Преступность по регионам Беларуси

Nov 05, 2015 19:49

Давно хотел проверить верность двух утверждений:
1) Уровень преступности по регионам Беларуси зависит от конфессионального состава населения - чем выше доля католиков, тем ниже уровень преступности. С таким мнением сталкивался в частных беседах или вот здесь http://yuri-pashkovski.livejournal.com/32831.html?thread=46655.
2) В Понизовье (восток Гомельской и Могилевской областей) наблюдается особый по меркам Беларуси упадок нравов, выраженный в т.ч. в уровне преступности. Такого мнения придерживается А. Белый.

Сам я по первой позиции склонялся к мнению, что скорее «да», а по второй, что скорее «нет», но в обоих случаях у меня не было заранее готового ответа.

Белстат ежегодно публикует годовую статистику преступлений - всего и на душу населения вот с такими картами, 2014-й год для примера:


(У этих сводок и карт есть два недостатка. Во-первых, один год - довольно короткий промежуток времени. Представление получить можно, но картина будет достовернее, если брать несколько лет. Во-вторых, в методологии подсчета кроется одна ошибка. Есть десять городов областного подчинения и Минск, по которым статистика ведется отдельно от их районов - в соответствии с административно-территориальным делением Республики. И вот по этим одиннадцати районам показатели преступности выходят значительно выше, чем по соседним. В Гродненской области самый высокий показатель преступности в Гродненском районе, в Витебской области - в Витебском районе, в Бобруйском районе вообще зашкаливает - больше 11 000 преступлений на 100 000 человек за 5 лет и т.д.. Одновременно в самих городах - Гродно, Витебске, Бобруйске и т.д. - показатели преступности опять ниже. Тут вот в чем дело. Городская жизнь не заперта в черте города. Какие-то преступления совершаются горожанами на территории района и наоборот. Но численность населения города обычно на порядок больше, чем района. Поэтому, когда ведется счет на душу населения, на городской статистике такой «обмен» особо не отражается, а вот статистику района искажает. Получается некорректная методика счета - преступления совершенные и районными, и в какой-то доле городскими жителями пересчитываются на душу только районного населения. Во избежание этой неточности города и их районы лучше считать слитно).

Поэтому, отталкиваясь от тех же данных Белстата http://belstat.gov.by/bgd/public_compilation/index_628/, суммировал 5 лет (2010-2014) и сделал новую карту, отдельно пересчитав и соединив данные по 11 городам (города областного подчинения и Минск) и районам, в которых соответствующие города расположены (сумму количества преступлений в городе и в районе разделить на сумму населения города и района и умножить на 100 000 чел.). Вот, что получилось:



Возвращаясь к поставленным в начале поста вопросам,

1) - нет.
Мы видим на карте четкое разделение между западной и восточной Беларусью. Эта граница не совпадает с конфессиональной. Регион с высокой или заметной долей католиков - не запад, а именно северо-запад:


Если сравним данные по Гродненской области с долей католиков 60 % и данные по Брестской области с долей католиков 3 %, получим одинаковую картину преступлений на 100 000 чел.: 4 897 в Гродненской области против 4 698 в Брестской области (формально по Брестской области ситуация даже немного лучше).

2) - нет.
Вот регион Понизовья обозначен белой границей:


Если сравнивать с западной Беларусью, статистика хуже. Но по сравнению с другими частями восточной Беларуси никакого провала не наблюдается. При этом выделить провальный регион все-таки можно - восточная половина Минской и запад Могилевской области.

И по поводу основной закономерности - почему такая резкая граница между восточной и западной Беларусью, если она не соответствует конфессиональной границе? Мне здесь видится остаточная граница Западной Беларуси в составе Польши и БССР в составе СССР до 1939 г.:


Видимо, все-таки, вопрос, три или два поколения предков жили под властью Советов, имеет значение.

социум

Previous post Next post
Up