Музей тюремного искусства

Jul 13, 2015 13:12

Это первый в России частный музей такого рода, который доступен каждому гражданину. Существует 11 лет, и по стране больше никто не повторил. Чтобы его посетить, пришлось пять часов ехать в Углич, и там на улице Ольги Берггольц, 1/2, он и есть.




Ну я-то любитель засматриваться в бездну: слушаю ролики на тему, как выжить в тюрьме; сам захаживая в тюрьмы, порой прошу угостить хлебом местной выпечки и даже иногда беру домой буханочку; мои четки сделаны из теста в Бутырках их бывшим уже арестантом, работавшем в пекарне - такое изделие уже можно сравнивать с экспонатами угличского музея... Но таких фанатов, как я, еще поискать, и не каждый москвич решится повторить долгий путь в Ярославскую область, поэтому вопреки обыкновения - далее много фотографий, не имеющих художественной ценности, фото-акынство такое. Все фотографии кликабельны.




Музей - это две комнаты (25 м² и 9 м²).

В большой комнате расположен выставочный зал с экспонатами в стеклянных кубах. Из-за этого снимать со вспышкой проблематично: стекло отсвечивает. Экспонаты следующие: поделки из хлебного мякиша, рисованные карты, деревянные нарды, шашки и шахматы, картины на простынях, иконы, распятия, картины маслом, самогонные аппараты, самодельные машинки для тату, заточки, отмычки, ножи, самодельная гитара. Конечно, этого мало, хочется еще каких-нибудь тюремных шедевров. Однако музею помогало в сборе экспонатов Управление, так что для частного собрания коллекция дивная.

Маленькая комната - прототип камеры для «пыжиков» (пожизненных заключенных). Вход в «камеру» производится через настоящую тюремную дверь, еще советского образца. Внутри двухъярусный шконарь (кровать), металлический стол, параша (унитаз), закрепленная в бетонный пол. В камере расположены две восковые фигуры в полосатых робах. Один из заключенных сидит на шконке и перебирает четки, второй, что на фотографии ниже, за столом читает Библию (прямо словно иллюстрация к книжке). Стены в «хате» - под «шубу», чтобы нельзя было что-нибудь нацарапать. Тот, кто на шконке, тоже в ботиночках, что нереалистично (просто сэкономили на изготовлении ступней восковой фигуры), поэтому обойдусь без фотографии, чтобы не резала глаз.





Из экспозиции вот эта картина больше других понравилась. Портрет дочки тушью на простыне, опущенный в соль для закрепления.




Но к искусству вернемся потом. Пока бытовые экспонаты.
Кипятильник с ручкой из зажигалки.




Тату-машинки, переделанные из механических бритв.




Об эстетике изделий, конечно, никто не думал. Тем более, что и об эстетике самих татуировок кольщики думают далеко не всегда. Недаром в тюремном жаргоне есть слово «портачки», происходящее от слова «напортачить» - неумелые татуировки, которые накалывают молодым первоходам, пока те еще играют в тюрьму.




Бутылка, превращенная в гранату, или так называемый «брос» для наполнения спиртом и перекидывания через запретку.




Чифир-баки. Их сходство с турками вызвано тем, что чифир, как и кофе, варят или хотя бы доводят на открытом огне до кипения.





Оружие с небольшой дозой эстетики (виднеются также несколько фальшивых банкнот, изготовленных на воле).





Неэстетичный ширпотреб с промзон колоний. Есть, конечно, и витрина заточек, но ее не фотографировал: там такие уже уродцы, как и эти ножи хозяйственного назначения.




Из цикла « По следам любимых песен». У группы «Лесоповал» есть песня «101-й километр», которая начинается фразой «А вышел я со справочкой, такой продолговатой», так вот ниже справа и по центру - именно она. Но дальше уже не совпадает с той, что была во времена отсидки Михаила Танича «…без даже фотографии, без никаких следов». В наш визуальный век она уже с фотокарточкой. На фене называется «волчьим билетом». Раньше во времена ГУЛАГа такие справки вообще выписывали от руки, и была она в блекло-синих печатях, словно в наколках.




Перекидные четки-болтухи и молитвенные четки. Не оправдали моих надежд. На Ютубе видел просто шедевры обоих видов (см. например здесь). Но, видимо, то, что можно выгодно продать, в такие музеи не попадает или из них же уходит к покупателю.







Самодельные карты с портретами политиков времен правления Ельцина и самодельные карты с непривычными значками.





Самогонный аппарат осужденных, попавших на поселение.




Гитара из папье-маше, струны - кордовые нитки, гриф - из ограждения. Сейчас не настроена, поиграть не удалось, и не знаю, держала ли строй изначально.




Сикстинская мадонна. Выжигание по дереву. Копия картины Рафаэля, находящейся в Галерее старых мастеров в Дрездене. Тюремный автор три года выжигал копию раскаленным гвоздем. Зек попал в колонию, где не было работы. И чтобы крыша не ехала, нашел себе такую кустарщину.




Шашки и прочая резьба.















Самодельная икона «Иисус и мальчик» (масло).





Такие большие деревянные работы не спрячешь, поэтому они выполняются с ведома и разрешения начальства.
Один из моих френдов сделал иконостас в 131-й хате Бутырки. Автор на свободе, а иконостас до сих пор цел, пережив множество шмонов с поползновениями убрать.
Если брать Москву, то в СИЗО-6 мент, который распорядился разорить и убрать из камер всяческие самодеятельные иконостасы, несколько дней спустя попал аварию и получил инвалидность. Там до сих пор помнят этот случай и из страха перед высшими силами почти не трогают иконы в хатах.
В СИЗО-5 сравнительно недавно была всеобщая голодовка в защиту хаты, в которой забрали иконы из тумбочки. И там тоже сейчас не трогают. В СИЗО-2 в целом к иконам всё лояльно, но случалось и разорение икон по беспределу, тоже из тумбочек. Связано это может быть и с тем, что в Бутырке есть контролеры (так туманно теперь называют надзирателей) азиатских национальностей, которым на это православие с высокого потолка...





















Второй полюбившийся экспонат выставки (который в моем рейтинге идет сразу после портрета доченьки на простыне): валентинка из колючей проволоки. Просто и сердито.




Не были сфотографированы масштабные работы из жеванного хлебного мякиша (жует вся хата, а делает тот, у кого руки золотые). Не захотелось, потому что темы дурацкие, к примеру, сидят три хлебных фигуры на шпилевке (то есть во время игры в карты).
А один мужик, 1962 года рождения, получив 25-летний срок, из хлеба слепил со множеством мелких деталей и расписал красками... колобка. На это потратил часть своей жизни. Как-то грустно всё это. Лучше уж - сердечко из колючки.

Другие записи по тюремной теме в моем дневнике:
1) #деньрождения
2) Тюремное служение в Бутырском изоляторе
3) Епархия особого режима
Бутырка с высоты птичьего полета
Сохрани мою тень
Благовещение в Бутырке (
)

Пару видеорепортажей о крестных ходах в Бутырке можно посмотреть здесь и здесь.

Previous post Next post
Up