Продолжая
предыдущий пост, приведу пример обид.
Маленький ребенок, впервые услышавший слово «урод» ( беру в пример это слово просто так, можно взять любое другое - не слишком приятное)и назвавший так папу, восторга в папе не вызовет, как бы тот за собой ни следил и каким бы чувством юмора ни обладал. Культурный и сдержанный, осознанный папа свою эмоцию скроет, любой другой нет, он непременно как-то отзовется - выражением лица, резко произнесенной фразой, которая ребенка обрывает, банальным и таким бесполезным призывом вести себя хорошо.
Если же это слово услышит мама, то, как бы она ни держала себя в руках, пережив первый момент, скорее всего она все-таки подойдет к зеркалу, чтобы убедиться, все ли с ней в порядке. И возможно, этой своей реакции мама не запомнит, действие произойдет неосознанно.
Ребенок, отбросивший тарелку с едой так, что все летит на пол, тоже может довести свою уставшую маму до слез, этот жест может оказаться «последней каплей» текущего дня. И вскрик негодования, или еще того хуже, резкое выведение ребенка из-за стола - вот та самая обида мамы, о которой я говорю, и та реакция, которая так похожа на бывшую в истории с сапогом. Разве что, с небольшой разницей: там ребенок ликовал и радовался, ведь он придумал что-то оригинальное, а тут, с тарелкой, он уже предчувствует, что его не похвалят, когда тарелка еще летит.
Но результат, тем не менее, один. И примеры эти я показываю для того, чтобы мы увидели, что наши обиды на детей случаются сплошь и рядом.
Быть их, однако, не должно, и многие из нас буквально волшебным образом исцеляются от способности обижаться на детей, осознав всего две вещи:
Первая - ребенок ничего не делает специально, он не хочет нас обидеть, он на это не нацелен. Его задача - привлечь наше внимание, найти подтверждение своей важности для нас, а своими поступками он чаще всего отображает нас.
Вторая - только осознав себя по-настоящему взрослыми и ответственными за наших детей, мы почувствуем, что никакой поступок ребенка нас обидеть не может. Каждое такое действие нашего ребенка, каждое такое произнесенное слово, это для нас сигнал того, что ребенку нашего внимания недостает, что маленький человек отчаянно взывает: «Услышь меня, увидь, заметь! Ты так важен для меня!»
К предыдущему
ПОСТУ я получила хорошие комментарии, объединяло которые одно: дети тоже должны понимать, когда можно приставать, а когда нельзя. Дети должны быть воспитанными, они должен уметь соблюдать границы.
Безусловно!
Но взрослый человек ничего не может потребовать от ребенка сверх того, что требует сам от себя. Это должно стать нашим золотым правилом. Все отсчеты долгов и обязательств мы начинаем с себя. И только твердо убедившись в том, что наши обязательства выполняются, мы можем посмотреть, что же, исходя из нашего поведения, «должен» ребенок.
Приведу еще один пример, объединяющий отмашки и обиды.
Праздник в семье, среди гостей присутствует гость почетный - дедушка. Маленькая девочка приносит рисунки, чтобы дед посмотрел. «Хорошо, молодец», - говорит он, но ему неинтересно, и ребенок чувствует это. Девочка некоторое время мнется, затем уходит, но спустя полчаса возвращается и снова что-то приносит дедушке, привлекая его внимание. Дедушка гладит внучку по голове, снова называет молодцом, но на принесенное не смотрит, разве что мельком. Девочка уходит и занимается чем-то. Через некоторое время дедушка заходит к ней в комнату и зовет ее пить чай. Девочка не хочет оставить свое занятие, но дед берет ее за руку, отрывая от того, что ее увлекло. Тут девочка начинает кричать, возмущаться и требовать, чтобы дед ушел, «потому что он плохой». Дед расстраивается и направляется в прихожую одеваться…
Вот тут пример цепной реакции. Взрослый не дал внимания ребенку, ребенок не отвечает взрослому и сопротивляется его воле, взрослый обижается на ребенка и намеревается (в данном случае) от обиды уйти…
Что так же, как и сам факт невнимания к ребенку, совершенно недопустимо.
И вот еще что примечательно. Чем меньше ответственности за ребенка взял на себя взрослый, тем чаще он будет обижаться в ответ на грубость или непослушание. Потому что обида взрослого человека, в сущности, ни что иное как утверждение: «Ребенок - плохой, а я не виноват!» То есть, взрослый на самом деле взрослым человеком, зрелой личностью не является. Таким образом, мы видим, что болезненные реагирования на поступки детей и наши от них отмашки расположены очень близко друг к другу.
Приведу еще один пример - из комментариев - к тому, что дети «тоже должны».
«Бабушки наши, не мудрствуя лукаво, сказали бы: невоспитанные дети. Я помню, у Лидии Чуковской прочла, как у них в доме было заведено: когда папа спит или работает, муха не пролетит. И самые маленькие это знали не хуже остальных. При том, что папа их умел дарить себя детям...»
Я поблагодарила автора комментария за прекрасный пример, потому что именно в нем ключ к решению проблемы. Папа умел дарить себя детям! И поэтому «мухи не летали» в доме, где он работал. Это ли не сигнал для всех нас, что, если наши дети «не держат границ», где-то не держим границ мы?
Мамы и папы, уставшие от конкуренции, от необходимости чему-то соответствовать, от мелких столкновений и отсутствия в их жизни тишины, которая на самом деле совершенно необходима для любой психики, попадая домой после работы отчаянно пытаются наверстать упущенное. Их отмашки «сделай сам», «посмотри мультик», «займись делом» - не больше чем способ «подлечить, подправить» себя в этом мире гонок и внешних ценностей, где ребенок не является целью, к которой родители стремятся в течение рабочего дня. Он - атрибутика дома, обязанность, любимая, да, но очень часто досадная составляющая жизни, отнимающая покой и лишающая взрослого способности расслабиться.
Эта тема может оказаться бесконечной. Но если мы запомним накрепко, что взрослый человек ничего не может потребовать от ребенка сверх того, что требует сам от себя, и если мы не просто запомним это, а станем применять ежедневно, то можно будет спокойно переходить к другим вопросам.
Потому что:
- если бы папа их первого поста ответил себе, почему слово "сапог" так его обижает, и посчитал своей обязанностью рассказать девочке об этом ... хоть что-нибудь, т.е. повел бы себя с дочерью, как с человеком, в котором он заинтересован, ссоры бы не случилось. Да и взгляни он на своего ребенка раньше, раздели его радость от долгожданной встречи, ничего плохого бы не произошло.
- если бы мама из второго поста в момент, когда ей позвонили, вспомнила бы о цели своей прогулки, и что цель эта - ребенок, если бы всего на одну минуту отложила беседу, сказав ребенку, что разговор очень важный, что отвлекать ее нельзя, т.е. если бы она повела себя с ним как с важным для нее человеком, ничего плохого бы не произошло.
- если бы дедушка, которому ребенок нес свои поделки, в самом деле интересовался творением рук внучки, стремился бы показать свой интерес, как он наверняка сделал бы по отношению к человеку, для него значимому, ничего плохого бы не произошло...
И я себе повторяю снова: взрослый человек ничего не может потребовать от ребенка сверх того, что требует сам от себя.
Что мы можем потребовать от наших детей, если они нам неинтересны?