguar B99, Bertone Nuccio и Aston Martin Jet 2+2.