Усыновление. Вопросы, мотивация

Sep 17, 2013 00:52

"А вы рассказывали уже где-то, как вы поднимали мотивацию в обучении детям? Как развить любознательность, когда ребенку 7 лет уже...Как научить понять ребенка, что лучше сделать один раз хорошо ( и он умеет делать это хорошо), чем переделывать несколько раз, что он делать ненавидит" - вот такой хороший вопрос мне задали сегодня.

Я ответила коротко и частично, а потом подумала, что можно тему немного развить.

Что я уже сказала. Что в плане учебы у маленьких детей для меня была главным не столько хорошая учеба сейчас, как правильное восприятие себя и результатов своих действий потом. То есть, на любом действии мы учились. как будто наше сегодня всего лишь урок, и каким бы результат ни был, мы его принимаем и о нем думаем, потому что он для того и есть, чтобы мы поняли что-то. Важен не сам результат, важно то, что он нам дает, какими мы чувствуем себя, получив его.

Чего я не успела сказать.

Возьмем, к примеру, удивление ребенка, искренне не понимающего, для чего нужно что-то уметь, а, стало быть, этому учиться.

- Ты знаешь, из чего я состою? - спрашивала я восьмилетнего сына. - Только не говори, что из рук и ног, или вот, из головы.  Смотри. Если ты возвращаешься домой из школы, то думаешь о чем? Ты думаешь: "Мама сварила вкусный суп, мою любимую домашнюю лапшу, она обещала утром. Наверняка к супу есть и пирожки... Дома чисто-чисто. И хорошо пахнет. И собака вычесана, у нее каждая шерстинка блестит. А еще мама наверное навела везде порядок, потому что очень его любит. И в дом входить так приятно... Дома спокойно и хорошо..."
Ты об этом или думаешь словами, или просто это знаешь. Но вот когда ты идешь из школы домой, то этот суп, который ты любишь, это мама... И пирожок, который пахнет еще с лестницы, это мама... И чистая квартира, и хороший запах, и этот покой, это тоже мама, понимаешь?
Потому что человек, это его дела. То, что остается. А не ноги и руки. И мама умеет варить суп,  печь пироги, делать чистоту и хранить покой.
Вот папа на работе сделает (перечисляем, если невозможно, придумываем). И для многих людей станет удобнее и легче (что-то), потому что наш папа смог им это сделать. И вот это "легче и удобнее" для них будет он. А для нас он - веселые прогулки, интересные рассказы, катание с горки, или вот задачи по математике со старшими". Помощь маме - тоже папа. Забота о дедушках - тоже папа. Папа - это его дела. Все, что умеет и может..."

Конечно, прежде чем начинать эту речь, нужно ребенка расположить к себе. Нужно его завоевать, "взять" мы помним об этом. Не на ровном месте мы начинаем сажать свои зернышки, мы рыхлим почву, готовим ее к посевам. А вот когда глаза уже широко открылись, когда вероятность нотации или нахлобучки минимальна, когда внимание ребенка привлечено, говорить можно. Но недолго и постоянно убеждаясь, что нас слышат. Человека можно поглаживать, трогать, привлекая его, то есть, создавать небольшое движение, чтобы он не "затупил", нужно все время убеждаться: нас слышат.

"А учитель, он из чего состоит? Ну почему из двоек? Из двоек, я думаю, двоечники, скорее. А отличники же в классе есть? Значит, он состоит из всего, что написано в учебниках... Кстати, ты представляешь, что он это все знает?" - изобразите изумление, покажите, как удивительно здорово для кого-то , если этот кто-то много знает, скажите, что о таком человеке люди всегда думают: "Вот он какой!" Вспомните прочитанные книги.

Есть много рычагов и кнопочек и у наших детей, и у нас, и нам надо изучать их, искать, к чему прикоснуться, чтобы вызвать улыбку, к чему, чтобы напомнить о серьезном, к чему, чтобы человек неожиданно растерялся и озадачился. Мы же можем прийти в эту минуту с нашими ответами к нему, оказаться полезными и подтвердить, что очень удобно в жизни что-то  важное уметь.

- А я из чего состою, мам?

- Смотри. Маленький ребенок, который еще ничего не успел, он состоит из любви. Из любви к нему тех людей, которые его окружают. Потом он начинает потихоньку расти и чему-то учиться. Пить и писать он умеет сразу, да. И какать тоже. Но больше ничего... И он учится. Сначала сидеть, потом ползать, ходить, говорить... И вот он уже состоит из всего, что сумел перевернуть, выпить и съесть, из всего, во что поиграл и что сломал, их всех домиков, которые он построил. А потом-потом он пойдет в школу, вот ты же ходишь в школу. И будет состоять из всего, что решит запомнить и чему захочет научиться. Вот ты научился ( писать, читать, можно вспомнить какие-то победы ребенка, даже крохотные), и ты из этого состоишь тоже. А еще у нас получилось (вспоминайте, вспоминайте!), у тебя это получилось просто отлично, и ты из этого тоже состоишь, потому что теперь это можешь всегда.
А знаешь, что удивительно? (Сделайте круглые глаза, выдержите небольшую паузу) Ты не представляешь, как называют людей, которые очень много умеют и очень много могут. Их называют СОСТОЯТЕЛЬНЫМИ! Видишь, вот как, оказывается, определяют, кто из чего состоит!"

В этом месте хорошо бы отвлечься. Взять тот же самый пирожок. Или что там у нас вместо. А потом неожиданно предложить:

"Может и не стоит сегодня увеличиваться больше , а?  Конечно, чем человек больше умеет, тем он из большего состоит, значит, он больше и состоятельней. Но может и не стоит тебе сегодня подрастать на то, о чем написано в этой книге? Пусть другие дети подрастут, а тебе не стоит? Или все же стоит? А? Как считаешь? А? ДУМАЕШЬ, СТОИТ???"

Это был экспромт, он не совершенен, не продуман, но он такой, каким вполне мог бы быть настоящий разговор в моем доме, коснись он этой темы. Помните, я все время играла. Я пробовала и эдак, и так. Главное, чтобы зажглись навстречу глаза. А потом остается всего-то постараться, чтобы этот огонек не погас.

Это было только о мотивации. О любознательности и переделках обязательно скажу, но чуть позже. И я помню о подростках, этот вопрос у нас следующий.

воспитание

Previous post Next post
Up