по материалам Volvo Cars и
Kustomrama 2 июня 1954 года Volvo представила свой первый спортивный автомобиль - двухместный родстер Volvo Sport. Однако малого веса и надежных технологий Volvo оказалось недостаточно, и, выпустив лишь 67 автомобилей, компания прекратила производство Volvo Sport. Или все же их было 68?
Название нового автомобиля было лаконичным и привлекательным - просто «Sport». Он обладал коротким кузовом округлых форм с большой решеткой радиатора, которая напоминала турбину. Volvo Sport унаследовал основные узлы Volvo PV 444, хотя колесная база новой модели была на 20 сантиметров короче. Под капотом разместился 1.4-литровый двигатель PV 444: усовершенствованный двигатель комплектовался сдвоенным карбюратором и выдавал 70 л.с. Максимальная скорость достигала 155 км/ч.
Вольво PV444/
PV544 - первое семейство массовых малолитражных автомобилей фирмы Вольво (Вольво PV), которые производились с февраля 1947 по октябрь 1965 года с кузовами седан-фастбэк, а с учётом универсала Вольво Duett - до февраля 1969 года. Компактный седан-фастбек Вольво PV444 был разработан дизайнером Хельмером Петтерсоном и главным конструктором Эриком Джерном по мотивам американской модели «Понтиак» (Pontiac) и стал первой шведской легковой моделью с несущим кузовом
освоенной в массовом производстве.
Volvo Sport стал результатом многочисленных поездок в США основателя и генерального директора компании Ассара Габриэльссона в начале 50-х годов. Прежде чем начать производство такой модели Volvo по другую сторону Атлантики, Габриэльссон стремился узнать новые направления в автомобильном бизнесе США и встречался со многими людьми. В том числе он посетил компанию Glasspar в Монтесито (штат Калифорния). С 1951 года Glasspar выпускала корпуса лодок и кузова для спортивных автомобилей из нового материала - стекловолокна.
Габриэльссона очень заинтересовал процесс производства, и он хотел понять, как можно было бы использовать этот материал в Швеции. Кроме того, он обнаружил, что в США потребители были крайне заинтересованы в небольших спортивных автомобилях европейского производства, поэтому он решил, что Volvo должна создать такой автомобиль!
В 1953 году компании Glasspar было поручено разработать кузов, произвести формы для литья, построить первый прототип и обучить персонал Volvo, как проектировать и производить кузова из стекловолокна. Дома в Гетеборге инженеры Volvo должны были разработать подходящее рамное шасси, которое соответствовало бы кузову из стекловолокна.
Малое время на разработку
Проект продвигался быстрыми темпами. К началу 1954 года Glasspar поставила Volvo первый прототип, готовый для эксплуатации, хотя он еще был далек от совершенства. Например, у этого автомобиля не было нескладного верха и боковых окон, которые могли бы опускаться. В ходе внутренних испытаний прототипы подверглись значительной критике. Шасси было слишком слабым, пластиковые компоненты трескались, двери плохо подходили к разъемам, а трехступенчатая КПП вовсе не соответствовала уровню спортивного автомобиля.
Ко времени презентации, которая прошла на территории аэропорта Торсланда, были завершены два других прототипа, и Volvo смогла серьезно заявить о своих намерениях производить спортивные автомобили. Присутствующим было объявлено, что автомобиль выйдет на рынок уже в 1955 году, а первая серия из 300 автомобилей полностью пойдет на экспорт.
Сразу после первого показа Volvo предприняла демонстрационный заезд на трех автомобилях, посетив всех дилеров Volvo в Швеции.
Начало нечто нового
Весной 1956 года первые автомобили были доставлены покупателям в такие страны, как Южная Африка, Бразилия, Марокко и США. Однако эти автомобили также пошли на рынок Швеции - исходная политика, предусматривавшая исключительно экспорт для этой модели, была пересмотрена. К этому времени автомобиль был изменен по нескольким аспектам, и теперь он обладал крышей и окнами, которые могли опускаться. Но на нем по-прежнему устанавливалась трехступенчатая КПП.
Производство и продажи шли медленно, и в течение первого года было построено всего 44 автомобиля. В 1957 году Volvo произвела еще 23 автомобиля, однако в этом время генеральным директором был назначен Гуннар Энгеллау, который взял Volvo Sport на выходные и после поездки принял решение немедленно закрыть производство этой модели. Автомобиль не соответствовал требованиям качества, принятым в Volvo, и компания теряла деньги на каждом проданном автомобиле.
Итак, всего было произведено 67 автомобилей, однако позднее, изучив документы, выяснили, что, по случайности два автомобиля могли получили один и тот же номер - 20. Получается, что было произведено 68 Volvo Sport. Как ни удивительно, но многие из произведенных автомобилей существуют по сей день, во всяком случае сегодня известно примерно о 50 Volvo Sport.
Несмотря на неудачу P1900 (такое обозначение было присвоено этой модели) благодаря этому проекту Volvo получила полезный опыт. Вскоре после прекращения производства Volvo Sport генеральный директор Гуннар Энгеллау приступил к созданию нового спортивного автомобиля с кузовом из стали. Четыре года спустя появился Volvo P1800, и эта модель была очень успешной для Volvo.
Volvo P1800 - серия спортивных купе компании Volvo. Модель выпускалась в 4-х версиях с 1960 по 1973 год.
Эта статья, про шведский автопром, про эксперименты с новыми материалами напомнила мне проекты одного малоизвестного широкой публике авто дизайнера, инженера и конструктора - Ralph Lysell. Хочу сказать о нем пару слов.
Ralph Lysell (Rolf Åke Nystedt) (1907-1987) - шведский промышленный дизайнер. Rolf родился в Швеции, но в 16 уехал в США вслед за матерью, там он поменял свое настоящее имя на более американизированное «Ralph» и взял девичью фамилию матери «Lysell». Он получил техническое образование в Колумбийском университете, где посещал вечерние курсы, параллельно занимаясь боксом чтобы стать профессиональным боксером. В возрасте семнадцати лет он женился в первый раз, и был женат в общей сложности семь раз. В США Ralph спроектировал и построил несколько автомобилей с простой и лаконичной формой корпуса, которые далеко опередили свое время. Автомобили имели торпедообразную форму, заднее расположение двигателя и двери открывающиеся вдоль корпуса машины. Вскоре Lysell пришлось вернуться в Европу. Сам он впоследствии заявлял, что автомобильная промышленность США испугалась его инициатив и выставила его из страны, не позволив вернуться в авто бизнес.
Ralph Lysell поселился в Германии, где он работал в качестве тест-пилота в Mercedes-Benz и консультировал такие компании как BMW и Adler. В 1939 году Ralph находился в Швеции с промо туром Mercedes. Начавшаяся Вторая мировая война прервала его связь с Германей и Lysell решил остаться в Швеции. В том же году он присоединился к телекоммуникационной компании Ericsson с группой других промышленных дизайнеров. В Ericsson Ralph Lysell занялся проектирование гарнитуры, радиостанции для дочерней компании Ericsson - "Svenska Radio AB" (SRA) и нового поколения телефонных аппаратов. В 1941 году он создал первую модель телефона, которая впоследствии стала известна всему миру под именем Ericofon.
Lysell, однако, чувствовал себя недостаточно свободно в Ericsson и покинул компанию в 1944 году, чтобы основать собственное дизайнерское бюро. Весной 1945 была создана компания "AB Industriell Formgivning". Компания состояла всего из нескольких сотрудников, но получила ряд заказов от крупных шведских компаний. Ralph Lysell проявил себя талантливым презентатором и человеком с PR способностями, однако управлять бизнесом у негоy получалось хуже. Ralph был больше провидцем и визионером, чем предпринимателем, и в 1947 году его компания обанкротилась. В последствии Ralph Lysell создавал инновационные спортивные автомобили, спасательный катер из алюминия, но эти проекты не имели коммерческого успеха. За свою карьеру Ralph Lysell выполнял заказы Volvo, Electrolux, Ericsson и других крупных компаний. Ralph Lysell, несомненно, был многогранной личностью и человеком контрастов, ярким представителем шведского промышленного дизайна.
Его проект RALLY задумывался как спортивный автомобиль с алюминиевым кузовом. Но это совершенно другая история не имеющая отношение к Volvo. Однако есть определенное сходство этих двух проектов и чисто внешнее и по смелости эксперимента с материалами.
Спортивный автомобиль RALLY (RALf Lysell) созданный в 1951 году в Норвегии (произведено 15 экземпляров)
(источник:
статья о автомобиле RALLY на автосайте)