Эту лекцию профессора
Строгановой Татьяны Александровны о развитии, обучении детей и детском аутизме я слушала с особенным интересом по нескольким причинам. Первая из них - личное знакомство, когда-то с Татьяной мы учились в одной в школе; вторая - тот факт, что моя близкая подруга, живущая в Израиле, имеет сыночка, благодаря которому Татьяна Александровна, поскольку мальчик этот - ее племянник, и занялась проблемой аутизма вплотную. Третья причина - это мой личный интерес к теме, и я называю ее последней из-за объективной нехватки специальных знаний для более глубокого анализа темы.
Я не уверена, что правильно будет рекомендовать эту лекцию широкому кругу мам, но тем, кто проблемой аутизма интересуется, послушать советую, хоть и идет там речь по большей части о нейронах и синопсах. Для всех же важно там то, что нужно обращать внимание на младенцев до наступления возраста, когда аутизм диагностируется.
Татьяна Строганова приводит в пример мам, которые жалуются на то, что ребенка держать на руках... неудобно, неуютно. Кажется, глупость? Оказывается, нет. Здоровый младенец "облепливает" маму, примыкает, а тот ребенок, что уже болен аутизмом, но это пока никому не известно, напряжен, он именно "неуютен" на руках, зажат, напряжен... Или, второй пример, маме начинает казаться, что ребенок ее не слышит, и она несет младенца к сурдологу, но врач заболевания не выявляет. Это тоже симптом, он говорит о неверной, нарушенной обратной связи. Мамам порой надо доверять себе и прислушиваться к своим подозрениям, даже если они кажутся необоснованными.
Вообще, лекция очень интересная, она о том, как развивается мозг ребенка, и о многом, что вокруг этого процесса бытует.
Я пометила для вас несколько фрагментов.
Например, приблизительно на 101 минуте специалисты обсуждают укачивание, такое, оказывается, полезное для ребенка занятие: " Дети любят изменения позы, т.к. вестибулярный тракт - это единственный тракт, совершенно зрелый к моменту рождения ребенка. Мозг готов обрабатывать вестибулярную информацию, и когда вы ребенка качаете, вы питаете мозг самым эффективным способом сенсорной стимуляции, который нужен ребенку для развития этого самого мозга".
Порой можно услышать мнение, что аутизм у ребенка развился от прививки, сразу после нее. Профессор прокомментирует это примерно в минуту-двадцать.
И для наших усыновителей о генах и о их роли в формировании судьбы - на сто двадцать пятой минуте.
Минута и сорок четыре - интересные рассуждения о раннем развитии. Секретов эта информация особенно не откроет, но немного улучшит представление о процессах.
Если кому-то будет интересно, я рада. И рада я еще тому, что появляется перспектива. Даже если мы не можем помочь подрощенным детям, таким, как сын моей подруги, о котором Татьяна Строганова в конце лекции упоминает, мы можем надеяться, что наука в недалеком будущем сделает возможным и раннюю диагностику, и лечение аутизма.
Click to view