Происхождение финно-самодийцев по данным генетики, археологии

Dec 09, 2018 02:22


Теперь рассмотрим собственно генетические данные финносамодийцев. Из ADMIXTURE исследования посвящённого финно-самодийцам Tambets et al. (2018), Genes reveal traces of common recent demographic history for most of the Uralic-speaking populations видно:


Сибирский компонент это k6, в отношении финно-юкагиров который можно назвать нганасано-юкагирский, однако современные юкагиры настолько смешанные со всеми соседями, что чистых юкагиров просто не существует в природа. Считается, однако, что значительная часть нганасан произошла от юкагирского племени тавгов. Из Сибирского компонента выделяются Коряко-Чукотский k8 (при смешении с эскимосским), и, финно-самодийские угорский Хантыйский k9 при смешении с 1/3 EHG, далее выделяется прибалтийско-финский Саамский k11 при смешении с EHG и SHG. То есть, собственно финно-самодийцы это k9 (хантийский), его содержат все финносамодийцы, только нганасаны его имеют по минимуму, как эстонцы и финны имеют по минимуму k11. Финно-пермяки располагаются между двумя этими полюсами.


Все это указывает именно на Западную Сибирь (в смысле, к западу от Байкала) как прародину финно-юкагиров. Видно, что финно-самодийцы не происходят из Европы. Характерно, что в отличии от тюрко-японцев, у финно-самодийцев полностью отсутствует Ханьский компонент k3, что исключает контактную зону с Китаем типа Монголии и Маньчжурии из кандидатов в прародины финно-самодийцев. У всех тюрко-японцев наряду с Сибирским компонентом есть Ханьский компонент, который преобладает у японцев, но именно сибирский нганасанский компонент является общим для всех финно-японцев. Предковый Сибирский компонент видимо является смесью ANE и Восточно-Азатского компонента. Он разделился на три компонента: собственно Средне-Сибирский, Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский, при смешивании с соседями. Об их происхождении можно высказать предположение, что гаплогруппы P, Q, R в палеолитической Сибире были носителями ANE, потом с востока стали продвигаться N с Восточно-Азатским компонентом и где-то в районе Бакала не позже Раннего Неолита они смешались, образовав (Средне)Сибирский компонент, а западнее Байкала, в районе Оби, Западно-Сибирский компонент. Вообще говоря, в районе Байкала было настоящее столпотворения разных культур, и разных традиций изготовления керамики, на весьма небольшом пяточке. Восточно-Сибирский компонент образовывался при активном участии гаплогрупп Q близких ANE в версии AG2, и восточноазиатской C. Именно так говорит D-статистика которая ставит нганасан посредине AG2 и хань.

Анализ аутосомных данных из работы Siska et al. (2017), Genome-wide data from two early Neolithic East Asian individuals dating to 7700 years ago на Адмикстуре на которой есть только восточноеврпазийские популяции четко показывает две особенности. Финносамодийцы произошли от северо-восточно-евразийской популяции (K=2-3), имеющее корни связанные с эскимосами и америндами, а не с хань. В отличии от тюрко-японцев финно-самодийцы не имеют никакой связи ни с хань ни с Чертовыми воротами, что напрочь исключает Монголию и Маньчжурию и все что южнее из родоначальников финно-самодийцев. Видно, что нганасанский компонент выделяются чуть позже разделения западноевразийского и восточноевразийского компонента. Видно, что финноугры формируются как смесь западноевразийского и нганасанского компонента, и не имеют компонента Чертовых ворот. Тюрко-маньчжуров можно описать как нганасанский+западноевразийский с обязательным компонентом Чертовых ворот, который исторически сам сформировался из юговостоазиатского и северовосточноазиатского компонента, видимо, в результате миграции китойско подобной культуры, и компонента ханьцев, который в данном случае является корейско-японским. Видно влияние нганасанского компонента на ульчей которое связывается с миграцией восточной части элементов китойской культуры видимое археологически и связывается с распространением тюрко-маньчжуро-японских языков на восток.


Под западноевразийским здесь скрывается как собственно ранний западноевразийский близкий к AG2, так и EHG и степной компоненты. Это видно из полной адмикстуры, которая, впрочем, в данной работе настолько же неудачна как и огромная, но не добавляет ничего нового к ранее приведенной.

Анализ Karafet, T. et al. (2018). Siberian genetic diversity reveals complex origins of the Samoyedic-speaking populations дает абсолютно те же результаты. Для финно-самодийцев так же исключается всякое происхождение из Маньчжурии и Монголии, с юга и Европы.

Анализ Jeong , С. et al. (2016), History of East Asian Populations Revealed Through Genetic Analysis of the Ainu так же определяет происхождение нганасанского компонента от североеврпазийского.



Работа Lamnidis et al. (2018), Ancient Fennoscandian genomes reveal origin and spread of Siberian ancestry in Europe посвящена первому проникновению некой финно-юкагирской популяции на Кольский полуостров примерно 1500 лет до н. э..


Здесь хорошо видна смешанность финноугров с EHG и постепенное объеврапиизирование этой популяции.


И что мы видим? Манси, нганасане, и большеоленеостровцы (которые имеют два N1c1а1а) не имеют ни китайского ни ульчиского компонента, хотя ульчи имеют нганасанский компонент. Евенки имеют ульчско-ханьский компонент, но не имеют каритианский компонент, в отличии от манси и селькупов у которых всё наоборот. Видно, что финно-самодийцы не имеют ничего общего с Южной Азией. Всё это напрочь исключает и Дальневосточную и Китайскую и Южную версии происхождения финно-самодийцев. Видно, что большеоленеостровцы не являются прямыми предками саамов.

Возможно большеоленеостровцы были юкагиры если действительно ымыяхтахская культура юкагирская. Большеоленеостровцев связывает с ымыяхтахской культурой вафельная керамика, которая является особым случаем сетчатой керамики, особенность этой керамики в Фенноскандии было то, что она изготовлялась с примесью асбеста вслед настоящей асбестовой керамикой которая бытовала здесь ранее, хотя также использовалось уникальное явление, примесь из шерсти характерная для ымыяхтахской культуры («The large Nganasan-related component in the Bolshoy individuals from the Kola Peninsula provides the earliest direct genetic evidence for an eastern migration into this region. Such contact is well documented in archaeology, with the introduction of asbestos-mixed Lovozero ceramics during the second millennium BC, and the spread of even-based arrowheads in Lapland from 1900 BCE. Additionally, the nearest counterparts of Vardøy ceramics, appearing in the area around 1,600-1,300 BCE, can be found on the Taymyr peninsula, much further to the East. Finally, the Imiyakhtakhskaya culture from Yakutia spread to the Kola Peninsula during the same period.»).
(Шумакин, Мурашкин, Новые данные о могильнике на Большом Оленьем Острове Баренцева моря.)


(Хлобыстин. Древняя история Таймырского Заполярья и вопросы формирования культур севера Евразии, 1998г.)




Как видно, некие промежуточные следы распространения вафельной керамики между Таймыром и Кольским полуостровом есть, но очень слабые, поэтому точный путь проникновения вафельной керамики как на Таймыр так и в Фенноскандию остается непонятным.

По по Y-ДНК они типичные пришельцы из Сибири. По материнской линии они смесь восточноазиатских линий с восточноевропейскими, с отдельным случаем вкрапления уникальной специфической линии имеющей южное происхождение связанное с севером Средней Азии или районом Тувы.
Russia Bolshoy Oleni Ostrov [BOO002 / BOO72.1] 3473±87 calBP M N1c1a1a Z1a1a Der Sarkissian 2011; Der Sarkissian 2013; Lamnidis 2018
Russia Bolshoy Oleni Ostrov [BOO004 / BOO72.7] 3473±87 calBP M N1c1a1a C4b Lamnidis 2018
Russia Bolshoy Oleni Ostrov [BOO003 / BOO72.4] 3473±87 calBP F T2d1b1 Der Sarkissian 2011; Der Sarkissian 2013; Lamnidis 2018
Russia Bolshoy Oleni Ostrov [BOO001 / BOO57.1 ] 3473±87 calBP F U4a1 Lamnidis 2018
Russia Bolshoy Oleni Ostrov [BOO005 / BOO72.10] 3473±87 calBP F U5a1d Lamnidis 2018
Russia Bolshoy Oleni Ostrov [BOO006 / BOO72.15] 3473±87 calBP F D4e4 Lamnidis 2018
Russia Bolshoy Oleni Ostrov [BOO 49-3] 3500 BP U4a1 Der Sarkissian 2011; Der Sarkissian 2013
Russia Bolshoy Oleni Ostrov [BOO 49-1, 72-11] 3500 BP U5a 2 samples Der Sarkissian 2011; Der Sarkissian 2013
Russia Bolshoy Oleni Ostrov [BOO 72-9, 72-14, 78-8] 3500 BP U5a1 3 samples Der Sarkissian 2011; Der Sarkissian 2013
Russia Bolshoy Oleni Ostrov [BOO 49-2, 49-4, 57-3, 72-2, 72-12] 3500 BP C* 5 samples Der Sarkissian 2011; Der Sarkissian 2013
Russia Bolshoy Oleni Ostrov [BOO 72-5, 72-6] 3500 BP C5 2 samples Der Sarkissian 2011; Der Sarkissian 2013
Russia Bolshoy Oleni Ostrov [BOO 49-6, 72-13] 3500 BP D* 2 samples Der Sarkissian 2011; Der Sarkissian 2013
Russia Bolshoy Oleni Ostrov [BOO 49-5, 72-3] 3500 BP Z1a 2 samples Der Sarkissian 2011; Der Sarkissian 2013

Антропология большеоленеостровцев есть некая смесь европеоидного и монголоидного типа (В.Г. Моисеев, В.И. Хартанович. КРАНИОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗ МОГИЛЬНИКА ЭПОХИ РАННЕГО МЕТАЛЛА НА БОЛЬШОМ ОЛЕНЬЕМ ОСТРОВЕ БАРЕНЦЕВА МОРЯ // Археология, этнография и антропология Евразии 1 (49) 2012. "На данном этапе исследования мы ограничимся констатацией факта наличия у оленеостровских черепов выраженных протоморфных черт и несомненного сходства с рядом древних серий с территории Западной Сибири и Алтая. Необходимо подчеркнуть, что такие особенности в составе древнего населения Европы сейчас достоверно выявлены только в представляемой серии, т.е. у жителей Крайнего Севера континента, заселявших береговую полосу Кольского полуострова начиная с середины II тыс. до н.э.
"Этот антропологический тип распространен прежде всего среди угорских и самодийских народов уральской языковой семьи. В качестве субстратного компонента он встречается и у представителей отдельных финно и тюркоязычных групп, проживающих в данном регионе. Юг Западной Сибири, северные зоны Алтая входят в ареал уральской антропологической общности в качестве южной периферии."
"Выводы Таким образом, в краниологической серии из могильника на Большом Оленем острове в Кольском заливе Баренцева моря следов механической смешанности не наблюдается. Антропологическая характеристика «оленеостровцев» показывает их специфичность на фоне древнего населения севераЕвразии при тяготении к азиатским популяциям Западной Сибири и Алтая. Вероятно, такое сходство следует объяснять их принадлежностью к древней протоморфной антропологической общности, отличной от «классических» монголоидов Восточной Сибири и Центральной Азии. По-видимому, основной ареал распространения этой общности, начиная по крайней мере с эпохи раннего металла, включал большую часть тундровой зоны Северной Европы и таежной зоны Приуралья и Зауралья.")



Существует так же множество других адмикстур, однако ничего принципиально нового в отношении места образования финно-самодийцев они не добавляют.

финно-самодийцы, Генетика, археология

Previous post Next post
Up