Nov 02, 2015 17:34
От любой болезни можно избавиться. Для этого в первую очередь надо понять, как болезнь возникает. Есть множество подтверждений тому, что причины практически всех болезней лежат в психике человека. Психика напрямую зависит от деятельности мозга. Чтобы разобраться как возникает болезнь - надо понять как работает мозг.
Мозг человека, с точки зрения его функционирования, можно разделить на три системы (части) - древний мозг (рептилоидный), лимбическая система и неокортекс. Рептилоидная часть отвечает за простейшие безусловные реакции. Например, схватившись за горячее мы, не задумываясь ни на секунду, резко одергиваем руку. По сути, рептилоидная часть мозга - это все наши безусловные реакции. Она также управляет всеми процессами в теле - обменом веществ, работой сердца, легких и других органов. Соответственно, любая болезнь, любое нарушение деятельности в органах - это сбой в работе рептилоидной системы.
Вторая система - лимбическая. Она отвечает за эмоции человека. У рептилий, у которых только рептилоидный мозг, эмоций нет. Змея не может ни бояться ни радоваться, она может только реагировать. А у млекопитающих - собак, зайцев - лимбическая часть уже есть. Это эволюционное развитие мозга. Собака уже может веселиться, радоваться, бояться и так далее. Одна из задач этой системы - тормозить деятельность рептилоидной части мозга. Например, сидит в кустах змея, к ней приближается охотник и, если она увидела его заранее, она уползает. Если змея заметила его в последний момент, то мозг считает, что уползти она не успевает, значит надо сражаться и она нападает. А вот заяц в такой ситуации может начать бояться, он и не убегает и не нападает, а просто сидит, боится в кустах и есть шанс, что охотник пройдет мимо. Лимбическая система зайца подавила реакции рептилоидного мозга. Змея же не может бояться, она вынуждена либо уползать, либо нападать, она не может остаться безучастной. Ее мозг прост: опасность - надо реагировать. И понятно, что если змеелов опытный, то он и уползающую змею догонит и нападающую отразит. А заяц в этой ситуации выживет, потому что охотник его просто не заметит. Это эволюционный скачок - млекопитающие более адаптированы, чем рептилии. Более сложный мозг дает больше свободы, больше вариантов реагирования. Но заяц, затаившийся и переждавший охотника, не остался прежним. Его лимбическая часть мозга подавила реакции рептилоидной части, а это имеет свои последствия. Подавленная рептилоидная часть не может не отреагировать - раз подавлены физические движения, она запускает дисфункцию какого-нибудь органа. Работникам зоопарков известен следующий факт: если животное, привыкшее жить в просторном вольере, перевозят в клетке, то после, выпущенное в вольер, оно стоя или лежа начинает мелко трястись всем телом, тем самым «выпуская» из тела пережитый стресс. Если животное это не сделало по каким-либо причинам, через некоторое время оно умирает. Так же и заяц, если не протрясет свою эмоцию страха, не позволит рептилоидной части подвигать тело в соответствии с пережитой эмоцией, не уберет через это телесное проживание страха ту дисфункцию органа, которая была запущена в момент подавления рептилоидной реакции - он непременно заболеет.
Неокортекс - это та часть мозга, которая отличает человека от животных. Это все концепции, мысли о будущем, воспоминания о прошлом, все психологические проблемы. Заяц не размышляет о том, что было и что будет. Эволюционное значение неокортекса - с его помощью человек может тормозить лимбическую часть. Если хозяин пришел - собака радуется и не может не радоваться, она может не прыгать, если она дрессированная (лимбическая блокирует рептилоидную), но веселье подавить не в силах (глаза собаки радостно блестят). А человек любую эмоцию, если она не очень сильная и не зашкаливает, может в себе подавить и это делается благодаря работе неокортекса. Это еще большая свобода реакций. Такой пример: стоят на платформе мальчик, собака и черепаха. Мальчик смотрит - едет поезд и гудит. Неокортекс мальчика обработал информацию - все в порядке, он спокоен (лимбическая система не включилась). Собака не понимает, что происходит (неокортекса нет), у нее включается лимбическая система и она начинает бояться. Черепаха же посмотрела на это все и спряталась в панцирь. А если случается что-то такое, что мозг мальчика не в состоянии обработать, например, по перрону едет полицейская машина с мигалками, неокортекс мальчика не понимает эту ситуацию. Эта проблема «опускается» на лимбическую систему и у мальчика появляется страх. Ему хочется убежать (выплеснуть страх через тело), но он понимает, что убегать от приближающейся полиции не самое лучшее решение, и неокортекс тормозит либическую систему, подавляя страх, а лимбичиская система тормозит рептилоидную, подавляя порыв убежать.
Если человек попадает в ситуацию, с которой неокортекс не справляется, то у него включается лимбическая систма, он начинает эмоционировать. И тогда, по большому счету, есть два варианта развития событий. Человек либо проявляет эмоции, как бы через тело проживая эту ситуацию, либо подавляет в себе эмоции. Если он подавляет эмоции, то проблема переносится на рептилоидную часть, а рептилоидная часть в свою очередь также подавлена. Таким образом происходят нарушения и сбои в работе органов, начинается болезнь.
Зная действие этой системы, становится понятно как лечить болезнь. Надо доставать из рептилоидной части утопленные эмоции, поднимать их в лимбическую систему и проживать через тело (так же, как животные протрясают страхи после после стресса). Но это второй шаг к выздоровлению. Вначале надо разобраться с конфликтом, спровоцировавшим сильные эмоции, которые позже были подавлены, ведь конфликт может быть еще не разрешен.
Психосоматика - направление в медицине, изучающее психологические причины возникновения болезней. Еще в конце прошлого века специалисты в этой области установили, что по дисфункции какого-то определенного органа можно совершенно точно сказать, какого рода психологический конфликт был у человека. Позже они выяснили, что существует еще и такая взаимосвязь - пока есть какой-то психологический конфликт - мы имеем дело с одной болезнью, если конфликт разрешается, то старая болезнь проходит, зато начинается новая (ведь эмоции по прежнему утоплены и не проявлены). По болезни можно точно определить - продолжает ли человек жить в конфликте, или у него болезнь постконфликтной фазы. Этой теме посвящены работы Рика Хаммера, Клода Саба, Жильбера Рено, Олега Матвеева. На сегодняшний день составлены списки болезней с детальным описанием того, какой психологический конфликт спровоцировал болезнь, и в какой стадии этот конфликт - разрешен или еще нет.
Область медицины, которая занимается поднятием утопленных ранее эмоций с последующим их проживанием через тело называется телесно-ориентированная психотерапия. Подъем эмоций происходит либо через прямое воздействие на тело (работы Вильгейма Райха, Александра Лоуэна), либо через интенсивное дыхание (работы Станислава Грофа, Аниши Диллон, разнообразные катарсические техники).
Подытожим: схема лечения ЛЮБОЙ болезни такова:
1. Убрать конфликт, спровоцировавший болезнь, если он актуален (изменить образ жизни или изменить отношение к конфликту)
2. Поднять обратно в лимбическую систему зажатые эмоции, которые возникали в связи с этим конфликтом и прожить их телесно. Если болезнь относится к группе болезней постконфликтной фазы, достаточно пункта 2.
Осознание механизма возникновения болезни позволяет управлять процессом выздоровления. Важно добавить, что само лечение (устранение конфликта и перепроживание эмоций) лучше осуществлять под руководством специалиста.
Литературная обработка текста Анастасии Скляровой
телесно-ориентированная терапия,
психосоматика,
здоровье,
лечение болезней