Двусмысленность - величайшее зло,
ибо она морочит людей и вносит в мир смятение.
С.Цвейг
За последние несколько месяцев моим друзьям и знакомым предлагали приобрести натуральную/био/органическую (тут уж кто во что горазд) продукцию Amway. Это и явилось причиной появления данной заметки.
Причин моего нежелания пользоваться средствами Amway несколько.
1. «Amway» - сокр. от англ. American Way of Life - «американский образ жизни» (такую интерпретацию дает Википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/Amway со ссылкой на Пэт Уильямс, Джим Дэнни Человек, создавший «Amway». - Попурри, 2005. - 430 с. - ISBN 985-483-336-4). Представители Amway в России на мой вопрос о расшифровке названия компании ответили так: «название компании происходит от английского "AmWay", полная расшифровка "American way" - американский путь». Но как ни расшифровывай, смысл один и тот же. Не хочу поддерживать компанию, пропагандирующую американский образ жизни.
2. «Amway» для продвижения товаров использует сетевой маркетинг с многоуровневой системой компенсаций - MLM. Про то, что финансовые пирамиды и сетевой (или многоуровневый) маркетинг различаются декларируемыми целями, а по структуре и по сути представляют собой одно и то же, написано много. Поэтому тот, кому интересно, разберется в вопросе самостоятельно. А я не буду поддерживать MLM.
Приведу только одну цитату:
«На мой взгляд, единственное, но гениальное отличие компаний MLM от финансовых пирамид состоит в следующем:
Если финансовая пирамида маскируется под инвестиционную компанию (или даже таковой является) и берёт у вас деньги в долг (подчёркиваю - деньги остаются Вашими, только переданными в управление под некие обязательства), покрывая чрезмерные выплаты взносами новых участников, то обязательно наступит момент, когда денег на выплаты не хватит, вкладчики начнут забирать (свои!) деньги, произойдёт цепная реакция и мгновенный коллапс. Контора мгновенно лопнет. Давние примеры - всякие МММ, РДС, Хопёр-инвест и им подобные. Совсем недавний - БК "Рубин" в Питере. Для запуска цепной реакции "схлопывания" достаточно простого небольшого сокращения поступления новых денег.
…В MLM же никто не говорит об инвестициях. Вы, покупая ненужный или даже нужный товар по многократно завышенной цене, уже добровольно и навсегда расстались со своими деньгами. Небольшую часть денег Вы отдали за товар, остальное - оплата мечты. Деньги перестали быть Вашими! Продолжая покупать этот товар, вы регулярно и добровольно оплачиваете безбедное существование небольшого количества "лидеров". Даже если завтра 90% всех российских НПА резко перестанут покупать товары компании «Amway», она не лопнет громко. Ни один НПА не может даже захотеть вернуть потраченные деньги. Так что "бизнес" просто резко сократится и всё». (
http://mlm.marksman.su/miphology.html#1).
3. То, что рассказывается независимыми представителями Amway и тренерами компании о продукции, часто не совсем (совсем не) соответствует действительности.
«Компания «Amway» использует в составе продукции биологически разлагаемые ПАВ, способные к быстрому разложению». (Это не вырванная из контекста фраза. Это самостоятельный абзац в письме тренера Amway с ответом на вопрос о том, являются ли средства Amway био/органическими). Да, это правда - используют биоразлагаемые ПАВ. Но при этом в составе также присутствуют анионные ПАВ, большинство из которых трудно или практически не поддаются биоразложению. Про это почему-то не говорится.
«Средства Amway являются био/органической/натуральной продукцией» - так утверждают распространители Amway. И вот тут начинается путаница.
В РФ нет нормативных документов, устанавливающих критерии, по которым продукцию можно отнести к классу натуральной/био/органической. Поэтому у нас на прилавках есть «био»-соки, «био»-молочные продукты, био-шампуни (например, с экстрактом ромашки, который является единственным натуральным компонентом в составе) и т.д., которые био-товарами не являются.
А какая продукция является био/органической/натуральной?
«В мире экологическая продукция называется «био», «эко» и «органик» - это разные термины, обозначающие единое явление: товары, произведенные из сырья, выращенного в соответствие со стандартами экологического (или биологического, или органического) земледелия и произведенные без вреда для окружающей среды. Выбор приставки зависит от страны. «Органик» - в Англии, США и Австралии. «Био» - у немцев и французов. У голландцев - «Эко». (
http://mama-san.ru/organic/1/bio/)
«В ЕС принята директива, устанавливающая минимальные единые стандарты Евросоюза, позволяющим именовать товар биопродуктом. Эти нормы касаются не только производства органически чистых продуктов как растительного, так и животного происхождения, но и контроля их качества.
Критерии ЕС запрещают, в частности, использовать пестициды, синтетические средства для защиты растений, антибиотики и регуляторы роста, искусственные ароматизаторы и пищевые красители. Консервировать продукты разрешено, но без обработки радиоактивными изотопами.
Впрочем, по правилам ЕС, шестиугольный знак "био" может получить продукция, в которой доля экологически чистых компонентов составляет как минимум 95 процентов, то есть остальные 5 процентов ингредиентов разрешено получать не обязательно в биологически контролируемых хозяйствах». (
http://www.dw-world.de/dw/article/0,,5311270,00.html)
Помимо директивы ЕС, устанавливающей минимальные требования к био-продуктам, существуют организации, сертифицирующие био-продукцию по более жестким критериям. Пройдя такую сертификацию, производитель ставит на свой товар знак той сертифицирующей организации, которая выдала заключение.
«Эко-, Био-, Органик - это сертификаты высокого качества - гарант того, что данный продукт не содержит вредных для человека и окружающей среды веществ и что при его производстве и утилизации не будет нанесён вред природе.
Эти пометки на упаковках - история товара. Они говорят о том, как выращивались растения и животные, каким образом сырье обработано и упаковано». (
http://mama-san.ru/organic/1/bio/)
Примеры таких знаков можно посмотреть вот здесь:
http://www.organicproduct.ru/dict.htm «Био-сертификат контролирует производство сырья для продукта и производство продукции. В период действия био-сертификата сертифицирующий орган делает плановые и внеплановые проверки сертифицированного производства и закупки продуктов из магазинов для контроля качества». (
http://www.organicproduct.ru/dict.htm)
Чем отличается био/органик-продукция от натуральной? Яблочный сок - натуральный продукт. А яблочный сок, отжатый из яблок, выращенных без использования синтетических удобрений, пестицидов, гербицидов, etc., т.е. в соответствии с требованиями био-сертификации - био/эко/органик-продукт.
На вопрос о том, есть ли у «Amway» биосертификаты, представитель тренеров компании за нашу длительную переписку так и не дала мне ответа. Но в то же время, было сказано, что адекватным источником информации является сайт www.amway.ru: на сайте нет ни слова о биосертификатах.
Собственно, если посмотреть на состав, то становится понятно, что ни о какой натуральности, а, тем более, ни о каком «био»/«органик» речи быть не может.
Продукция «Amway» считается безопасной в Америке и Европе - не будь она безопасной, её там и не продавали бы. Но «способность к биоразложению - ключевой элемент для любой бытовой химии. Американцы требуют, чтобы биоразложению подвергались только поверхностно-активные вещества, которые в продукции, как правило, составляют 2-20 %. На все остальные компоненты в США требования о биоразложении не распространяются». (www.volonter-greenpeace.ru)
«Средства Amway соответствуют Европейской директиве № 648/2004» (так мне ответили на вопрос о безопасности средств компании). Эта директива регламентирует биоразлагаемость ПАВ. Но ничего не говорит об остальных компонентах.
Безопасность (не в смысле соответствия директивам и прочим нормативным документам, а в смысле влияния на человека и окружающую среду) средств «Amway» вызывает у меня сомнения. Во-первых. В составе стирального порошка SA8 Premium, например, содержится диметикон - силиконовое ПАВ, характеристикой которого является плохая биоразлагаемость. Так же содержится малеиновый ангидрид, который раздражает слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей (сопровождается бронхитами, желудочно-кишечными расстройствами). В средстве для мытья посуды содержится метилхлоризотиазолинон, который включен в Список опасных веществ, принятый в Канаде.
«В красном списке Гринпис Нидерландов Амвей присутствует с комментарием, что компания не имеет желания общаться со своими потребителями и не собирается устранять опасные химические вещества в своей продукции». (www.volonter-greenpeace.ru)
«“Amway” имеет премию ООН по экологии». Этот аргумент привел НПА в разговоре про продукцию «Amway». Вот тут я засомневалась: не будет же ООН просто так премии раздавать, если продукция вредит экологии. Зря сомневалась. Цитирую с сайта www.amway.ru: «…Премия за достижения в области экологии ООН, которую Компания получила в 1989 году за повышение экологического образования и привлечение молодежи к вопросам охраны природы». Так что продукция тут ни при чем.
У меня, например, в связи со всем вышеизложенным, много вопросов к представителям «Amway». Задавала их тренерам компании по указанному на сайте e-mail, но на неудобные вопросы они конкретных ответов не дают. И чем дальше пытаешься разобраться, тем больше вопросов возникает… А пользоваться хочется такой продукцией, которая соответствует тому, что о ней рассказывается.
Поэтому не ленитесь задавать вопросы, когда вам предлагают «био/органические/натуральные» средства. А еще лучше посмотрите на состав и спросите у продавца, что он понимает под «био/органической/натуральной» и безопасной продукцией.