Многие знают, что старый аэропорт Вологды находился за Прилуками. Сейчас территория аэродрома потихоньку застраивается складами и базами, а на взлетно-посадочной полосе (ВПП) проводятся соревнования драгрейсеров и катания учеников автошкол.
Первым вологодским аэродромом можно назвать склон холма деревни Котельниково (пос. Можайское) в 10км от Вологды на Пошехонском шоссе. В 1862 году Александр Федорович Можайский в имении своей жены обдумывал конструкции первых летательных аппаратов. Здесь же проводились испытания.
Полет Можайского (худ. Никифоров)
В годы гражданской войны аэродром находился рядом с Ковырино. Теперь это территория ВРЗ, примыкающая к ст. Вологда 2. В 1918-1919 годах здесь производилась сборка самолетов типа "Фарман".
Первые пассажирские самолеты появились в Вологде в 1931 году. Кр. Север: «Первого сентября открывается воздушная линия Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск», в которой указывается, что в текущем году целая сеть воздушных линий должна прорезать небо нашего Северного края, а за селом Прилуки проведен общегродской субботник по оборудованию аэродрома для приема самолетов с 01.09.31 г. по воздушной линии Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск.
Регулярное авиационное сообщение из Вологды было организовано в 1932 году. Самолеты ПО-2, переданные из Череповца связали центр с восточными районами вновь образованной Вологодской области .
Перевезено 3055 пассажиров, 40 т. грузов, 94 т. почты. Общая протяженность воздушных линий области составила 686 км.
В марте 1941 года авиаподразделение из Череповца полностью перебазировалось в Вологду. Командиром отряда был назначен Петр Петрович Савин. К началу Великой Отечественной войны подразделения насчитывали 25 самолетов: По-2, С-1, Як-6 (фото с сайтов по авиации).
.
К 1948 году в подраздении было 20 самолетов По-2.
В 1953 году в авиаотряд поступил на эксплуатацию самолет
Ан-2, 1955 г. -
Як-12, 1958 г. - вертолет
Ми-1.
Первый АН-2 в Вологде. Бортовой №2631.
Авиаотряд с 1952 г. по 1963 г. получил название «71 объединенный авиаотряд СТУ ГВФ». С 1963 года по 1991 авиаотряд именовался «Вологодским объединенным авиаотрядом», а с 1991 г. - «Вологодским авиационным предприятием».
Пилоты 1й авиаэскадрильи Ан-2 (1963г)
С 1964 по 1973 год в Вологде работали
ЛИ-2 предшественники Як-40.
Первый Ли-2 с №51138
Особо бурное развитие Вологодское авиаподразделение получило с поступлением на эксплуатацию самолетов
Як-40 (первый самолет с №86797) в 1969 году и вертолётов Ми-4 в 1970 году.
Были построены ВПП с искуственным покрытием в Вологде (1968 г.), В. Устюге (1973 г.), Никольске (1975 г.), Вытегре, Кич.-Городке (1981 г.), Тарноге (1981 г.). 21 июля 1978 г. аэропорт Вологда перебазировался на вновь построенный аэродромный комплекс.
Самолеты из Вологды летали во все райцентры области и в отдаленные деревни. По стране были организованы рейсы в Москву, Ленинград, Ригу, Мурманск, Архангельск, Курск, Симферополь, Киров, Сыктывкар.
Пассажиро- и грузопотоки были огромными по свравнению с современными. Старый аэровокзал был всегда перполнен пассажирами. В основном, конечно это были сельские жители, которые возили даже домашних животных с рынка. С большой интенсивностью связаны и все происшествия в небе над старым аэродромом. Было несколько катастроф с участием Ан-2, которые просто из-за несогласовнности врезались друг в друга в воздухе.
Старое здание аэровокзала в конце 50х:
В конце 70х в аэропорт ходил автобус 3к от Облисполкома.
Старый аэропорт просуществовал до 21 июля 1978 года.
Территорию заняли военные, а сейчас на месте аэропорта склады.
Сейчас на месте аэропрота можно увидеть остатки сооружений и несколько компонентов летного поля.
Восстановленная
карта старого аэропорта на основе Google Earth.
Дорога в старый аэропорт ведет влево от Архангелького шоссе, сразу после поста ГАИ и переезда.
Место, где находился перрон для самолетов и здание аэровокзала:
40 лет назад все выглядело вот так:
Сейчас осталось несколько построек рядом с привокзальной площадью. В одном доме, где предположительно была поликлиника для летчиков живут цыгане:
Через дорогу, в хозяйственных постройках аэропорта - база:
Рядом с местом стоянки самолетов стоит ангар. Мне показалось, что он имеет авиационное предназначение.
ВПП с перроном соединяет рулежная дорожка. Несмотря на то, что она активно эксплуатируется грузовиками, сохранилась достаточно хорошо:
В начале ВПП - действующий радиолокационный объект, который используется новым аэропортом.
Видео Вот и взлетно-посадочная полоса:
Заканчивается ВПП складом ГСМ
Пассажирам 30х-70х отрывался замечательный вид на Спасо-Прилуцкий монастырь:
При подготовке использованы материалы и фотографии Вологодского авиапредприятия.