Интернациональные браки в Сербии

Apr 02, 2013 11:16

  Удивительно, но, судя по статистике,  каждый третий брак, заключаемый  сейчас в Белграде, - интернациональный, а по всей стране число таковых достигает уже двадцати процентов! Достаточно взять наш Обреновац с окрестностями, чтобы, начав с себя, любимой, насчитать не один десяток «импортных женатиков и замужниц». Тем интереснее посмотреть, а что, собственно, сербы думают по поводу смешанных браков и русских невесток, в частности, откуда у этих процентов "ноги растут", и кто, в основном, «понаехал».


На фотографиях будут наши друзья и соседи. Ну, а для начала -  мы, самая что ни на есть сербо-русская семья с пятилетним стажем.

Сотрудница ЗАГСа столичной «општины» Стари град Гордана Зорич в одном из своих интервью сказала, что «сербки выходят замуж за иностранцев, как ненормальные, но сербы женятся на иноземках гораздо реже». Вот никогда бы не подумала! Мне всегда казалось, что все происходит с точностью до наоборот. Самые «популярные» белградские зятья на сегодняшний день - греки и итальянцы (с первыми, кстати,и разводятся гораздо чаще).  Но перед «матичаром» (работником серсбского ЗАГСа) встают и норвежцы, и немцы, и индусы, и шотландцы, и... всех не перечислишь! Около десяти браков в год сербки заключают с чернокожими женихами. Совсем недавно актриса из Крагуевца вышла замуж за молодого человека из Того, у них уже и малыш есть. А вот представители арабского мира в Сербию за семейным счастьем не спешат: за всю свою карьеру госпожа Зорич оформила только два таких брачных союза.  Что же касается бывшей Югославии,  больше всего женихов  (около трех процентов) приезжает из Боснии, чуть меньше хорватов и македонцев, а вот браков со словенцами практически не бывает. Кстати,  сербо-цыганских браков тоже мало - чуть больше полутора процентов в год.
Что же случилось с сербскими девушками? Неужели, правы завсегдатаи местных форумов, для которых любая из них - всего лишь охотница за деньгами, или «спонсоруша», как здесь говорят? Да нет, конечно! Почитала на днях мысли сербских психологов по этому поводу, ничего оригинального не встретила. Но это и нормально: психолог -  специальность, а не национальная принадлежность. Равно, как и женщина, - всегда женщина, независимо от географии своего проживания.  Так вот, сербские психологи пишут, что сербки стали намного больше путешествовать по миру, а, значит, и намного больше знакомиться с его различными представителями. И связывают они свои жизни с этими самыми представителями не только из-за некой возбуждающей страсти экзотики или тугого кошелька с полным холодильником. Ведь брак с иноземцем - это возможность начать жизнь с нуля, да еще и там, где ни одна соседка не изложит кому-нибудь всю подноготную твоей биографии. Плюс смешанный брак очень часто бывает в жизни женщины вторым, то есть, волей-неволей, весь отрицательный опыт предыдущих отношений прочно ассоциируется с родиной, как это ни печально.  Не случайно, браки, заключаемые с иностранцами, по статистике намного крепче «одноземельных» - разводами заканчивается всего 9 процентов таких отношений.


Папа маленькой Аниты - из Доминиканской республики, а мама сербка. Девчушка просто обожает фольклорные концерты.


Что же касается разницы менталитета, языка, религии - женщины гораздо легче принимают новые условия жизни, да и любой брак - это долгий процесс «притирания» друг к другу, череда уступок и достаточно частое «наступание на горло собственной песне». И все же, одно обстоятельство отличает сербских невест от иностранок, выбравших себе в мужья сербов: они практически никогда не меняют девичью фамилию, в крайнем случае, берут двойную.
  Самыми популярными  в столице невестами в прошлом году были представительницы Украины, Молдавии, Чехии и Румынии. Опять же - удивительно, что россиянок белградские «матичары» не упомянули. А мне-то казалось, что перевес точно должен быть на нашей стороне :))!  С китаянками сербы практически не расписываются. По данным МВД республики, несмотря на то, что волна китайских переселенцев наблюдается с конца 90-х, за все это время только две представительницы этого народа получили сербское гражданство на основе брака, в 2010 и 2012-м.  Зато в прошлом году сербский интернет, да и СМИ тоже, просто взорвался:  23-летний студент из Нови Сада  за десять тысяч евро женился на китаянке, по наводке одного приятеля, чей отец «предпринял аналогичный демарш» два года назад. Кроме имени и фамилии будущей супруги, а также того, что она уже шесть лет живет в Суботице парень больше ничего не знал. Да и зачем загружать себя лишней информацией, если цель и так ясна? Ей - гражданство, ему - деньги на новую крышу для дома и машину. Работники новисадского ЗАГСа ничего удивительного в этом не увидели. Браки по расчету были и будут - куда от них денешься? Тем более,что в Сербии женихам-невестам никаких особых документов предъявлять не нужно. Главное - иметь подтверждение из своего консульства, что препятствия для бракосочетания отсутствуют.


Горан Марьянович - школьный друг моего мужа, вот уже почти двадцать лет он живет в счастливом браке с итальянкой Анной Иулиано.

Когда на местных форумах заходит разговор о смешанных браках, страсти разгораются нешуточные. То и дело сербы своих и импортных невест называют охотницами за деньгами или сетуют на слишком высокие запросы соотечественниц, а сербки доказывают, что ничего, мол,  подобного - просто мужики пошли нерешительные и сами «за границу» нацеленные.  В общем, как пел Борис Борисыч, «каждый хочет чужую, никто не хочет свою». Одни призывают оставить в стороне стереотипы и понять, что на дворе 21-й век, границ больше нет, поэтому интернациональные браки - это дело абсолютно естественное и разбирательств не требующее.  Другие предлагают расписывать кого угодно и с кем угодно, но запрещать покидать страну, чтобы дети рождались именно здесь.  Как ни странно, чаще всего мнения совпадают у посетителей форумов, на которых обсуждаются русские и украинские жены. Причины их  сербских замужеств называют однозначно: повальный алкоголизм на просторах бывшего СССР, экономические проблемы, отсутствие у постсоветских мужчин желания взять на себя заботы по дому и их, скажем так, сексуальная холодность. Как написал один из сербских «знатоков вопроса», «русские и украинки - совсем наши,  они работящие, всегда хотят много детей, очень красивые, послушные. Для себя я давно решил, что эти женщины - чудо. Русские мужчины их просто не достойны». Плюс, конечно, родными нас в глазах сербов делает еще и общая религия, что немаловажно. О дискуссиях на сербских и русских форумах я, пожалуй, напишу отдельный пост, посмеемся вместе. А сейчас еще немного сербской действительности.
 С Белградом мы разобрались, теперь несколько слов о провинции. Здесь картина несколько другая. Ни для кого не секрет, что сербские села вымирают. Причем одной из особенностей этого вымирания стали селения без женщин, то есть женихов (особенно кому за  30)  хоть отбавляй, а невесты - ни одной. За решение этой проблемы активно берутся общественные организации, такие, как «Стара Рашка», например. Около пяти лет назад ее сотрудники стали знакомить местных деревенских парней с албанскими девушками. Причем не просто знакомили, а выдавали каждому заинтересованному по 500 евро, возили в Шкодер на смотрины и добились-таки своего! Переводчик из Ниша Радое Раич, чье присутствие на этих бракосочетаниях обязательно, за последние три года  уже сорок три раза стал свидетелем радостного события, а в сербо-албанских семьях родилось сто детей, самые «старые» пары ждут пополнения уже в четвертый раз. Как сказал 80-летний Радосав Матович из села Буджево, тому, кто вспомнил об албанках, нужно дать самую высокую сербскую награду, потому что эти девушки спасли от вымирания его семью, село и еще много других дворов Пештера и окрестностей.

То, что Аца -православный серб, а Мела - мусульманка, не стало преградой на пути их семейного счастья. Они вместе уже почти десять лет и воспитывают сына и дочь.

Зоран Джокович, создавший свое брачное агентство в Шкодере, сейчас активно соединяет судьбы местных девушек с парнями из Сербии, Черногории и Боснии. На его личном счету - 200 успешных браков. Услуги агентства обходятся не очень-то и дешево - от 200 до 3000 евро, но от отсутствия клиентов предприниматель не страдает. Ситуация на Балканах, как говорится, работает на него. На севере Албании много сел, для которых даже проблемный сербский юг кажется вожделенным Эльдорадо. Мужчины в большинстве своем уезжают в Грецию или Италию, где и пускают новые корни, а вот девушки остаются, и шансы создать семью на родине, как вы понимаете, у них минимальны.
    А вот общественная организация «Сеоски праг» из Шабца за пятнадцать лет своего существования организовала триста браков с нашими согражданками, а также жительницами Украины. В одной только Ужице за год таковых регистрируется около сорока.  Стоит добавить, что под определение «наши» частенько попадают не только русские женщины. В одной из передач местного ТВ о сербо-русских браках, я видела и армянок, и белорусок. Частенько «русскими» здесь автоматически считают всех жительниц бывших советских просторов. То, что украинок упоминают отдельно - это просто достижение, честное слово! Кстати, именно они чаще всего переезжают в сербские села. В отличие от албанок, «наши» жены рожают поменьше (обычно в этих семьях по двое ребятишек), а иногда и расторгают свои браки, тем не менее число мужчин, желающих связать с ними свою судьбу не уменьшается.
    И не только в Сербии! В Черногории идею славянских браков воплощает в жизнь общественная организация «Наши корни» во главе с Жарко Томановичем, а  в Боснии - «Сербо-русский мост» Здравка Мочевича. Кстати, сотрудники Совета помощи русским гражданам переписали всех русских, живущих на территории Республики Сербской, в том числе и потомков первой волны эмиграции. Всего в списке оказалось 370 человек. Сотрудники «Моста» обеспокоены не только количеством славянских браков, но и качеством жизни приехавших «снаек». Именно поэтому сейчас Здравко Мочевич активно занимается кампанией по возвращению в школы и университеты русского языка, организовывает совместные научные конференции «Россия и Балканы в современном мире», содействует приходу в Республику Сербскую российских фирм. А предмет его особой гордости - шестеро студентов, отправленных на учебу в МГУ.


Владимир познакомился с Инес в 1997 году в Задаре и был настолько очарован, что почти сразу сделал ей предложение. Это одна из самых замечательных сербо-хорватских семей, которые я знаю!

Что же касается Хорватии, то и здесь в последнее время все чаще вспоминают слова католического священника дона Анте Баковича, который еще в прошлом веке совершенно серьезно предложил ввозить девушек из Украины для решения назревающие проблемы. Демограф Иван Чипин приводит неутешительные для этой католической страны цифры: уже сейчас парней и молодых мужчин здесь больше, чем представительниц слабого пола,  на 15 процентов; 20 процентов хорваток в возрасте около 40 лет никогда не рожали детей; в стране распадается каждый пятый брак, а пять процентов пар вообще предпочитают жить не расписанными, и число таковых неуклонно растет. Не случайно заголовок одной из хорватских газет гласит: «Украинки Баковича - больше не шутка: нам не хватает двадцать тысяч девушек».

Балканы, Сербия

Previous post Next post
Up