Беломорье, острова: Соловки и Кузова.

Aug 28, 2009 19:35



Большую роль на Беломорье всегда играли острова. Столица Беломорья - Соловки, а на пути туда из Кемcкой губы лежат 16 необитаемых гранитных островов архипелага Кузова. Среди них лишь три имеют имена - Олёшин, Русский и Немецкий Кузов. На обоих архипелагах я побывал на исходе августа.
Соловки остаются территорией предназначенной для совершения перехода - инициаций и трансформаций, смерти физической или символической. Это земля множества легенд, почти каждая из которых требует проверки, исключая сказания о чудесах основателей этого места - преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

Так сохранились записи о том, что до 1429 года на Соловецких островах были волки. Однако потом святитель Зосима наложил на Соловецкую землю вечный пост - убоины всем тварям лесным не вкушать, а волкам, что не могут без горячей крови живыми быть, указал путь с острова: И вы, волки, твари Божие, во грехе рожденные, во грехе живущие. Идите туда, на греховную матерую землю, там живите. А здесь - место свято! Его покиньте!

Волки послушались, сели весной на плавучие льдины и уплыли к Поморскому берегу, в сторону реки Кемь. Для них было достаточно одного слова святителя. И вот уже 600 лет волки обходят стороной Соловки, а когда доведется оказаться не по своей воле на островах - бегут. Рассказывают, что когда-то на острове Анзер попытались поселить волчицу для ограничения прижившегося здесь со времен святителя Филиппа (Колычева) стада оленей. По зиме она ушла и была найдена на другом острове, изрезанная льдинами. Волчица уходила с острова, в том числе вплавь. На острове - изобилие грибов, северных ягод (морошка, брусника, вороника, черника, голубика), рыболовные угодья, любопытные тюлени и зайцы. Но обилие пищи не остановило зверя от побега - перечить слову святителя Зосимы она не могла.

В наше время американский спутник косвенно подтвердил легенду о переправе волков с Соловецких островов. Поморы говорят, что море в сторону Кеми не замерзает. Однако это не так. Есть, к примеру, фотографии со спутника, датируемые 30 марта 2002 года, на которых от Соловков до Кеми - сплошные поля льда.

А я снова стремился на Север, где небо, как нередко на Беломорье, светилось всеми цветовыми оттенками.

Но будучи волком я вынужден был скоро покинуть Большой Соловецкий. Про него, впрочем, будет отдельный рассказ, а сейчас - про другие острова и вообще про то, что было еще до святителей соловецких.

Невысокие каменные лабиринты (по-местному "вавилоны") обнаружены на всех островах Соловецкого архипелага. Их сохранилось более тридцати. На Большом Соловецком я прошел пару восстановленных лабиринтов (новоделов по эскизам одного соловецкого археолога, кажется, Краснова). А на Большом Заяцком острове успешно прошел три оригинальных (то есть сделанных до нашей эры) лабиринта.



Лабиринты - дорожки с запутанным ходом, выполненные из камней величиною с голову или меньше. Попав в центр, не сразу можно выбраться оттуда, если не пересекать границы.

На катере, что под андреевским флагом шел к Большому Заяцкому острову - то есть к месту, где флаг был придуман царем Петром, я познакомился с женщиной, у которой с лабиринтами Большого Заяцкого были связаны фрагментарные, но очень яркие детские воспоминания.

Она содержалась в детском доме Архангельской области. Детей там эксплуатировали, заставляя на ловле семги держать сети, находясь по грудь в холодной воде. Дети подняли бунт, и некоторые из детдомовцев бежали в Белое море на плоту. Обычно такие плавания должны кончаться смертью. Но благодаря промыслу Божьему невинные дитяти в конце концов причалили к Большому Заяцкому острову.
Моя знакомая с морским именем Марина просидела в одном из лабиринтов этого острова 16 часов, пытаясь честно, не жухая, выйти назад. В процессе пописала там и немного поспала. И в конце концов у нее получилось отыскать выход. Далее их нашла-таки милиция. А после сидения в лабиринте у Марины открылись способности к рисованию.

Лабиринты обнаружены на Большом Соловецком, в районе Кислой губы, на Анзерском - у его восточной оконечности, вблизи мыса Калгуев, и на Большом Заяцком. А в Поморье за пределами Соловков: в устьях рек Верзуги, Кеми, Поноя, у с. Умбы и у поселка Кереть. При всем многообразии форм древние лабиринты всегда расположены вблизи моря - на островах и полуостровах, в устьях рек; а вход в них - всегда со стороны материка. Встречаются такие лабиринты и по всему миру. Назначение их многофункционально, но большинству людей смысл их не ясен.



В середине лабиринта часто бывает сооружение из камней. Александр Брюсов, археолог и брат поэта-символиста Валерия Брюсова, насвинячил в одном лабиринте Большого Заяцкого. Он раскопал каменное сооружение в центре, ни фига не нашел внутри, а вынутые камни бросил у входа в лабиринт, где они так и лежат.

Ученые выдвинули, как водится, гроздь гипотез, объясняющие назначение лабиринтов. Все бредовые, что ощущается даже по первым фразам изложения. Но в отличие от Тунгусского дива, где ложные гипотезы их авторам так нравятся, что они не желают с ними расставаться, в случае поморских лабиринтов гипотезы выглядят недостоверными даже в глазах их авторов. Поэтому случилось беспрецедентное на моей памяти событие - ученые решили больше ничего не трогать до тех пор, пока не появятся новые идеи по поводу смысла лабиринтов или новые методы исследований.
Знаете ли вы другой случай, когда ученые отказались разобрать на части, сломать, раскурочить что-то неведомое, чтобы узнать, как оно работало, пока было цельным?
А тут получилось именно так - все лабиринты, уцелевшие после лагерного периода Соловков, целы-целехоньки и густо поросли брусникой.



А судьба новых теорий будет не легкой. Ведь единственное, что ясно сейчас - это то, что лабиринты использовались для ритуалов. А разгадать смыслы ритуалов обычно никогда не удавалось в рамках научной парадигмы. Ведь она ничего не хочет знать о сакральных пространствах, техниках погружений в нижние миры, работе с индивидуальным временем...

На Кузовах главные достопримечательности - не лабиринты, а другие каменные памятники. Они были открыты (в научном понимании этого слова) и исследованы экспедицией Карельского историко-краеведческого музея под руководством И.М.Мулло в 60-е годы. С тех пор архипелаг знаменит древними стоянками, культовыми комплексами, а также обилием священных камней - сейдов. Суммарно здесь обнаружено около 800 разнообразных сложений из камня. На Немецком Кузове, который я посетил, их насчитывается около 300. А я успел увидеть менее двух десятков - галопом по северным европам.

Сейд может быть обычным камнем, но поставленным таким образом, что он отмечает дорогу. Так что увидеть его человеку в тундре было крайне желанно.
Еще популярны плоские камни, на которые так и тянет присесть.
Остальные виды сейдов можно разделить на четыре группы.

Первая - это огромные валуны, поставленные человеком, а порой проходившим ледником на т.н. «ножки» - мелкие камни. Выглядят очень эффектно.

Вторая - сейды-идолы в виде грубого скульптурного бюста человека. Это валуны, напоминающие по форме и размерам верхнюю часть человеческого туловища, на которых иногда лежат камни, имеющие форму головы. Вроде бы я видел такой сейд в бинокль на одном из безымянных Кузовских островов.

Третья - зооморфные сейды - «крокодилы, бегемоты…». Причем крокодилы представлены в ассортименте, а каменного бегемота я одного видел.

Четвертая, наиболее многочисленная группа - среднего размера валуны, на которых установлены несколько камней поменьше.



Сейд на острове Немецкий Кузов примерно в метр высотой. Нижний камень, судя по мхам, положен пару тысячелетий назад, верхние камни - новодел, стилизация того, как это обычно выглядело.

На Русском Кузове святилище расположено на вершине гранитной горы, называемой Лысой. На ее склонах находится более 350 сейдов, примерно таких же, как и на Немецком Кузове. Единственным отличием святилища на Лысой горе является присутствие там «каменных баб» - сейдов-идолов, получивших свое название по сходству с половецкими каменными бабами степей Евразии.

Вообще открытие саамских святилищ на Немецком и Русском Кузовах имело важное значение: впервые культовые памятники древних саамов были обнаружены в районах, где саамы уже давно не проживали. А это значит, что обнаруженные святилища относятся к глубокой древности, а не являются этнографическими объектами.



Вид на остров Русский Кузов с Немецкого Кузова.

Наивысшие точки архипелага: Немецкий Кузов - 134 м и Русский Кузов - 123 м. Это самые высокие отметки на всем Карельском Беломорье. Вот так выглядел с высоты 130 метров катер, который привез нас на Кузова.

Уникальный культовый комплекс обнаружен и на вершине острова Олешин Кузов. Здесь расположены 2 лабиринта и 8 дольменов. Один из лабиринтов по своим конструктивным особенностям не имеет аналогов в Северной Европе.

По поверью саамов, древних жителей Беломорья, сейды помогают людям в рыбной ловле и на охоте. Поэтому они ставились на высоких берегах и островах так, чтобы были видны издалека.
А сама возможность появления людей на Кузовах обеспечена наличием там родников и леса. В частности на Немецком Кузове есть три слабых родника и немного лесов в расселинах ("и на камнях растут деревья").

Все это можно было бы считать погружением в каменный век, если бы не Гиперборея. И если бы не тот факт, что на Русском Кузове есть кое-что еще, кроме идолов.

Каменные памятники предположительной Гипербореи находят в Карелии, на Кольском, на Кузовах...
В случае последних исследователи все время плавают там на моторных и весельных лодках. Дело в том, что к Немецкому Кузову можно причалить на катере, что я и сделал. А к Русскому Кузову можно причалить только на яхте или моторной лодке. Иначе никак. И поэтому я не смог в этом году туда попасть.
Жаль, конечно: ведь именно на Русском Кузове есть древний каменный трон, который встречается в трех фильмах о поисках Гипербореи. И есть там другой фильм ("Миражи Гипербореи) про то, как энтузиасты поднимали этот многотонный трон...



Каменный трон на Русском Кузове - весом около пятнадцати тонн.

А вообще в Кеми на ул. Фрунзе, дом 1 находится ресторан "Кузова". Его украшают фотографии владельца ресторана на этом (предположительно гиперборейском) троне. Он иногда катает своих друзей или гостей на Русский Кузов, но тогда на большом катере везет еще малый катер, чтобы с помощью него причалить к острову.
А Немецкий Кузов сдан в аренду. Там находится смотритель и в сезон живут коммерческие клиенты-палаточники, которые отстегивают за это удовольствие по 1000 рублей в день.

В 2005 году состоялась также экспедиция Константина Севенарда на Белое море.
Это такой общественный деятель Санкт-Петербурга, который говорит что в нем с детства присутствует память о прошлой жизни, причем жизни совершенно конкретного субъекта, его имя Фэб или Фаб. Я с уважением отношусь к людям, которые помнят прошлые жизни, только если в этой прошлой жизни человек не помнит себя как Нефертити. Это уже напоминает психическое расстройство, согласитесь. А мальчик Костя шокировал своих родителей, рассказывая о некоторых вещах, которых ребенок знать не может. Так, в Таджикистане он рассказывал о штурме некоего города, который находился рядом со входом в подземный мир, куда уходят души умерших. Дескать, этот вход реально существует, как существует и изображение сфинкса напротив входа в этот туннель. По прозрениям Севенарда перед смертью в той жизни он успел продиктовать и изобразить своим подчиненным ариям словарь петроглифов, которыми Фэб пользовался при создании Каменной книги на берегу Белого моря. Все события жизни Фэба после ухода с Севера описаны в наскальном тексте, который находится в районе местечка Сантуда в Таджикистане. Он является доказательством существования Фэба, так как петроглифы текста якобы совпадают с текстом Каменной книги, которая находится на дне водохранилища Беломорской ГЭС. Строится Сантудинская ГЭС, водохранилище которой затопит эти надписи, но пока они еще доступны. А вход в подземный мир и сфинкс в Таджикистане были затоплены водохранилищем Нурекской ГЭС, плотина которой самая высокая в мире. Такая высота плотины наводит на бесполезные уже сейчас размышления... Например, о том, почему в зону затопления водохранилищ чуть было не попал арийский город Аркаим на Южном Урале.

А о Каменной книге ходят легенды. Есть легенда, на мой взгляд совершенно безумная, что книгу видел Ломоносов, чем объясняется его карьера. А также, что ее видел Николай Гумилев, в 18 лет, в 1904 году, путешествуя по Русскому Северу. Тут уже, возможно, хотя бы есть полуправда, дескать, он ее не читал, но наводил справки о ней. Потому что Гумилева с докладом о Каменной книге якобы принимал у себя император Николай Второй. Дальнейшие исследования финансируются российской казной. Организуется экспедиция на Кузовской архипелаг, которая вскрывает там гробницу и находит уникальный гребень из золота. Севенард утверждает, что во время поездки летом 2005 года он обнаружил вскрытую гробницу (которую называет почему-то "гробницей королевы Моб") на вершине одной из сопок Русского Кузова.

Гребень, получивший название «гиперборейский», был найден на Кузовах экспедицией Российской академии наук под руководством исследователя русского Севера Визе в 1898 году. Вот как описывает сам Визе эту находку: «Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой, и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, перевернуть большую каменную плиту недалеко от пирамиды. Под плитой, к моей неимоверной радости, оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного-единственного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов".

По легенде этот гребень, великий князь Сергей Михайлович, преподнес (по просьбе Николая Второго) Матильде Кшесинской. И есть основания полагать, что гребень до сих пор лежит в тайнике особняка Кшесинской в Петербурге.
В художественной книге "Хрупкая вечность" (я понимаю, что по достоверности - это все равно, что ссылаться на "Код да Винчи") за этот гребень в 1904 году американская Ассоциация масонских лож предложила 6,5 млн. золотых рублей, что соответствует приблизительно $300 млн. по покупной способности в современное время.

Мне же за неполную неделю пребывания на Белом море доставались лишь осколки смыслов, к примеру, пока ехали в Кемь, проезжали Индоманку - левый приток Кемы. В ее названии я сразу увидел типичный санскритский корень "инд". Речек с этим корнем немало в местах предположительного расселения ариев: от Индигирки, Индоги, Индеги, Индиги, Индичйок на севере до знаменитой реки Инд в Индии.

А "Север" - волнующее слово, которое близко к смыслу сохранилось, пожалуй, в санскрите: "сверкать, сиять, излучать, гореть". По мере утраты смысла появляются лишние звенья, какое-то дублирование. Например, перед глазами многих при слове "север" возникает картина северного сияния. Но по исходному смыслу "север" - это уже "сияние, сверкание", и "северное сияние" получается как "сервисное обслуживание"...

"Ты помнишь как арии шли с Севера на Юг?", - неожиданно спросила меня в этом году одна женщина из Калуги, почему-то интуитивно решившая, что я родом из северной цивилизации.
"Не помню, маленьким был", - отвечал я...

Но если я ничего не помню - в отличии Константина Севенарда, почему не использовать подобное в художественных целях?
Я задумал такой текст прошлым летом (см. предисловие). Но, увы, пока не хватает слов.

А Гребенщиков уже чуть-чуть использовал ее в художественных целях.
"На каменных кострах ветер целует траву семи ветров", - так начинает он альбом "Гиперборея".
Действительно от Гипербореи не могли сохраниться кости, но остались камни...
Сейчас уже найдена пригоризонтная обсерватория гиперборейцев, которая, возможна, похожа на пригоризонтную обсерваторию Улугбека, развалины которой я в течение часа изучал под Самаркандом в августе 1986 года.
Previous post Next post
Up