Довольно часто приходится отвечать на вопрос: "Кем ты работаешь?". Вообще, чтобы не пускаться в долгие объяснения, говорю просто графическим дизайнером. Но иногда встречаются люди, которым действительно интересно :) Тогда приходится объяснять, почему я не сижу в офисе, как мне удается работать дома, где я беру заказы и что такое микростоки. И если фриланс уже более или менее понятен для наших людей, то о стоках слышали не многие. Поэтому я решила тут в двух словах об этом рассказать.
Микростоки или просто стоки - это интернет-магазины элементов дизайна (фотографии, вектор, растр, софт и даже аудио и видео). Я буду в основном писать "картинки", потому что я работаю именно в этом сегменте, но под этим словом можно понимать то, что вам нужно.
- Зачем же нужны такие площадки? У всех картинок (фотографий, видео, ауди, софта - нужное подчеркнуть), которые вы видите в интернете есть автор. Это нужно понимать, хотя многие пользователи российского интернета об этом даже не задумываются. Автору произведения может не понравится то, что вы используете его продукт, особенно, если вы используете его в коммерческих целях (в рекламе, печать на тканях и т.д.). К сожалению, большинство русских дизайнеров берет картинки "из интернета" или качает на широко известном сайте оллдай, совершенно не думая ни о правах автора, ни о последствиях. Но если дизайнер умеет думать, хочет работать с крупными компаниями и развиваться, то ему нужен легальный контент для его творчества. Этот контент и предоставляют стоки. Когда дизайнер использует картинку, купленную на стоке в своей работе, автор радуется, когда ее видит, а не бежит подавать в суд.
- Почему МИКРО-стоки? Ведь многие площадки очень даже крупные. Все дело в размерах отчислений и в лицензиях. По микростоковой лицензии изображение может продаваться неограниченное количество раз. Собственно это и делает такой способ покупки изображений доступным для большинства дизайнеров и доходным для большиснтва авторов. Нужно понимать, что тут речь не идет об эксклюзиве и такое же изображение как у вас, может встретиться и у соседа. Можно, конечно, выкупить права на картинку, но прошлые продажи все равно останутся, их никто у покупателей не заберет. Для экслюзива нужно нанимать иллюстратора или дизайнера лично и это выйдет намного дороже, чем купленная на стоке картинка. Так что тут нужно исходить из поставленных задач, для большинства из которых достаточно стоковых картинок.
- Откуда берется контент? Контент в магазин поставляют авторы (контрибьюторы). Автором контента для микростоков может стать каждый, многие даже приходят с нуля. Конечно же, будет лучше, если автор уже был в профессии до стоков и понимает, что такое коммерческая иллюстрация и дизайн. Контент нужно готовить в соответстви с правилами стока. Зачастую для регистрации на стоке нужно пройти небольшой экзамен: ответить на вопросы, показать несколько своих работ, но это совсем не сложно.
- Почему микростоков так много? Это рынок и рынок довольно большой. Здесь есть фавориты и более мелкие игроки. И каждый из стоков имеет свою собственную аудиторию. То есть чаще всего покупатель выбирает себе какой-то один сток, который его устраивает и покупает только там. А вот авторы чаще всего продают на многих площадках, увеличивая тем самым свой доход.
- Что такое реферальство? На многих стоках работает реферальная программа. Тут система как в пирамидах: вы получаете доход с продаж человека, который зарегистрировался по вашей ссылке. Собственно из-за этого многи относятся к стокам как к финансовым пирамидам, потому что многие стокеры просят регистрироваться по их реферальным ссылкам. На деле же реферальные программы сейчас не такие уж и привлекательные, и чтобы зарабатывать на реферальстве нужно иметь сотни или тысячи рефералов, которые при этом делают качественный контент для стока или являются покупателями. Лично у меня были пару раз отчисления от покупателей-рефералов, но это скорее бонус, чем цель.
Собственно ответ на вопрос: "Кем ты работаешь": мы с Виталиком занимаемся стоковой векторной иллюстрацией. Рисуем элементы, которые дизайнеры будут использовать в своих работах. При этом мы никак не взаимодействуем ни с этими самими дизайнерами, ни с заказчиками. Мы работаем со стоком и анализируем рынок. А сток наши изображения продает, рекламирует свою площадку, привлекает покупателей и, естественно, берет процент за эти услуги. Большинство стоков берет себе большую часть прибыли, но бывают и такие, которую большую часть отдают автору. Как бы то ни было, картинка продается на множестве стоков по множеству раз. В итоге копейки складываются в рубли доллары и приносят ощутимый доход.
Мы пришли на стоки не совсем с нуля, но и хорошими дизайнерами нас тогда назвать было сложно. Ведь в дизайн-то мы пришли с полного нуля за год до стоков.
На стоках мы уже официально два года, по факту осмысленной и регулярной работы - где-то шесть месяцев и только пару месяцев назад доход стал ощутимым. Первый год был совсем без понимания рынка. Сейчас мы знаем и умеем намного больше. Очень важно то, что стоки дают нам возможность развиваться и пробовать себя в разных направления в поисках своего.
И еще пара слов для тех, кто думает, что стоки это "быстрый" или "пассивный" заработок. Это очень большое заблуждение! Стоки - это работа. Но тут ты сам себе начальник, сам выбираешь стратегию и тактику, сам решаешь, когда и где работать, где продавать свои работы, а где нет. На самом деле это не так просто, как может показаться. Чтобы быть успешным стокером нужно постоянно развиваться, учиться чему-то новому и следить за трендами.
Посмотреть и купить наши картинки можно на
Шаттерсток и, например, на
Креатив Маркете.
Все картинки из этого поста кликабельны и ведут на сток. А вот тут у меня есть статья, где я собрала
список стоков, с которыми мы работаем.