Северный Юкатан. По краю леса.

Oct 10, 2013 03:31


Возвращаясь к Мексике....
Вечером первого дня добрались без осложнений до городка Вальядолид (Valladolid). И надо сказать мы все в него влюбились по уши с первой же вечерней прогулки!
Вальядолид - маленький колониальный город со спокойной неторопливой атмосферой, узенькими мощенными улочками с двух-трёх этажными домишками, правда последнее уже редкость. Город оказался довольно туристическим, а по сему с большим выбором ресторанчиков и забегаловок разного уровня. Мы попробовали несколько и остались довольны всеми! Надо признаться, что я обожаю такие вот маленькие провинциальные городки Латинской Америки, хотя впрочем Вальядолид немного крупноват и туристичен. А в горных андских городишках царит поистине умиротворяющая атмосфера, особенно вокруг центральной площади, где проходит вся жизнь горожан. Здесь они собираются вечером (видимо посплетничать), сидят на лавочках и в кафешках на улице, часто играет музыка....Никакой тебе рекламы, никакой суеты, никто никуда не спешит (это иногда настораживает), никто не толкается, спеша обогнать. Вечером в пятницу и субботу здесь неизменный оркестр и конечно же танцы (не дискотека!).

Вальядолид располагается в выгодном для нас стратегическом положении, приблизительно по центру северной части полуострова Юкатан. Отсюда легко попасть как на север - к побережью, так и рукой подать до Чичен Ицы, куда мы конечно же не могли не заехать. В окрестностях Вальядолида так же есть развалины и популярные синоты, и нам как-то даже предлагали туда заехать, но мы предпочли северную часть Юкатана - там где мангры, солнце и песок.  Песок в результате мы видели только издали, с солнцем все сложилось как никогда - т.е. сгорели все, ну а мангры чуть не проехали.....правда это уже отдельная история!

Сутра мы выдвинулись в приморские засушливые бедланды. В предыдущем посте я уже упоминал, что ряд участков суши по Карибскому бассейну, в частности в Мексике, на Кубе, в Венесуэле и Колумбии, больше напоминают сухие кустарниковые саванны, особенно если там периодически пасут скот, хотя формально это зона сухих тропических лесов.

Там где нет полей и пастбищ всё занято не очень высоким, но очень густым листопадным лесом, с массой колючих кустарников, переплетённых травянистыми лианами и для большего счастья ещё и кактусами, которые, как вы понимаете, невероятно колючие. Не нашёл у себя фотки для иллюстрации приморской местности, куда мы приехали, может Сергей user_elis с Олегом chernyshov_oleg покопаются в архивах)))).  У меня только с птицей, ацтекской аратингой, Aratinga astec, сидящей на вершине кустов.




Но несмотря на унылый вид, именно эта часть полуострова представляется наиболее интересной для натуралиста. Те тропические леса, которые начинаются южнее и тянутся в Центральную Америку, особо ничем уникальным не отличаются, а здесь в бедландах, окружённых со всех сторон либо тропическим лесом, либо Карибским морем, как на острове сформировался ряд видов, не встречающиеся больше нигде ни только в Мексике, но и во всей Америке, не говоря уже про остальные части света.  Аратинга на первой фотке как раз один из них.
В этих же кустах шебуршилось масса мелких зерноядов всех мастей - эуфонии, просяночники, кардиналы.....
Сразу буду просить извинение за качество снимков, очень жёсткое солнце шансов не оставляло)))

Кустарниковая эуфония, Euphonia affinis (Thraupidae). В отличии от большинства своих родственников, населяющих влажные тропики, этот вид предпочитает сухие тропические леса и скраб, что и закрепилось в видовом названии как в английском (Scrub Euphonia) и немецком (Buschorganist) варианте, ну и русском конечно. Кстати, если вы обратили внимание на немецкое название, оно совершенно не случайно - эуфонии не плохие певцы, что вообще довольно уникальный случай среди танагр, к семейству которых до последнего времени они относились.
На этой фото самец.


самка


Ошейниковый просяночник, Sporophila torqueola (Thraupidae).
Это самочка. Обратите внимание на клюв. Правда же похож на клювы наших вьюрковых - зеленушек, снегирей, коноплянок! Однако просяночники очень дальние родственники нашим вьюрковым и приобрели это сходство параллельно, осваивая сходный ресурс - твёрдые семена злаков.



Тёмносиний кардинальчик, Cyanocompsa cyanoides (Cardinalidae).

фото Олега Чернышова.

Периодически с обочины дороги, по которой мы не спеша прогуливались взлетали мелкие горлички.
Говоря мелкие имею ввиду очень мелкие. Раза в 2-2,5 мельче, чем наша самая маленькая российская горлица.
Воробьиная горлинка, Columbina passerina (Columbidae), по размерам она мельче скворца  - от клюва до хвоста всего 17 см, т.е. как наш домовый воробей.



Они же парой.


фото Олега Чернышова.

А здесь Олег высмотрел среди сплетения веток ещё одну колумбину, или земляную горлицу, - коричневая горлинка, Columbina talpacoti.
Она тоже с воробья размером.



фото Олега Чернышова.

Довольно скоро после начала маршрута появился и ещё один эндемик - юкатанский дятел, Melanerpes pygmaeus.
Близко к сожалению он не соизволил подлететь, так пол дня и просидел на сухой вершине, оглашая окрестности звонким криком.



фото Олега Чернышова.

Сухие приморские бедланды Юкатана - место обитания очень интересного эндемичного вида колибри - мексиканского искрохвоста. Сначала он нас немного подразнил, появляясь на доли секунды с непредсказуемой стороны, а поскольку участники растянулись друг от друга почти на километр, то со стороны наверное было интересно наблюдать скоростные перемещения авангарда в арьергард,  и маршброски арьергарда на передовые позиции вслед за мелькавшей тенью облака летящего над тундрой. Потом всё же эти колибри сжалились, или сыграло правило "кто ищет, тот всегда найдёт" (меня всегда смущал в этой поговорке один момент - найдёт, что искал или вообще, гипотетически что-нибудь?....), но вдруг они объявились на всех кустах.

Мексиканский искрохвост, Doricha eliza (Trochilidae).
Вот сидит боком, вроде совершенно невзрачная птаха....да, иразмеру втрое меньше воробья, а уж если по весу, так и впятеро)



...и обычных колибринный фокус - голову поворачиваем и брюки превращаются горло вспыхивает малиновым цветом.



...а под другим углом - фиолетовым!


А вот на этой фотке Олег снял её лицом. Хорошо виден длинный раздвоенный хвост, за что энта колибри и получила своё необычное название.



Самочка как обычно выглядит поскромнее, но не менее симпатично...


фото Олега Чернышова.

Кроме искрохвоста встретились нам несколько мелких колибри неброского зелёного цвета .

Вилохвостый изумруд, Chlorostilbon canivetii (Trochilidae).


фото Олега Чернышова.

Рубиновогорлый колибри, Archilochus colubris (Trochilidae).
хоть и яркое название, все эти колибри, регулярно попадавшиеся нам в дальнейшем много где, были крайне тусклы в своём зимнем оперении.



Не будет приувеличением сказать, что Мексика - центр разнообразия крапивников - невероятно интересной группы птиц, достойных отдельного рассказа... и он несомненно будет! Мы по всей Евразии имеем на всей обширной своей территории всего лишь один единственный вид крапивников, проникший к нам в недалёком прошлом из Северной Америки, а только в одной Мексике их больше 30 (!) видов. Самых разных, показывающих широчайший спектр адаптаций.
На этом маршруте мы увидели очень интересный вид из рода кактусовых крапивников, Campylorhynchus. Это крупные птицы, по размерам с небольшого дрозда, но такие же экспрессивные и такие же шумные как и наш крапивник, правда из-за крупных размеров им сложнее прятаться под валежник.
Юкатанский крапивник, Campylorhynchus griseus (Troglodytidae).



Об этой птице надо было бы рассказать раньше, поскольку граклы, видимо самые заметные птицы Мексики, тяготеющие к человеческим поселения, причём как небольшим деревушкам, так и крупным городам. Граклы довольно крупные птицы - чуть меньше и чуть менее длиннохвостые чем сороки. По экологии это аналоги мелких врановых Старого света, хотя совсем им не родственные, но не менее сообразительные!
В солнечную погоду таких птиц с чёрным или тёмно-синим блестящим оперением фотографировать всегда сложно, кто пытался снимать например воронов или грачей, те знают!
Мучения!
Большехвостый гракл, Quiscalus mexicanus (Icteridae).



У них есть такая особенность, что они любят образовывать коммунальные ночёвки, причём обязательно рядом с гостиницей, где мы селились! Ночёвки такие объединяют далеко не одну-две птицы, и даже не двадцать-тридцать, как правило их слетается из всех щелей к избранному ночёвочному дереву несколько сотен. И по каким-то причинам части из них совершенно не спится ночью, а раз не спится им, то и все вокруг не имеют права спать!
Этот снимок Олег сделал в другом совсем месте, но не откладывать же в долгий ящик визуализацию расписанного выше образа))))



фото Олега Чернышова.

А это ближайшие родственники граклов - трупиалы, намного более скромные в поведении, но зато заметно более яркие, даже можно сказать броские птицы. Англофоны их иволгами всех без разбора называют, вероятно из-за сходства в окраске оперения, хотя им до иволг, как мне пешком до Китая!
Галстучный трупиал, Icterus gularis (Icteridae).



фото Олега Чернышова.

Золотистый трупиал, Icterus auratus (Icteridae).


фото Олега Чернышова.

Ещё одни представитель исключительно американской группы - пересмешники. Наверняка все слышали про этих птиц, и наверное не один раз.
Характерной особенностью почти всех пересмешников - удивительная способность к подражанию всевозможных звуков. В нормальных условиях самцы просто заимствуют фразы из песен других видов птиц, и вставляют их в свою песню. В городе, правда, нередко эта способность оборачивается комичными последствиями, когда птицы начинают вставлять в своё пение вой сирены, занудное визжание сигнализации и другие урбанизированные звуки. Сомневаюсь что бы такое пение могло привлекать сторонних слушателей! ...вот только интересно как оно будет воздействовать на "городских" и "деревенских" самок пересмешников?
Тропический пересмешник, Mimus gilvus (Mimidae).



Королевский тиранн, Tyrannus melancholicus (Tyrannidae).
Не зря совсем заработал своё видовое латинское название способностью к довольно занудному пению.



Ну а дальше - пожалуй самый желанный вид в этой части Мексики. Очень и очень редок, на столько, что вобщем мысль о встрече с ним гнобилась в подсознании целенаправленно. И вот совершенно не ожидая, буквально проходя мимо недавно убранного клочка огорода какого-то местного колхозника, отвоёваного им у сплошных кустарниковых зарослей, краем глаза угадываем движение прям посреди огородно-дачных угодий. Птица так же несомненно нас заметила и изобразила попытку скрыться.....неторопливо и нехотя, но видимо любопытство в какой-то момент начинало её одолевать и она вновь показывалась на открытом пространстве, смешно маскируясь, используя как прикрытие различные естественные предметы (камни, куртины злаков, тонкие стволы) обычно гораздо меньшего, чем она сама размера.

Малая кукушка-подорожник, Geococcyx velox (Cuculidae).



Ну а в заключении порадовала встреча с ещё одной из американских кукушек - серобрюхой пиайей, Piaya cayana. Англичане её ещё беличьей кукушкой называют за особенность перемещения по ветвям, очень похожую на манер перемещения белок, т.е. попросту прыжками. Интересно, что у многих птиц, чаще прыгающих в ветвях, чем перелетающих, отрастает довольно длинный хвост, хотя все во всей предыдущей истории становлении птиц как класса, они всячески пытались избавится от такого "наследия предков".



фото Олега Чернышова.

Ну на этом день-то наш не заканчивался ещё, следующим пунктом мы хотели выдвинутся к побережью. И хотя обычно на побережьях нет специфичной фауны, т.е. она конечно специфична для водно-болотных угодий, они большинство видов имеет крайне широкое распространение. Но мы осознано пошли на такой популистский выбор, но об этом уже в следующем посте, а то здесь и так уже много чего набросано, даже что-то удалять пришлось.

birdwatching, travel-2013, mimidae, thraupidae, Мексика, колибри, passeriformes, Центральная Америка, trochilidae, fringillidae, troglodytidae, cuculidae

Previous post Next post
Up