Oct 31, 2017 13:04
НДП - Уфа. Константин Кузнецов:
"Касательно сегодняшнего "Дня памяти жертв политических репрессий".
Разумеется такой день нужен, это такая же важная часть национальной памяти, как и Победа 1945, например. Однако дату - 30 октября я нахожу крайне неудачной.
Напомню, это отмечавшийся среди советских диссидентов "день солидарности политзаключенных". Установлен после коллективной голодовкой Кронида Любарского, Алексея Мурженко и д.р. полит ЗК в 1972 году. Конечно советские политзеки вызывают некое сочувствие, но во-первых послесталинские преследования диссидентов это вещи принципиально другого порядка, а во вторых такое отождествление диссидентов 70-80-хх и жертв 20-50-хх как бы позволило приватизировать нашу русскую скорбь узкой этнокорпорации постсоветских либералов.
И с конца 80-х по конец 00-х либеральные правозащитники из "Мемориала" и других структур стали как бы единственными наследниками жертв репрессий. (Солженицына тогда уже заклеймили черносотенцем и поместили в информационный вакуум). Ну и наконец, в-третьих, кроме самой мордовской голодовки 1974 г. у даты 30-го октября нет какой-то исторической основы. И при всем сочувствии к страданиям диссидентов, они теряются на фоне миллионов узников ГУЛАГа.
Конечно есть ещё памятная дата у православных - Собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской, отмечаемый первое воскресенье после 7 февраля. Но, конечно, далеко не все из жертв репрессий были православными, да и не все из православных пострадали именно за свою веру.
Соответственно, имеет смысл подумать над более адекватной датой памяти. И в общем-то долго думать не приходится. Самая адекватная дата - это день начала Красного террора - 5 сентября 1918г. В этот СНК РСФСР день был подписан декрет о "Красном Терроре". Кстати, там для советских лагерей применен термин "концлагеря".
Теперь о том, почему именно этот день:
1. нельзя отделять сталинский террор 30-50-х от ленинского террора 20-х. он имел общую идеологическую основу, проводился, зачастую, одними и теми же людьми и проистекал один из другого.
2. именно этот акт возводил безсудные расправы над политическими оппонентами, на уровень государственной политики. Не отдельных инцидентов, как можно было бы интерпретировать более ранние события, как например убийство Кокошкина и Шингарёва, а именно сложившуюся систему.
3. убийство же царской семьи, хотя и произошло раньше декрета (в ночь на 17 июля), всё-таки стоит особняком и тут не следовало бы смешить всё в одну кучу, выбирая этот день для памятной даты.
4. разумеется, Красный террор не был никаким "ответом на Белый террор" (я вообще сомневаюсь в провомочности данного термина), а руководствовался своей логикой. Большевистский террор даже по названию вдохновлён Французской революцией, и так же как гражданская война, идеологически обосновывался задолго до осуществления.
5. более того, неизбежно следует из логики большевизма, как левой прогрессистской идеологии. Если есть единственно верный вариант светлого будущего, которое сулит освобождение от бед, значит все кто против - враги, и их надо по возможности уничтожить.
Таким образом машина террора, вышедшая на максимальные обороты в 37-38 годах, запущена декретом Соваркома 5 сентября 1918 года. И память жертв репрессий логично отмечать с даты начала репрессий.
В следующем году будет сто лет".
СССР,
тоталитаризм