1. Прежде всего напомню
официальную позицию руководства Института философии РАН по поводу реконструкции Волхонки.
Институт готов следовать постановлению Правительства РФ «О праздновании 100-летия музея им. А.С. Пушкина»; при этом Институт считает абсолютно недопустимыми любые нарушения закона и отступления от Постановления правительства.
Постановление правительства в той его части, где речь идет о перемещении Института с Волхонки, руководство Института считает ошибочным и будет доказывать необходимость пересмотреть его.
При рассмотрении проектов реорганизации пространства ул. Волхонка ИФ считает необходимым исходить из высказанного президентом РФ в его послании Федеральному собранию РФ общего тезиса, согласно которому мы «обязаны беречь единое культурное пространство страны во всем его многообразии».
2. Теперь обратимся к упомянутому постановлению правительства России, которое в этой ситуации является ключевым документом. Документ состоит из двух частей - собственно текста постановления и Приложения к нему.
Постановление доступно на сайте правительства. До недавнего времени под текстом постановления имелась гиперактивная ссылка, кликнув по которой, можно было выйти на текст Приложения.
Недавно дизайн правительственного сайта изменился, и ссылка на текст Приложения исчезла. Тем не менее, у нас сохранился скриншот этой страницы, который, в той части, которая касается здания, занимаемого сейчас ИФ, будет приложен к этому посту.
В Приложении выделены три этапа реконструкции ГМИИ, в том числе:
2-й этап (2012 - 2015 годы)
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление под современные музейные технологии главного здания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (г. Москва, ул. Волхонка, д. 12).
И следующий,
Перспективный этап
Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление зданий городской усадьбы Голицыных (г. Москва, ул. Волхонка, д.14/1, стр. 3, 4 и 5) под Музей классического искусства.
Таким образом, в плане мероприятий все работы по нынешнему зданию Института философии стоят после начала реконструкции главного здания и отнесены к следующему ее этапу.
Имеющий глаза да увидит.
3. Тем не менее, в ходе интенсивной кампании обработки общественного мнения, начатой директором ГМИИ им. Пушкина И.А.Антоновой, многократно утверждалось, что решено сначала отреставрировать и запустить в качестве музейных пространств вновь обретенные ГМИИ здания, в том числе и здание по адресу Волхонка, 14, стр.5. Приведу лишь пару примеров, хотя их, примеров, - множество:
По ее (И.А.Антоновой. - fagot99) словам, дальнейший ход событий уже предопределен и расписан. Главное здание ГМИИ на Волхонке подвергнется реконструкции в последнюю очередь - после того как будут возведены или отреставрированы все остальные объекты.
http://www.izvestia.ru/moscow/article3135412/ Наконец, главный музейный корпус закроют на реставрацию - но только после того, как будут готовы к работе остальные пространства.
http://www.ng.ru/culture/2009-11-19/8_gmii.html Вот так, со слов директора ГМИИ, вполне серьезные издания фактически дезинформировали своих читателей по поводу принятой правительством РФ программы.
Ибо то, что говорила в последние месяцы И.А.Антонова, - сначала Волхонка, 14 и «все остальные пространства», потом реконструкция главного здания - не имеет никакого отношения к постановлению правительства. Это полный и абсолютный блеф.
Для меня лично всегда оставалось загадкой, зачем Ирина Александровна это делает. Ну, в самом деле, если правительство утвердило очередность реконструкции объектов, если Минфин расписал по годам, сколько, на какой объект и в каком году будут отпущено средств, то наивно надеяться, что наше финансовое ведомство запутается, дрогнет и даст денег не на те цели, которые обозначены в Постановлении, а на то, что хотелось бы Ирине Александровне.
Возможно, Антонова лелеет надежду в рабочем порядке изменить очередность реконструкции объектов, не знаю. Мне представляется, что это крайне сложно. Гораздо легче, наоборот, не получить, в ситуации кризиса, обещанных денег, во всяком случае, не получить в полном объеме.
4. Так или иначе, настаивая на приоритетной реконструкции отъятых зданий, дезинформируя прессу и общественность, И.А.Антонова старательно обходила вопрос о том, насколько срочной является реконструкция главного, «клейновского» здания музея, какова степень аварийности этого сооружения.
Казалось, что Ирина Александровна будет и далее следовать этой линии, но
в недавнем интервью «Итогам» она вдруг затронула больную тему.
Вероятно, это получилось спонтанно, ее спросили - а не повредит ли намеченная реконструкция уникальную стеклянную крышу ГМИИ, спроектированную великим русским архитектором Шуховым? И тут г-жа Антонова сказала следующее:
Пусть эти умники спустятся в подвал и посмотрят на каверны, образовавшиеся там из-за вибрации от поездов метро. Под Греческим двориком фундамент оторвался на шестьдесят сантиметров. Мы проводили специальную операцию по бетонированию. Зданию больше ста лет, строить его начали в 1898 году, в 1904-м оно горело и давно нуждается в санации.
Сказано немного, но из сказанного очевидно, что главное здание ГМИИ находится в состоянии близком к катастрофическому. Что, собственно, и требовалось доказать. И если на минуту представить, что кто-то решил скорректировать план реконструкции музея и начать не с главного здания, а со зданий, которые музей получил в ходе недавнего блиц-крига, то этот Кто-то и должен взять на себя ответственность за судьбу главного корпуса ГМИИ в период этой реконструкции. То есть примерно в 2012- 2015 гг. А это четыре года, в течение которых произойти может что угодно…
У меня есть ощущение, что таких смелых, таких отчаянных в нашем бюрократическом сообществе не найдется. И проводить реконструкцию придется в соответствии с утвержденным в Приложении к Постановлению правительства от 18 июня 2008 г. графику. То есть придется все-таки телегу поставить позади лошади. Если, конечно (возвращаюсь к началу этого текстика), нам не удастся убедить высокие инстанции, что Волхонка самой историей создана для того, чтобы быть сложным мультикультурным пространством, никак не «музейным городком» с отчетливыми признаками Диснейленда.