"Почему, имея собственный прототип скоростного поезда, средства вкладывали не в налаживание своего серийного производства, а в приобретение импортной техники? Что, нам не было понятно, что эта техника не приспособлена к нашим условиям эксплуатации до конца?" Эта гневная тирада украинского президента Виктора Януковича положила конец спорам об уместности закупок южнокорейских скоростных поездов «Хюндай» перед чемпионатом Европы по футболу.
Решение о закупках принимал «шоколадный» олигарх Борис Колесников, назначенный после победы Януковича на президентских выборах вице-премьером и министром инфраструктуры и отвечавший за подготовку Украины к футбольному чемпионату. Целесообразность бюджетных трат на дорогостоящее удовольствие так никогда и не была объяснена. Украинские железные дороги не смогли должным образом модернизировать рельсовое полотно и в результате новые составы проходили дистанцию между городами чемпионата со временем, вполне сравнимым с временным интервалом, затраченным старыми добрыми отечественными электричками, уже курсировавшими между Киевом, Львовом и Харьковом в дневное время. Для того, чтобы организовать сообщение между городами, принимавшими матчи, Украине нужно было всего лишь добавить еще один экспресс до Донецка.
Но Колесников, вообще отличающийся склонностью к широкомасштабным имиджевым компаниям, решил использовать закупку «Хюндаев» для доказательства настоящей транспортной революции. Были отменены многие популярные ночные поезда, дневные экспрессы отечественного производства между Киевом и привинциальными городами - сидячие, между прочим - переведены в ночь. Словом, наступила настоящая пассажирская катастрофа. Зато «Хюндаи» отправились в первые рейсы между Киевом, Львовом и Донецком. После чемпионата к ним прибавился еще и Днепропетровск.
Несмотря на то, что с самого начала движения поезда ломались и простаивали, то, что произошло зимой, превзошло даже ожидания самых скептичных оппонентов «поездов Колесникова». Практически все экспрессы вышли из строя. Опоздания скоростных экспрессов стали превышать все мыслимые нормы и исчисляться часами, пассажиры часами мерзли в неотапливаемых вагонах, для освобождения поезда из снежного плена использовали антикварные локомотивы - они почему-то работали. И это неудивительно. Южнокорейская фирма поставила их буквально с колес, без каких-либо климатических испытаний. Поезда прибыли в Одессу морем - и сразу же, в теплое время года, были поставлены на украинские рельсы. Об обкатке, которую, как правило, проходят все скоростные экспрессы, никто даже не заикался. Никто не предупреждал украинцев, что южнокорейские поезда по сути своей - не междугородные экспрессы, а пригородные электрички. И никто даже не думал, как они будут ездить зимой - в конце концов, страна готовилась к чемпионату по футболу, а не по хоккею.
Через несколько месяцев все стало ясно не только Виктору Януковичу, но и Борису Колесникову, которому чуть ли не впервые в своей политической карьере пришлось извиняться перед согражданами за транспортную авантюру. Революция оказалась липовой и ее организатор поплатился за это местом в новом украинском правительстве. Впрочем, Партия Регионов, одним из лидеров которой остается Колесников, доверила “олигарху” руководство транспортным комитетом в Верховной Раде. Несмотря на “Хюндай”, ставший настоящим камнем преткновения в карьере донецкого предпринимателя, у Колесникова есть еще возможность поучаствовать в реформах украинской транспортной инфраструктуры - если только сам он после гневной тирады Януковича не начнет сомневаться в своей компетентности.
http://www.politcom.ru/15083.html