В последнее время часто поднимается тема о реконструкции волгоградского центрального парка культуры и отдыха и об открытии на его территории парка «Баку». Возникает вопрос: а почему парк должен называться именно так? А почему его хотят открыть именно на этом месте? Между тем, открытие парка «Баку» на территории ЦПКО является совершенно логичным шагом. Этому предшествует длинная история, тянущаяся уже более 130 лет.
Когда-то на территории современного центрального парка располагалось уникальное предприятие - так называемый «Нобелевский городок». Это было одно из наиболее необычных мест в дореволюционном Царицыне, резко выделявшееся на фоне остальной городской застройки. Когда-то, до 1870-х гг., здесь располагался обычный, не заселённый и ничем не занятый волжский берег. Где-то между современным парком и стадионом пролегал Волчий овраг, поросший густыми зарослями. Поговаривали, что там и впрямь можно было встретить, в определённые периоды года, самых настоящих волков. К концу 70-х гг. XIX века сюда пришёл большой капитал, преобразивший местность и оказавший качественное влияние не только на Царицын, но и на всю Нижнюю Волгу.
В середине XIX века в Петербурге функционировало предприятие «Литейные заводы и механические мастерские Эммануил Нобель и сыновья». Собственником этого предприятия был переселившийся в Россию из Швеции предприниматель Эммануил Нобель, которому принадлежит изобретение морской мины. Эммануил умер в 1872 году, оставив сыновьям в наследство немалый капитал.
Вскоре один из его сыновей, Роберт, уезжает на Кавказ. Там перед ним стоит задача - найти хорошие условия добычи орехового дерева, необходимого для производства ружейных прикладов. Заехав по дороге в Баку, Роберт Нобель сталкивается с рассказами о нефтедобыче и с разговорами о существующих в этой сфере проблемах. Вникнув в суть дела, Роберт пишет в Швецию, брату Альфреду Нобелю (да-да, тому самому, премия которого до сих пор является самой известной мировой наградой за достижения в различных сферах) письмо, в котором указывает: «Те не представляешь себе, насколько это перспективное дело! Нефть - это воистину будущее всего человечества. Спрос на керосин постоянно растёт, и единственное, что его сдерживает - это относительно высокая цена». Удивительно, в этих трёх строчках - не только совершенно правильное прозрение о роли нефти в будущем столетии, но и зашифрованная программа развития всего дела Нобелей. Задача - добывать нефть. Основная прикладная цель - добиться снижения цены, что возможно только путём развития инфраструктурного проекта. Здесь, ещё того не ведая, прорисовывается важная веха в истории Царицына.
В 1876 году братья Роберт, Людвиг, Альфред Нобели основывают нефтяную компанию, которая в тремя годами позже преобразуется в «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Основное производство (добыча нефти и производство керосина) располагается в Баку. Это - начало, которое открывает всё дело, дальше - главная проблема: снижение цены. По технологии того времени керосин разливали в 20-пудовые деревянные бочки и отправляли их в трюмах кораблей по Каспию. Нобели организуют дело на других принципах. Во-первых, местная, внутрипроизводственная транспортировка нефти начинает осуществляться нефтрепроводами. Первый в России такой нефтепровод Нобели открывают уже в 1878 году. Параллельно с этим, для транспортировки нефтепродуктов на дальние расстояния Людвиг Нобель изобретает гибрид наливной баржи с пароходом, создав, таким образом, первый в мире самоходный танкер. Танкеры Нобелей идут по Каспию, поднимаются по Волге, далее нефть и керосин перевозятся в Петербург, оттуда - в Ригу и далее - на экспорт. Функционирование этого пути требует создания на Волге поддерживающей инфраструктуры. Так, в Царицыне в конце 1870-х гг. начинается строительство Нобелевского городка. Старые деревянные бочки с керосином заменяются огромными металлическими резервуарами ёмкостью в несколько сотен тысяч пудов. Эти резервуары строятся в Нобелевском городке и обслуживают курсирующую по Волге флотилию танкеров компании. Первые 11 резервуаров компании ёмкостью 850 тысяч пудов каждый ставятся в Царицыне в 1879 году. Перевалочные базы меньшего масштаба строятся и в других городах Поволжья - в Астрахани, Самаре и Нижнем Новгороде. Таким образом, Нобелевский городок в Царицыне стал частью огромной инфраструктурной транспортной сети, охватившей всю европейскую часть России. Создание этой сети производит революцию цен. Так, если в 1877 году пуд керосина стоит в Царицыне 1 рубль 85 копеек, то к 1882 году его цена снижается более чем в девять раз - до 20 копеек за пуд.
Нобелевский городок был сам по себе совершенно новым словом в организации промышленного производства. Городки эти строились по заранее утверждённому плану и базировались на следующих принципах: автономность, чёткое разделение промышленной и жилой зон; широкое озеленение и благоустройство, использование самых передовых технологий своего времени. Особое внимание уделялось устройству при городках садов и парков. Благодаря этому первый парк в Царицыне был заложен именно на территории современного центрального парка - в тогдашнем Нобелевском городке.
Царицын стал крупнейшим инфраструктурным узлом компании. Так, в 1884 г. всего из Баку было вывезено керосина в количестве 17,7 млн. пудов; из них в Царицын поступило 12,5 млн. Строительство столь мощного и современного производства заставила поменяться и сам город, который стал подтягиваться к Нобелевскому городку, расширяясь на север. В Царицыне из сырой нефти делали масла, занимались складированием нефтепродуктов, здесь располагались ремонтные и мелкие производственные мастерские; здесь же размещались пристани и железнодорожная станция, с которой нефть начинала свой путь в различные районы России. В 1884 г. в городке появилось электрическое освещение. В тот момент электрическое освещение имелось лишь в Санкт-Петербурге, причём устроено оно было там одновременно с Царицыным! В 1885 г. здесь впервые в городе заработала телефонная связь. Для сравнения: первым телефонизированным городом в России стал Санкт-Петербург, и случилось это лишь четырьмя годами раньше Царицына!
В наши дни создание на части территории ЦПКО парка «Баку» является хорошим символическим памятным знаком для всего города. Именно бакинская нефть стала фактором, подтолкнувшим наш город резко вперёд, бакинское предприятие братьев Нобелей помогло ему в кратчайшие сроки вырваться из заурядного уездного городка в один из крупнейших центров промышленности юга России. Парк «Баку» мог бы стать не только напоминанием о прошлых временах, но и интересным туристическим объектом, рассказывающем об истории нашего города.