Статья большая, без комментариев обойтись не смогла. Оригинал здесь Повторять, все что было сказано о сериале и политике канала ВГТРК не стану, но напомню что говорила прежде: и книга, и фильм созданы не для российской аудитории. "Зулейха открывает глаза" - это чисто прозападный проект. На экраны россиян он видимо попал с целью "прощупать" настроение электората: на сколько мы готовы забыть свое прошлое, чтобы шагнуть в "светлое демократическое будущее".
ИТАК
Российский автор защищает историю ГУЛАГа, поскольку сериал вызвал неоднозначную реакцию.
Литературная звезда Гузель Яхина шокирована шквалом негатива.
Ну вот, еще одна "звезда на литературном небосклоне" . Я так понимаю, Улицкая с Алексиевич заскучали и призвали третьего, для компании. Ну чтоб потолпистее было.
Русская писательница Гузель Яхина научилась жить с неутихающим гулом полемики вокруг своего дебютного бестселлера "Зулейха открывает глаза".
В общем, замучили мы критикой литературную звезду, но она женщина кроткая и терпеливая, научилась с этим жить.
Роман - это история молодой женщины, депортированной в Сибирь во время сталинских чисток богатых крестьян или кулаков. Тема была выбрана для изображения советских репрессий и подавления национальной идентичности в основном мусульманском регионе страны - Татарстане. Впервые роман был опубликован в 2015 году и накал эмоций до сих пор не утихает.
Ну вот и добрались до сути книжки - подавление национальной идентичности татар, грабеж зажиточных крестьян, называемых кулаками, в основном мусульманском регионе страны Советов. Ну больше-то мусульман у нас ведь и не было. И раскулачивание было только в Татарстане. Вот за идентичность сказать ничего не могу, пассаж для меня не понятный, по крайней мере ни по сериалу, ни по книжке подавления не наблюдала. Тут надо было авторам продумать как втиснуть в сюжет сцену, когда бы в Зулейху вливали водку и заставляли закусывать салом. Как-то недоработали они.
Но когда в прошлом месяце по государственному телевидению была показана восьмисерийная телевизионная адаптация произведения, даже видавшая виды автор, была потрясена свирепостью ответной реакции.
Ну то что создатели "шедевра" ждали оваций - не тайна.
“Я была совершенно не готова к такой волне эмоционального отклика”, - сказала Яхина наблюдателю. “Я поняла, что это было что-то действительно серьезное.”
В интервью на прошлой неделе она защищала телевизионный сериал, который, по ее словам, точно отразил “трагедию раскулачивания”, не опускаясь в мелодраму.
Ну тут можно взять любое интервью Яхиной для российской публики, где она как раз утверждает обратное: дескать это история любви и становления на фоне и только.
"Моим главным условием было, чтобы фильм не превратился просто в любовную историю, поставленную на фоне ГУЛАГа”, - сказала она о сериале. “Это было очень важно для меня. И я рада, что этого не случилось.”
Однако, меня стали атаковать со всех сторон. Коммунисты заявили, что фильм оскверняет память о советском прошлом, преувеличивая даже злоупотребления сталинской эпохи. Мусульманские лидеры ощетинились на сексуальную сцену в мечети и использование имен видных мусульманских деятелей среди ссыльных. Татарские критики напали на роман между Зулейхой и Игнатовым, убежденным коммунистическим солдатом, убившим первого мужа Зулейхи.
Я так понимаю, что каждый, кто указал на, мягко говоря, ложь вылитую Яхиной и Анашкиным на эпоху - коммунист. Нынешние неокомми низвели звание коммуниста до плинтуса, а уж творческие "звезды" и вовсе под плинтус зарыли. Вообще-то, в то время, про которое говорим, звание коммунист надо было заслужить. И как же мусульманские-то лидеры посмели сказать фи за секс в мечети и список ссыльных, в который вписали богословов прошлого и здравствующих ныне муфтиев? Яхина, Анашкин - вы "Шарли"? И слава всем Богам, что Россия не Франция. Вспомните, что произошло с пресловутыми шаржистами. Шаржи. А вы что сделали? И уж татарских критиков в покое бы оставили: смешанных семей и в Татарстане и на всех просторах России большое количество.
И Чулпан Хаматова, этническая татарская актриса, которая играет главную роль в фильме, сказала, что она получила поток онлайн-оскорблений за “осквернение памяти моей Родины. Имея в виду не только Татарстан, но и историю современной России.”
Чулпан Хаматова такая же этническая татарка, как и этническая латышка.
Для Яхиной, восходящей звезды русской литературы, которая написала два своих первых романа о потрясениях 1920-х и 30-х годов произошедших в Советском Союзе, ответная реакция является признаком того, насколько тернистым остается это прошлое, даже когда факты и цифры о миллионах, обвиненных и убитых при Сталине, являются открытыми.
Так надо нормальных консультантов приглашать для фильмов, и самой полезно заглянуть в архивы, а не выдавать за рупор истины источник информации "Одна бабушка сказала".Приглашайте для консультаций тех, кто действительно знает историю. Вы бы еще на Бебика ссылались.
“Если бы эта тема не была такой болезненной, то эмоциональный отклик не был бы таким сильным”, - сказала Яхина. “Я думаю, что мы все еще обрабатываем наше прошлое, и это займет много времени. Тридцать лет назад , когда Советский Союз только распался, мы думали, что можем оставить все позади и двигаться в новое, светлое будущее. Но мы все еще работаем над нашим прошлым.”
Ну да, ну да...Никак не даем оболгать СССР и "святые девяностые" помним. А это никак не способствует "новому, светлому европейскому будущему" Яхиных-Анашкиных-Хаматовых.
Выступая из своего дома в Москве, Яхина сказала, что, по ее мнению, эмоциональная реакция также была вызвана нервным состоянием людей, так как россияне по-прежнему находятся под строгим надзором, направленным на задержание Covid-19, который заразил более 124 000 человек в стране.
А то когда сериал запускали не знали о самоизоляции. Специально и подгадали время. Сами же рассказывали как спешили, чтобы поскорее зрителя "осчастливить".
"Это атмосфера страха за свою жизнь", - сказала Яхина. "Это жизнь в условиях самоизоляции, и все наши чувства более интенсивны.”
Да нет, это время появилось присмотреться к тому, чем потчуют телевизионщики.
Национальные опросы и неофициальные свидетельства указывают на ограниченную реабилитацию наследия Сталина в России, с пониженным вниманием к репрессиям, имевшим место во время его правления. В 2019 году независимый Левада-центр сообщил, что 70% опрошенных россиян заявили, что Сталин сыграл положительную роль в истории страны, что является рекордным показателем.
Понятно вам, товарищи россияне, мало мы внимания репрессиям уделяем. Непростительно мало - по мнению цивилизованных англичан. И к Сталину относимся с симпатией, что не есть хорошо. Вот Яхина и исправляет ситуэйшн. Ну и ВГТРК, в силу своей компетенции.
Но есть также признаки возобновления интереса к актам репрессий сталинской эпохи среди молодых россиян, в том числе к документальному фильму 2019 года на YouTube журналиста Юрия Дудя о Колыме, месте большого советского лагеря ГУЛАГа, который стал хитом с более чем 20 миллионами просмотров.
Вот оно возбуждение интереса к репрессиям среди молодых россиян. И даже Дудя за журналиста признали.
Яхина говорит, что россияне “не просто готовы, они хотят многое запомнить”. Она регулярно получает письма от членов семьи, вдохновленных поделиться историями своих родственников, оказавшихся в чистках 20-х и 30-х годов, сказала она.
Какие там у Яхиной россияне - не знаю. У нас вообще-то аж в школе "репрессиям" времени больше уделяют чем ВОВ. И ведь мало, что на истории рассказывают, так еще и на литературе Солженицын в обязаловке. Так что помним, а Яхина опять врет.
“Мне очень жаль, что за этими сердитыми голосами мы не видим большой, позитивной волны голосов в поддержку”, - сказала Яхина. - Добрые голоса обычно звучат тихо. Их никто не видит и не слышит. Но их очень много.”
Надо было как Дудь в ютуб выкладывать сериал и накручивать просмотры опробованным методом. А не лезть на федеральный канал. Кстати, к "Россия-1" все больше и больше вопросов возникает: ребят, вы кто?
Сюжет романа вдохновлен бабушкой Яхиной, которая в детстве была сослана в Сибирь и вернулась “уже взрослой женщиной... закаленной, с жестким характером... она была очень свободной женщиной, очень самостоятельной женщиной. Я поняла, что эти черты были выкованы в Сибири.”
Несмотря на разгорающиеся политические споры, Яхина говорит, что не стремилась к историчности или политизации темы о советской эпохе. История Зулейхи была зеркальным отражением истории ее матери, сказала она, или могла смутно отражать ее собственную, как молодая женщина из Татарстана, которая эмигрировала в другую культуру, когда она переехала в Москву.
Сравните предыдущий абзац с тем, где она говорит, что не хотела мелодрамы. Так про что кино?
"Это история о женщинах, о женских метаморфозах, о женском освобождении. Почему эта история вызвала такие политические споры непонятно. Становление женщины никогда не считалось политической декларацией”, - сказала она.
Это что-то феминистское?
Некоторые из самых болезненных историй происходят из жизненного опыта бабушки Яхиной. Одна из них, рассказанная в фильме, показывает тонущую баржу с сотнями изгнанников на борту, запертую потому, что армейский офицер запер дверь. Другие детали взяты из мемуаров и архивов, а также из воспоминаний ссыльных. В конечном счете, сказала автор романа, она не верит, что говорит что-то, чего нет в учебнике.
“Я глубоко сочувствую всем, кто жил в этот исторический период, - сказала она. "Осуждать их недопустимо. То, что нужно, - это сочувствие.”
Andrew Roth in Moscow | Sun 3 May 2020 08.30 BST | Last modified on Sun 3 May 2020 09.28 BST Russian author defends gulag-era story as TV series provokes backlash
Russian writer Guzel Yakhina faced controversy when her debut book Zuleikha Opens Her Eyes was published in 2015. Photograph: Joel Saget/Getty
Literary star Guzel Yakhina shocked by emotional ‘cabin fever’ response to dramatisation
The Russian novelist Guzel Yakhina had learned to live with the persistent buzz of controversy surrounding her bestselling debut novel, Zuleikha Opens Her Eyes.
[Раскрыть]Her coming-of-age story of a young woman deported to Siberia during the Stalin-era purges of wealthier peasants, or kulaks, had been picked over for its portrayals of Soviet repressions and national identity in the largely Muslim region of Tatarstan ever since it was published in 2015.
But when an eight-part television adaptation was broadcast on state television last month, even she was shocked by the ferocity of the backlash.
“I was totally unprepared for this wave of emotional response,” Yakhina told the Observer. “I understood this was something really serious.”
In an interview last week, she defended the television series, which she said had faithfully reflected the “tragedy of dekulakisation” without descending into melodrama.
“My main condition was that the film not just be turned into a love story set [against] the background of the gulag,” she said of the adaptation. “That was important to me. And I’m glad that didn’t happen.”
But the attacks have poured in from all sides. Communists said the film desecrated the memory of the Soviet past, exaggerating even Stalin-era abuses. Muslim leaders bristled at a sex scene in a mosque and the use of the names of prominent Muslim figures among the exiles. Tatar critics have attacked the romance between Zuleikha and Ignatov, the committed Communist soldier who kills Zuleikha’s first husband. Sign up for Bookmarks: discover new books in our weekly email Read more
And Chulpan Khamatova, an ethnic Tatar actress who plays the film’s title role, said that she’d received a torrent of online abuse for “defiling the memory of my motherland. Meaning not only Tatarstan, but the history of modern Russia.”
For Yakhina, a rising star of Russian literature who has set her first two novels in the upheaval of the 1920s and 30s Soviet Union, the backlash is a sign of just how thorny that past remains, even when the facts and figures of the millions purged and killed under Stalin are a matter of public record.
“If this topic were not so painful, the emotional response would not be so strong,” Yakhina said. “I think that we are still processing our past and it will take a long time. Thirty years ago, when the Soviet Union had just collapsed, we thought that we could leave everything behind and move into the new, bright future. But we’re still working our way through the past.”
Actress Chulpan Khamatova, who plays Zuleikha, says she has received a torrent of online abuse. Photograph: Yegor Aleyev/TASS
Speaking from her home in Moscow, Yakhina said she thought the emotional response had also been driven by a national bout of cabin fever. Russians remain under lockdown orders aimed at stalling Covid-19, which has infected more than 124,000 people in the country.
“It’s an atmosphere of vital fear for one’s life,” Yakhina said. “It’s life under self-isolation and all our feelings are more intense.”
National polling and anecdotal evidence have pointed to a limited rehabilitation of Stalin’s legacy in Russia, with reduced attention to the repression that took place during his rule. In 2019, the independent Levada Centre said that 70% of Russians polled said Stalin had played a positive role in the country’s history, a record high.
But there are also signs of renewed interest in Stalin-era acts of repression among young Russians, including a 2019 YouTube documentary by the journalist Yury Dud about Kolyma, the site of a large Soviet-era Gulag camp, that became a breakaway hit with more than 20 million views.
Yakhina says that Russians are “not just ready, they want to remember a lot”. She regularly receives letters from family members inspired to share the stories of their relatives caught up in the purges of the 20s and 30s, she said.
“I am really sorry that behind these angry voices, we can’t see the big, positive wave of voices in support,” Yakhina said. “Kind voices are usually quiet. They aren’t seen or heard. But there are many of them.”
The stories in the novel are loosely inspired by Yakhina’s grandmother, who was exiled as a child to Siberia and returned “as a grown woman… hardened, with a tough character… she was a very free woman, a very self-sufficient woman. I understood that these features had been forged in Siberia.”
"It's an atmosphere of vital fear for one's life. It's life under self-isolation and all our feelings are more intense" Guzel Yakhina, author
Despite sparking political arguments, she says she wasn’t seeking to teach her audiences about the Soviet era or make a political statement. Zuleikha’s story mirrored her mother’s, she said, or could vaguely mirror her own, as a young woman from Tatarstan who emigrated to another culture when she moved to Moscow.
“This was a story whose origins were about women, about female metamorphosis, about female liberation. That this story elicited such political arguments… it was never thought of as a political declaration,” she said.
Some of the most painful stories come from the lived experience of Yakhina’s grandmother. One, recounted in the film, shows a barge sinking with hundreds of exiles on board, locked in because an army officer has bolted the door. Other vignettes are recovered from memoirs and other excerpts from official histories of the exiles. Ultimately, she said, she didn’t believe she was saying anything that wasn’t available in a textbook. Advertisement
“I have deep sympathy for anyone who lived in this period of history,” she said. “It is unacceptable to condemn them. What is needed is sympathy.”
- 04.03.2020 Мишустин присудил премии в области культуры Шаймиеву и Яхиной // voiks Государственному советнику Татарстана Минтимеру Шаймиеву присвоена премия правительства России в области культуры. Соответствующее распоряжение 2 марта подписал премьер-министр России Михаил Мишустин. Также премию присудили казанской писательнице Гузель Яхиной за роман «Зулейха открывает глаза».
- 17.04.2020 18:23 Альбир Крганов требует разъяснений у создателей фильма «Зулейха открывает глаза» // voiks Член Общественной палаты РФ, муфтий духовного собрания мусульман России Альбир Крганов направил письма руководителю федерального агентства по делам национальностей Игорю Баринову и генеральному директору ВГТРК «Россия» Олегу Добродееву, в которых сообщил о своем недовольстве некоторыми сценами недавно вышедшего сериала «Зулейха открывает глаза».
- 17.04.2020 16:30 Григорий Игнатов. Зулейхе поднимают веки - об одной русофобской пустышке // voiks Мы хотим предостеречь наших читателей: если вам дороги жизнь и рассудок, держитесь подальше от торфяных болот - то есть, от романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». И от сериала тоже, который сейчас появился на Ютубе и идёт по телевидению. Слышите, не рискуйте! Мы побывали на этих болотах за вас и рапортуем об увиденном.
- 18.04.2020 Две «Зулейхи», сеющие рознь. Для чего снимаются такие фильмы? // voiks Премьера сериала «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману Гузели Яхиной на федеральном телеканале взорвала Татарстан. Перед показом шла массированная реклама сериала, но результат многих разочаровал. Деятели культуры, политики и граждане встретили сериал с недоумением. Для чего «Зулейхой» создается раскол?
- 20.04.2020 Григорий Игнатов. История одной провокации - татарские претензии к Зулейхе Хаматовой // voiks Вершиной «концепции идиотизма» является настойчивое, навязчивое желание Гузели Яхиной и создателей сериала во главе с исполнительницей главной роли Чулпан Хаматовой как можно сильнее нагадить на оба народа - участника событий: и на русский, и на татарский. Русские - все изверги, татары - все дикари. Одна Гузель Яхина - Красивый Общечеловек в Белом Пальто!