Меморандум о беседе: Встреча с Премьер-министром России Владимиром Путиным

Sep 12, 1999 00:02

Часть-1 Часть-2




Автоперевод с английского

Меморандум о беседе: Встреча с Премьер-министром России Владимиром Путиным
Дата: 12 сентября 1999 г.

Описание
     В начале двусторонней встречи во время ежегодного саммита АТЭС оба лидера ссылаются на телефонный разговор Клинтона и Ельцина четыре дня назад как на подготовку к этой дискуссии. Путин рассматривает все вопросы, упомянутые в разговоре Клинтон-Ельцин, и демонстрирует свое внимание к деталям и понимание основных проблем американо-российских отношений. Российский премьер-министр даже упоминает работу Клинтон во время учебы в колледже с сенатором США Дж. Уильямом Фулбрайтом как, вероятно, источник его «очень непредвзятого и конструктивного отношения» к России. Путин также напоминает Клинтон, что они уже встречались лицом к лицу в Санкт-Петербурге, когда Путин работал на либерального мэра Анатолия Собчака.
     Важная часть разговора касается предстоящих выборов в России. Клинтон подчеркивает важность выборов и мирной передачи власти от Ельцина к его избранному преемнику - впервые в российской истории. Путин просит Клинтон не обращать внимания на то, что некоторые политики, даже сам Ельцин, могут сказать о США во время предвыборной кампании. Российский премьер заверяет президента США: "Оставляя в стороне любые волнующие вас заявления, пожалуйста, имейте в виду, что у нас есть определенные планы и мы действуем в соответствии с ними". Он отмечает персоналистический характер российских выборов: «В России нет устоявшейся политической системы. Люди не читают программ. Они смотрят на лица лидеров, независимо от того, к какой партии они принадлежат, независимо от того, есть ли у них программа или нет».

Источник: Президентская библиотека Уильяма Дж. Клинтона.

Документ опубликован в следующих публикациях:
Путин, Клинтон и смена президента
2 ноября 2020 г.

OCR документа

Меморандум о беседе: Встреча с Премьер-министром России Владимиром Путиным

СЕКРЕТНО 0117
БЕЛЫЙ ДОМ
ВАШИНГТОН

МЕМОРАНДУМ БЕСЕДЫ
РАССЕКРЕЧЕН СОГЛАСНО E.O. 13526
2017-0222Z-M (1.16)
7/3/2019 KBH

ПРЕДМЕТ:
Встреча с Премьер-министром России Владимиром Путиным

УЧАСТНИКИ:
Президент
Государственный секретарь Мадлен Олбрайт
Сэмюэл Бергер, помощник президента по вопросам национальной безопасности
Джин Сперлинг, помощник президента по экономической политике и директор Национального экономического совета
Стивен Сестанович, посол по особым поручениям и специальный советник государственного секретаря по делам новых независимых государств
Тед Трумэн, помощник министра финансов
Робер Тэскотт, специальный помощник президента по международным финансам
Эндрю Вайс, директор по делам России/Украины/Евразии (секретарь)
Ник Сорокин, переводчик

Премьер-министр Владимир Путин
Министр иностранных дел Игорь Иванов
Геннадий Шабанников, Посол Российской Федерации в Новой Зеландии
Сергей Приходько, заместитель руководителя администрации президента
Михаил Фрадков, министр внешней торговли
Александр Лившиц, специальный представитель президента при международных финансовых институтах
Игорь Сечин, руководитель секретариата аппарата премьер-министра
Устный переводчик

ДАТА, ВРЕМЯ И МЕСТО 12 сентября 1999 г., 13:31-14:42 (местное время, отель Stamford Plaza, Окленд).

СЕКРЕТНО
Классифицировано: Роберт А. Брадтке
Причина: 1.5 (д)
Рассекречивание: 11.12.2010

[2]
Президент: У меня был хороший разговор с Президентом Ельциным в рамках подготовки к нашей сегодняшней встрече. Прежде всего, я хотел выразить соболезнования от имени американского народа в связи с ужасным взрывом жилого дома и потерянными жизнями. У нас бывали подобные инциденты, и я знаю, что они могут сильно напугать людей.

Я хотел бы обсудить стоящие перед нами важные вопросы, которые будут определять наше партнерство в ближайшие годы. Затем я буду рад выслушать любые вопросы, которые вы захотите поднять.

Сначала о контроле над вооружениями. Стробе находился в Москве для переговоров с Мамедовым. Это важные дискуссии, и я знаю, что они трудны. Я хочу ясно дать понять, что хочу сохранить Договор по ПРО, который важен для обеих наших стран. Однако в нашей Республиканской партии есть силы, которые хотели бы торпедировать Договор по ПРО.

Но также очевидно, что существуют новые угрозы как Соединенным Штатам, так и России со стороны таких стран, как Северная Корея. Также разрабатывается новая технология, которая может стать жизнеспособным средством обеспечения тех видов защиты, которые ранее были недоступны.

Я только хочу повторить то, что я сказал Борису, что хочу работать над этим из-за предполагаемой новой угрозы со стороны некоторых стран. Если есть какие-либо выгоды от этой новой технологии, я думаю, что Соединенные Штаты должны как можно больше поделиться ими с другими странами.

Я также поддерживаю желание вашей страны попытаться сократить уровень вооружений ниже уровня СНВ-2. Сейчас я не могу согласиться опуститься так низко, как вам хотелось бы, но я сказал Борису, что хочу подойти как можно ближе. Нам нужно продолжать говорить об этой проблеме.

Во-вторых, по нераспространению. Вы усердно работали над созданием правовой основы, которую можно использовать, чтобы остановить поток чувствительных технологий. Я уверен, что эти основы теперь можно эффективно использовать. Это необходимо для предотвращения принятия нового законодательства о санкциях. Как вы знаете, наша система ежегодно выявляет сотни нарушений.

В Конгрессе существует мощная поддержка нового законодательства о санкциях против Ирана, Ирака и аналогичных стран. Есть хороший шанс, что этот закон будет принят в ближайшие месяцы. Я борюсь с людьми, которые хотят ввести новые

[3]
санкции, Борис это знает. Но у них новый напор. Сотрудничество вашего правительства по этому вопросу с вице-президентом и Сэнди Бергер очень важно для того, что произойдет дальше.

Что касается Дагестана, я знаю, что вы столкнулись с трудной ситуацией в Чечне, а теперь и в Дагестане. Я высказался по поводу этой проблемы. Пока вы используете соответствующие средства для борьбы с терроризмом и сепаратистами, Соединенные Штаты будут поддерживать вас.

Что касается коррупции, то эти расследования по отмыванию денег важны, и есть только один способ справиться с ними. Меня воодушевляет тот факт, что группа сотрудников ваших правоохранительных органов прибудет в Вашингтон на следующей неделе. Эти дела должны рассматриваться по существу. Они не должны быть политизированы.

То, что Борис сказал мне по телефону, тоже было важно. Он сказал, что причина, по которой он наложил вето на законопроект об отмывании денег, заключалась в конституционных проблемах с этим законопроектом, и что он подпишет новый, улучшенный законопроект. Я думаю, важно, чтобы это произошло как можно быстрее.

Что касается экономических реформ, я хочу, чтобы Россия была сильной и успешной. Ваша экономика получает выгоду, потому что цены на нефть растут. МВФ заявил, что будет работать с вами прозрачно. Такое сотрудничество важно и может помочь оставить самые худшие экономические проблемы позади. Самое важное, что вы можете сделать, - это сформулировать четкий стратегический план экономической реформы и придерживаться его. Это окажет хорошее влияние на ваши переговоры с МВФ. Я гарантирую, что они будут готовы помочь, если вы покажете, что готовы помочь себе.

Я знаю, что вы, наверное, тоже хотите поговорить о Косово. Я достаточно рассказал. Вероятно, есть и другие проблемы. Но вы знаете, что я очень старался быть другом России и Бориса. Я надеюсь, что вы будете способствовать тому, чтобы Россия пошла в правильном направлении.

Премьер-министр Путин: Прежде всего хотел бы поблагодарить Вас за встречу со мной. Мы с Президентом очень подробно обсудили ваш последний телефонный разговор с ним. Он также рассказал о том, чего вы достигли вместе, и я должен сказать, что ценю вашу непоколебимую поддержку сотрудничества с Россией. Я считаю, что этот подход можно отнести к годам вашей работы с сенатором Фулбрайтом. Если я правильно помню, у него было такое же отношение к подходу США к Советскому

[4]
Союзe. Я думаю, что вы проявили очень непредвзятое и конструктивное отношение к моей стране.

Поэтому я считаю важным реализовать все договоренности, достигнутые на последней встрече между вами двумя президентами. Все наши усилия направлены на реализацию этих соглашений. Министр обороны США сегодня прибывает в Москву. Я также с нетерпением жду визита вашего министра энергетики.

Российская сторона готова к серьезному диалогу. Мне жаль вашего вице-президента. Премьер-министры с нашей стороны постоянно меняются. Это связано с нашей внутренней политикой, но мы понимаем, что это не способствует построению прочных связей. Вы правы в том, что стоящие перед нами вопросы должны требовать постоянного внимания.

Что касается появившихся в прессе сообщений о причастности России к отмыванию денег, то я хорошо осведомлен о вашей позиции благодаря контактам между министром иностранных дел Ивановым и вашим госсекретарем. Министр иностранных дел Иванов планирует приехать в Нью-Йорк на Генеральную Ассамблею ООН, и я очень надеюсь, что вы найдете время встретиться с ним.

Должен сказать, что этот скандал в большей степени мотивирован нашей внутренней политикой. Надеюсь, у меня будет возможность более неформального разговора с господином Бергером. Я поговорю с ним о том, как мы хотим строить наши отношения и как нам следует обратить эту ситуацию в свою пользу. Я категорически против попыток стравливать нас друг с другом. Другие пытаются сделать это по своим собственным причинам. Если им это удастся, они выиграют, а не мы. Люди пытаются использовать эту проблему, чтобы подорвать наши отношения с Соединенными Штатами.

Именно поэтому я поддерживаю отправку нашей команды экспертов в США. Должен сказать, что отмывание денег всегда существовало во многих странах. Россия просто является жертвой такой схемы. Повторюсь, я готов обсудить факты более подробно, если вам интересно.

По вопросам, которые вы поднимаете - по ПРО, моя личная точка зрения может быть ближе к тому, что вы сказали, чем к позициям, озвученным другими людьми с российской стороны. Я вчера обсуждал этот вопрос здесь и в Москве. Я думаю, что угроза распространения ядерного оружия реальна, если посмотреть на Индию и Пакистан. Есть и другие страны, о которых стоит беспокоиться: так называемые «пороговые государства», а также «страны-изгои». Мы

[5]
также должны учитывать возможность ядерного терроризма.

Недавние теракты в Москве связаны с ситуацией в Дагестане. У меня есть все основания полагать, что виновниками являются те же самые, что и те, кто нанес удары по Соединенным Штатам. Усама Бен-Ладен заявил о намерении перебраться в Чечню. Его группировки уже присутствуют в Баку и Чечне. Он не пошевелился, потому что боится, что мы его задержим или предпримем другие действия. У нас есть серьезные ресурсы в этом отношении, и мы будем использовать наши технологии в своих интересах.

Я понимаю озабоченность США по поводу ПРО. Конечно, процесс должен быть построен таким образом, чтобы ни у одной из сторон не возникало излишнего беспокойства за собственную безопасность. Я имею в виду не только Россию, но и Францию, Китай и другие ядерные державы. Так что это тема для дальнейших переговоров. Я знаю о планах США и считаю целесообразным поддерживать постоянный контакт.

По СНВ-2 и СНВ-3 мы были очень близки к ратификации СНВ-2. Я думаю, что дальнейшее развитие событий в этой области будет позитивным. У нас хорошие отношения с левыми фракциями в Думе. Мы поддерживаем постоянный диалог с людьми в Думе, которые являются специалистами в этой области. Они считают, что для них абсолютно невозможно ратифицировать Договор, если мы не продемонстрируем, что другие наши дискуссии по контролю над вооружениями полностью совместимы, но в последнее время я заметил некоторые колебания в противоположном направлении.

Я считаю, что нам следует продолжать развивать наши общие усилия в контексте дальнейших обсуждений СНВ-3 и попытаться оказать положительное влияние на процесс ратификации СНВ-2. Поступая таким образом, я думаю, что СНВ-2 станет более реалистичной перспективой.

Я не считаю необходимым снижать до уровня 1000-1500 стратегических систем. Важно сохранить переговорный процесс и показать миру, что мы можем добиться реальных результатов.

Вы предложили ряд тем для обсуждения, но у меня есть еще одна. Я хотел бы поблагодарить Соединенные Штаты за предоставленные вами запасы продовольствия. Хочу доложить Вам, что все договоренности между нами выполняются. Доходы, полученные от продажи продуктов питания, направляются в Пенсионный

[6]
фонд. Единственный нерешенный вопрос - это Дагестан. У нас там 15-18 тысяч беженцев, и мы хотели бы часть продовольственной помощи отправить в Дагестан бесплатно.

События в Дагестане совершенно отличаются от того, что произошло ранее в Чечне. Во время чеченской войны многие чеченцы бежали в Дагестан, где их приютили дагестанцы. Новые боевые действия были вызваны наемниками из Чечни и арабских стран, вторгшимися в Дагестан. Народ Дагестана объединил силы с федеральными войсками для защиты своей Родины. В случаях, когда поддержка со стороны федеральных сил прибывала с опозданием, дагестанцы сохраняли оборону до прибытия помощи. Они просили нашей помощи. Они хотят, чтобы мы помогли им вооружиться, чтобы они могли сражаться против чеченцев.

Самое главное, с точки зрения менталитета выходцев с Кавказа, дагестанцы считают себя выше чеченцев, поэтому считают это вторжение очень оскорбительным, особенно потому, что на их землю вторгается братский народ. Вот почему мирное население покидает свои дома. и переезд в столицу Дагестана. Я побывал и увидел, как они живут. Ситуация более стабилизировалась. Думаю, было бы уместно отправить в Дагестан немного продуктов бесплатно.

Что касается нашего сотрудничества по Ирану, я должен признать, что мы выражаем несогласие с вашей характеристикой ситуации. Должен обратить ваше внимание на то, что Иран является нашим соседом и усиление возможностей Ирана в этих областях не в наших интересах. Да, это правда, что Иран создает новые ракеты, но они делают это с использованием западноевропейских технологий. Нас это беспокоит не меньше, чем вас.

Европейцы также становятся более активными в борьбе за продажу оружия Ирану. Наши компании ощущают давление. Они говорят, что мы хотим продавать вещи Ирану и участвовать в этом рынке.

Я думаю, что мы должны более тесно сотрудничать, чтобы иметь более четкое представление о том, какое сотрудничество оправдано. Где правильные границы и пределы? Я бы очень хотел подчеркнуть, что мы понимаем этот вопрос. Мы продолжим работу над вопросом экспортного контроля, особенно в ракетной сфере. Но мы очень обеспокоены обучением, которое иранцы получают и в других странах. Это тема, которая требует нашего постоянного внимания.

[7]
Президент: А как насчет Косово? Как вы думаете, как у нас дела?

Премьер-министр Путин: Могло бы быть лучше. Я предполагаю, что у вас есть информация, что албанцы не хотят разоружаться. Я понимаю, что это результат усилий вашей администрации. Я понимаю, что Вы считаете, что здесь были проблемы гуманитарного характера.

Но нужно взглянуть на проблему со стороны. Речь шла о 50 тысячах, а может быть, о 100-150 тысячах албанских беженцев. Но число сербских беженцев в три раза больше. Самая трудная проблема не в этом. Самая трудная проблема в том, что приближается зима. Разрушение инфраструктуры, особенно в энергетической сфере, означает, что Югославию ждут очень трудные времена.

Я знаю о ваших прошлых высказываниях о Милошевиче. Я думаю, что судьба миллионов важнее, чем судьба одного человека. Однако наши позиции по этому человеку во многом совпадают. Судя по нашей оценке ситуации, он повел себя неадекватно.

Важно то, чтобы между нашими двумя странами было хорошее сотрудничество. Строуб Тэлботт много сделал на дипломатической арене. Мы многое сделали для того, чтобы ослабить амбиции военных с обеих сторон. Я верю, что мы по-прежнему нужны друг другу там. Ситуация в Косово может перерасти в насилие. Я считаю, что мы создали очень хороший военный прецедент для военного сотрудничества.

Одна плохая вещь, с которой мы столкнулись, - это распад Югославии. Трудно представить условия, при которых сербы вернутся в Косово. Аналогичные проблемы есть и в России. Жизнь показывает, что применение силы не приводит к окончательному разрешению конфликта.

Дагестан - маленькая республика. Здесь проживают 100 различных этнических групп. Они говорят на разных языках. Международный язык, конечно же, русский. Конечно, у них есть свои проблемы. Нам довольно сложно справиться с проблемой внутри России. Но большинство групп в Дагестане поддерживают позицию России. Если вы вмешаетесь в конфликт с применением силы, это будет иметь последствия. Но иначе. мы зашли бы в тупик.

[8]
Президент: Чтобы в Косово все получилось, нам нужно быть вместе, как и в Боснии. Если у представителя ООН будет план хотя бы частичного разоружения албанцев, мы будем с ними работать. Мы также хотим, чтобы сербы вернулись в свои дома, это их право.

Что касается экономики, для вас важно бороться с преступностью и коррупцией и обеспечивать соблюдение верховенства закона. EXIM рассматривает заявки на некоторые проекты, и председатель EXIM скоро собирается в Москву. Очень важно, чтобы такие дела происходили.

Другой пример - группа по отмыванию денег, которая приезжает в Вашингтон. Во время этих расследований важно показать, что все ведется по книге. Кроме того, при высоких ценах на нефть вы находитесь в ситуации, когда можете сделать гораздо больше. Я помню, что в начале 1990-х годов можно было использовать несколько хороших международных проектов, чтобы вселить в людей уверенность в том, что Россия движется в правильном направлении.

Премьер-министр Путин: Мы в России привыкли к таким проблемам. Кстати, я вас встретил в Питере побывал. Многое было сделано с того времени. Наше экономическое сотрудничество очень важно и поможет России развиваться. Рост цен на нефть также оказал влияние на курс рубля. Нам нужно будет его немного девальвировать, возможно, процентов на 6-8. Я попросил Центральный банк сделать это и изменить курс доллара, чтобы сделать наш экспорт более конкурентоспособным. Нам нужно избегать ситуации, когда курс доллара искусственно ограничивается, а потом мы вдруг вынуждены что-то делать. Мы реализуем продуманный план борьбы с завышенным курсом рубля. Это не будет вредно.

Президент: Вы вступаете в предвыборный сезон. Это будет вызовом и возможностью для нас. Эти выборы и то, как они проводятся, чрезвычайно важны. Я сказал об этом Борису. Он первый избранный лидер России, но также будет первым лидером, который мирно передаст власть путем выборов. Это здорово. Это великая вещь для страны. Вы никогда не делали этого раньше. Я знаю, что это будет не самое простое. Но это чрезвычайно важно.

Нам также необходимо сохранять наши каналы связи открытыми, поскольку мы решаем сложные вопросы, а вы приближаетесь к своим выборам.

[9]
Премьер-министр Путин: Да, это важно. Многое делается для того, чтобы обеспечить нам хорошие результаты выборов в Думу. Многое будет зависеть от состава новой Думы. Кто бы ни вошел в парламент, России необходимо будет развивать свою экономику и отношения с международным сообществом и Соединенными Штатами.

Во время выборов некоторые кандидаты могут говорить о Соединенных Штатах не очень приятные вещи. Но это не значит, что у них другой взгляд на наши отношения. Я знаю почти всех коммунистов лично. Если они сохранят свои позиции в Думе, они будут проводить в основном ту же политику, что и правительство. Если они останутся в оппозиции, мы все равно сможем придерживаться примерно того же подхода. Возможно, некоторые из них будут призывать к большей роли государства в экономике, но по сути большой разницы нет. В основном это лозунги.

Президент: Я рассчитываю на Ельцина и на вас. Единственное, что вы можете сделать для себя, это попытаться показать, что не существует надежной альтернативы пути, по которому вы идете. Если у оппозиции нет заслуживающего доверия набора предложений, которые помогут вам.

Премьер-министр Путин: К сожалению, это не так. В России нет устоявшейся политической системы. Люди не читают программы. Они смотрят на лица лидеров, независимо от того, к какой партии они принадлежат, независимо от того, есть у них программа или нет.

Вся стратегия оппозиции во время избирательной кампании заключается в том, чтобы раскачать ситуацию и оказать эмоциональное воздействие на большие группы людей. Конечно, вы лучше других осведомлены об этой тактике. Начиная с любого человека, занимающего ответственную должность на местном уровне, реальность такова, что большинство людей будут винить его во всем. Все проблемы лягут на его плечи.

Большинство нашего населения думает именно так и не очень искушено. Такова реальность, с которой нам нужно иметь дело. Президент Ельцин понимает это и принимает во внимание. Некоторые из его заявлений и действий могут вас удивить, но вам нужно принять во внимание, как они влияют на общество и какие мотивы стоят за ними. Вам необходимо принять это во внимание.

Часть его действий определяется этим. Некоторые из его действий - просто ошибки. Но, оставляя в стороне все заявления, которые

[10]
вас обеспокоили, пожалуйста, имейте в виду, что у нас есть определенные планы и мы действуем в соответствии с ними.

Президент: Я с нетерпением жду возможности увидеть, как они будут развиваться.

Премьер-министр Путин: Я ценю все, что вы сделали для развития отношений между нашими странами. Я знаю, что вам предстоит посетить и другие встречи. (С)

Президент: Большое спасибо. Было приятно тебя увидеть. (У)

-- Конец разговора --

Этот документ находится в фондах:
Архив национальной безопасности
Офис 701, Гельман, Библиотека Университета Джорджа Вашингтона 2130 H Street, NW, Вашингтон, округ Колумбия 20037
Телефон: 202/994-7000, факс 202/994-7005, nsarchiv@gwu edu

Прочтите соответствующую статью:
Путин Клинтон и смена президентов
2020-11-02

Югославия, документы, Клинтон Билл, Косово, Путин Владимир, Ельцин Борис, выборы, США

Previous post Next post
Up