Такое историческое явление как империя происходит из Азии. В Европе первой классической империей можно считать позднеантичный Рим в эпоху Домината( III-IV века).В предыдущий период Принципата Рим хоть и имел признаки империи - господство над многими этносами на больших территориях и достаточно сильно централизованная власть, но полноценная имперская концепция была сформирована при императоре Диоклетиане.
В контексте данной концепции фигура императора в общественном сознании получала статус языческого божества. Учреждался культ императора,с посвященными ему алтарями, ритуалом культового служения. В государственных документах той эпохи встречается формулировка - «Dominus et deus noster sic fueri iubet» («Господин наш и бог повелевает»).
Во времена, когда христианство в Европе обрело полноценное влияние на базе ортодоксально-никейского толкования, формируется новый римский имперский уклад. Данный период берет начало с момента подписания императором
Константином I Медиоланского эдикта (313 г. ), документа гарантирующего свободу вероисповедания в империи. Константином был созван первый Вселенский собор в Никее, где были приняты основные положения христианского вероисповедания в империи, а так же столица была перенесена из Рима в Византий, переименованный в Константинополь.
В рамках новой концепции император наделялся статусом «Удерживающего».Это особым образом вписывает его в православную эсхатологическую доктрину,возлагая на него колоссальную ответственность за судьбу церкви, империи, как следствие, за судьбу всего человечества и всей вселенной.
«Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь»(2Фес.2:7), в этом отрывке из Второго послания к Фессалоникийцам, говорится о неких, уже действующих, деструктивных в метафизическом смысле, силах и о фигуре Удерживающего ,как единственном факторе ,не дающему состоятся триумфу этих сил до тех пор, пока этот фактор находится в среде.
Императорский титул сочетал верховную светскую и достаточно большую церковную власть. В виде «епископа внешних дел Церкви»его роль на Вселенских соборах имела принципиальное значение.
Исходя из данного толкования имперской власти в христианском мире может быть только один император. Такое положение сохранялось до начала IX,когда в Западной Европе Карл Великий был коронован папой Львом III как Император Запада. Данное событие было фундаментальным кризисным явлением в истории нарастающих к тому времени несколько веков разногласий между Восточным и Западным христианством,окончательно приведшие к расколу 1054 года.
С того момента Западный и Восточный императоры оспаривали друг у друга право на религиозно -идеологическое лидерство в христианском мире. Если в Константинополе отношения светской и церковной власти были в значительной мере стабильные,то между папским престолом и императорами Священной Римской империи велась постоянная борьба за власть. Император у католиков постепенно утрачивает сакральный статус.
В X веке германские земли интенсивно подвергались опустошительным набегам со стороны венгерских племён. В 933 король Генрих I Птицелов, объединив все германские племена, нанёс сокрушительное поражение венгерскому войску.
Видукинд Корвейский - автор хроники «Деяния саксов»,связывает с этим событием предпосылки для формирования новой "неримской императорской концепции". В основе данной концепции идея гегемонии одного народа над другими,в условиях раннефеодального строя в Западной Европе. Данный этап являлся определяющим моментом в европейской истории. Историк Генрих фон Зюбель называет Генриха Птицелова «создателем немецкого народа».
Мы проследили за процессом деградации понятия имперской власть от сакрального к прагматичному. Детали этого процесса полезно знать, когда заходит речь, например, об имперской перспективе для России.