«Последняя любовь Дон Жуана» в Театре Романа Виктюка

Jan 28, 2019 12:28

Приблизительно к своему 60-летию Роман Виктюк поставил «Последнюю любовь Дон Жуана, или Эшафот любви». Говорят, что в год премьеры народ чуть ли не на люстрах висел. Но и ныне, спустя тринадцать с половиной лет, ажиотажа не сильно убавилось: партер был битком, и пришлось забираться высоко на балкон, чтобы ознакомились со спектаклем по пьесе Эрика Эмануэля Шмита.

Об этой книге, которая в оригинале называется «Ночь в Валони» (1988), я прежде слышал, но вряд ли читал, хотя за свою жизнь прочитал сильно двухзначное количество произведений донжуанины.

Виктюк не только изменил название пьесы, но и омолодил главного героя (якобы для того чтобы зрители ни в коем разе не связывали его душевные переживания с возрастными причинами). На заднике сцены поместил огромный голопопый портрет Дмитрия Бозина, получившего главную роль. Действие спектакля и разворачивается на фоне этого портрета. А в качестве главной музыкальной темы звучит песня из франко-канадского мюзикла о Дон Жуане.

Дон Жуан сначала предстает в своем хрестоматийном убийственном обаянии, а в конце - в уязвимости обыкновенного человека, страдающего от несчастной любви.

Несколько женщин из тех, что он поматросил и бросил, по-прежнему придают большое значение этому мужчине, поскольку однажды они не просто переспали с кем-то, а переспали с легендой. Когда же Дон Жуан предстает обычным человеком, они, час назад сходившие по нему с ума, теряют к нему интерес.

Впрочем, в архивах сети можно найти и то, что счел нужным заявить об идее спектакля сам Роман Виктюк: «В отличие от тех вековых Дон Жуанов - Шмит дает совершенно другого героя. Дон Жуан, который сам по себе, и тот Дон Жуан, которого хотят видеть те, которые создают легенду. И есть третий Дон Жуан - настоящий Дон Жуан, который живет внутри себя».

Интересна фраза про вековых Дон Жуанов, уверен, что тут имеются ввиду произведения 17, 18 и 19 веков, но никак не 20 века, где драматурги поиздевались над героем самым извращенным образом: он оказывался у них и импотентом, и женщиной, и ученым... Девственником не помню, был или нет, но по идее должен был найтись и такой. Во всяком случае весьма целомудренный Дон Жуан описан у Бернарда Шоу.
Ну и Шмит - автор из 20 века, поэтому и у него выверт сюжета еще тот: тайна Дон Жуана, которая и объясняет его действия, оказывается в том, что любовью всей его жизни был мужчина, по воле обстоятельств убитый им на дуэли. Так любимца женщин, кажется, еще никто не принижал, но режиссеру Виктюку такой поворот темы традиционно интересен.

Еще в 1988 я посмотрел сразу три спектакля Виктюка, в том числе «Федру» в Театре на Таганке и «Служанок» в Сатириконе. Но по правде сказать, тогда в молодости совсем не задумывался, кто режиссер и каков его почерк, кроме манеры актеров говорить нараспев.

А сейчас мне уже очевидно, каков почерк Виктюка. Режиссер (концептуально) считает, что артист, оказавшись на сцене, не должен всё время ходить по ее доскам, а должен время от времени приподниматься над ними и зависать в пространстве. Поэтому в описываемом спектакле - длинный батут, в « Маугли» - канаты для лазанья, в « Венецианке» - нагромождение деревянных конструкций (хотя два последних названных спектакля ставил не сам Виктюк, а его соратники). Еще - острое ощущение контакта обнаженного тела и металлических цепей (знакомое с детства по любимовскому «Пугачеву») присутствует тут в разумных дозах.

Дамы преклонного возраста появляются на сцене в седых париках, однако одеты подчеркнуто сексуально. Это символизирует неугасшие похоть и молодость. Как принято в нынешних российских судах, они судят Дон Жуана, заранее считая виновным. Но дальше всё идет не плану, движется прихотливо. Тут нам показывают один из самых интересных образцов донжуанины, надо признать.



Короче, всячески рекомендую театралам и обычным зрителям. Актеры в этом спектакле (за одним исключением) не имеют дублеров и замен, все играют хорошо. Так что думаю, что вам тоже понравится.

kozelie добавляет, что с женской точки зрения на главного героя приятно посмотреть.

Как называется такая самооценка, когда ты сам себе не нравишься, но ты всё еще лучше остальных?



Previous post Next post
Up