«Российская газета» | Рубрика: Культура | 15.11.2020 15:21 | Текст:
Александр Емельяненков"Бомба" от Тодоровского и Копылова превзошла ожидания Курчатова и Харитона
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/2992070/2992070_600.jpg)
Рамки остросюжетного сериала, который на четыре вечера прошлой недели приковал внимание зрителей канала "Россия-1", определяются хронологически с точностью до одного дня и даже минуты. И это при том, что фильм создавался и анонсировался как художественный, а не документальный, хотя и с опорой на реальные исторические события, с сохранением подлинных имен и фамилий: Игорь Курчатов, Лаврентий Берия, Юлий Харитон, Борис Ванников, Нильс Бор…
Завязка - поздний вечер 6 августа 1945 года, когда в Москве по приказу Берии экстренно собрали ученых, чтобы сообщить им пренеприятное известие: американцы сбросили на Хиросиму атомную бомбу.
Финал (у фильма) - 29 августа 1949-го, 7.00 по московскому времени, когда на испытательной башне Семипалатинского полигона привели в действие "изделие РДС-1". Чтобы увидеть ожидаемую картину ядерного взрыва и доложить наверх: есть Реактивный Двигатель Сталина! А уж после этого заявить миру, своим союзникам и антагонистам: Россия Делает Сама.
1473 дня и ночи - больше, чем Великая Отечественная - продолжалась эта неведомая абсолютному большинству, героическая и жертвенная эпопея, давшая начало тому, что полвека спустя назовут
Атомным проектом СССР.
Едва ослабли секретные грифы, приоткрылись архивы и сейфы с документами "Особая папка", историки, журналисты, писатели, а вослед им режиссеры и сценаристы документального кино принялись воссоздавать отдельные эпизоды этого прошлого. И уже, надо признать,
выстроена довольно полная и подкрепленная документами ретроспектива.
Сказать на этом - документальном - поле что-то принципиально новое уже трудно. А вот средствами художественного кино…
Это будет "Бомба"! - таким заголовком на различных сайтах и медиа-площадках анонсировали телепремьеру одноименного фильма от Валерия Тодоровского (генеральный продюсер) и режиссера-постановщика Игоря Копылова (стал известен недавними фильмами "Ржев" и "Ленинград 46").
Получилось ли?
Если судить о том, как наглядно, в буквальном смысле на спичках объясняли с экрана неподготовленному зрителю сложнейшие научные и конструкторские задачи, которые пришлось решать героям фильмам - безусловно, да. Тому, как аргументировали и доказывали молодые советские физики преимущества вертикальной компоновки реактора перед горизонтальной, чтобы уже была реализована в США, могут поучиться ведущие научно-популярных и образовательных программ на российском телевидении.
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/2992219/2992219_original.png)
Источник нейтронов и их поглотитель, графит для реактора и йодная яма, плутоний, которого нет в природе, а в бомбе без него никак - разве это материал для остросюжетного кино? Даже в фильме "Девять дней одного года", когда полстраны симпатизировало ученым-физикам, а едва ли не каждый второй мальчишка им завидовал, о таком с экрана не говорили.
А критмасса, имплозия, идеальная симметрия при взрывном сферическом обжатии заряда - как это объяснить телезрителю? И надо ли вообще в художественном фильме? Даже притом, что в Cinema пришла компьютерная графика…
Полосатый астраханский арбуз, попавший в руки физику-экспериментатору Михаилу Рубину (актер Евгений Ткачук) разом отмел сомнения: его простая, как все гениальное, догадка стала прозрением и для зрителя. Захватила, повела вместе с героем дальше и уже не отпустила до самого последнего кадра.
Уверенный в себе и дерзкий, способный нагрубить даже Берии, за что и попал в ГУЛАГ - всю войну лес рубил на Севере - в диалоге с Харитоном он бросает крамольные для того времени слова: "Если б из лагеря меня не вытащили сюда, уже два года был бы на свободе…"
Профессор Харитон, лишь не на много старше, коллегу за такие параллели не осуждает, хотя и не соглашается: "А я не могу перестать здесь работать". И раз за разом, не афишируя, вступается за Михаила Рубина, у которого душа как оголенный нерв, перед Ванниковым и Берией, просит понять и простить его вспыльчивость.
Историки науки и, в частности, советского Атомного проекта, в образе гениального физика Рубина (на мой взгляд - лучшая актерская работа в фильме) угадывают собирательные черты и факты биографии Якова Зельдовича,
Кирилла Щелкина и, конечно, Льва Ландау, хотя имя последнего Михаил сам называет в фильме - словно дистанцируясь и, одновременно, сливаясь с ним.
Рубин - не единственный герой сериала, у которого были и
угадываются реальные прототипы.
Самая очевидная аналогия - в позиции и поступках радиолога Анны Галеевой (актриса Евгения Брик) и врача в четвертом поколении, выпускницы Свердловского мединститута Ангелины Гуськовой (1924-2015). Незадолго до ухода из жизни Ангелина Константиновна сама отважится
описать свою работу на Урале, связанную с комбинатом "Маяк" и первым реактором, в автобиографической книге "Атомная отрасль глазами врача". Она станет член-корреспондентом Академии медицинских наук СССР, главным научным сотрудником Института биофизики, обладателем высоких и заслуженных наград. Но самым близким человеком в конце жизни будет ей лишь родная сестра - своей семьи Ангелина Гуськова так и не создаст.
Перекличка судеб и времен видна уже в созвучии имен: Ангелина Гуськова - Анна Галеева. И та, и другая добивались организации строгого дозиметрического контроля, чтобы защитить от переоблучения работающих на атомном реакторе и смежных с ним участках радиохимического производства. Сами при этом тоже рисковали - собственным здоровьем, возможностью иметь семью и продолжить род…
И в этом "Бомба" - безусловно, бомба. Но местами сериал для взрослых не по-взрослому метафоричен.
Обручальное кольцо, в сердцах сдернутое с пальца и выброшенное из машины - на ходу, в придорожную грязь, весьма пожую на ту, что месили ногами колонны заключенных, присланные копать котлован для "Аннушки" - первого на Урале промышленного реактора для наработки оружейного плутония.
И первый в своем роде индивидуальный дозиметр - одеваемый, как и кольцо, на палец. Его радиолог Анна Галеева привезла из Москвы, из Института биофизики, и словно в знак примирения успела передать мужу - буквально за мгновение до того, как Игорь Муромцев (актер Виктор Добронравов) и два его товарища-добровольца пойдут, образно говоря, на амбразуру. А в прямом смысле - под жесткий, фактически смертельный поток излучения, чтобы устранить аварийное спекание топлива - так называемый "козел" в одном из каналов действующего реактора.
Следующие за этим сцены - пожалуй, самые метафоричные в фильме: физики в белых комбинезонах с бранспойтами наизготовку, чтобы по первой команде залить взбунтовавшийся реактор - как бронебойщики под Москвой перед надвигающимися танками врага. Тут врага нет, но опасность чудовищная, хотя для глаз невидимая. И что все понимают - рукотворная…
У оператора фильма Сергея Мачильского немало творческих находок, удачных ракурсов и, что хотелось бы особо подчеркнуть, молчаливых сцен. Безмолвных и выразительных. Такие паузы, вопреки мнению отдельных критиков, лично мне не кажутся затянутыми или чересчур театральными. Напряженные "паузы" нужны, чтобы и зритель позволил себе задуматься, а не бежал, глотая попкорн, только за сюжетом…
Камера оператора не нарочито, но точно акцентирует детали. Очень характерно, например, посверкивали стекла очков у Лаврентия Берии - и в пультовой реактора, и в театральной ложе. Но это, пожалуй, и все, что сближало его кинематографический облик, многократно воссозданный на экране, с тем, который явил в сериале "Бомба" Виталий Коваленко - конечно, не без участия режиссера.
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/2992862/2992862_original.png)
Критиковать "за непохожесть", как и хвалить "за оригинальность", "новое прочтение" не стану. Ведь изначально условились, что речь о кино художественном, и тут нет места категориям "похож - не похож". Но одну ремарку себе позволю.
Лет десять назад вышел из печати и даже был подарен "Российской газете" фолиант на 1180 страниц с провокационным названием "Берия. Лучший менеджер XX века". За псевдонимом Сергей Кремлев не скрывал своего авторства уже знакомый нам по публикациям Сергей Брезкун, в то время сотрудник одного из аналитических подразделений
РФЯЦ-ВНИИЭФ - того самого ядерного центра в Сарове, где была сконструирована первая в СССР атомная бомба. Инженер по образованию, а по роду занятий - въедливый историк и публицист-интерпретатор, он издал к этому дню немало резонансных книг, в том числе еще несколько, посвященных Берии, включая его, якобы сохранившиеся дневники. А "гроссбух" в тысячу с лишним страниц стал бестселлером и выдержал шесть переизданий.
Упоминаю все это, чтобы сказать: образ Лаврентия Берии как руководителя Спецкомитета "по урановой проблеме", созданный в сериале "Бомба", - лучшее, о чем мог бы мечтать автор более чем спорных книг и вольных интерпретаций на болезненные темы из нашего прошлого. Но большинство других историков, думаю, не согласятся принять такую заведомо комплиментарную трактовку.
Если посмотреть все восемь серий "Бомбы" и принять их за чистую монету, невольно подумаешь: "Лучшего руководителя нашим ученым просто и желать нельзя!" Деловой, немногословный, требовательный. Лица и просьбы запоминает - ну просто отец родной! А как слово держит: сказал - сделал.
Рядом с "товарищем маршалом" начальник Первого главного управления при ГКО СССР, а до этого, еще в годы войны, нарком боеприпасов Борис Ванников в исполнении Владимира Богданова - просто генерал на побегушках со звездой Героя соцтруда. Да и профессор Курчатов (актер Михаил Хмуров) на том же фоне - что-то усредненное между начальником смены на пульте управления реактором и модератором, как сейчас бы сказали, на коллоквиуме физиков и материаловедов. И пресловутая борода авторитета не добавляет…
А вот товарищ Берия, что самое удивительное, всегда оказывается в нужном месте в самый острый и нужный момент. Будь то спор профессора Курчатова с маститыми академиками,
пуск опытного реактора или уже апофеоз - подрыв атомного заряда на полигоне под Семипалатинском.
Лаврентию Павловичу - кому же еще! - предлагает Игорь Курчатов перевести рубильник на пульте подрыва. И актер Виталий Коваленко в образе вездесущего Берии этот "рубильник судьбы" переводит, чего на самом деле не было.
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/2992922/2992922_original.png)
Команда на подрыв, что давно и широко известно, выдавалась запущенной в строго определенный момент автоматикой, она же последовательно включала и синхронизировала всю регистрирующую аппаратуру опытного поля.
…Фильм про физиков и бомбу не стал бы сериалом, не будь построен на любовном треугольнике, где все по классической схеме: любовь, разрыв, арест, разлука, свадьба друга и стараниями друга - нежданное освобождение. А дальше снова споры, сомнения, драка, семейный разлад и каждый - в поисках ответов на вечные вопросы: что делать? с кем быть? где выход?
Мимолетная встреча мятущегося физика с осужденной художницей из Ленинграда (актриса Ольга Смирнова), которая отбывала срок в Сарове, где невольником чувствовал себя и Миша Рубин, стала для обоих знаком судьбы. И соединила их свободные израненные души.
Сначала на земле, но ненадолго. Лишь до поры, пока обозленный таким поворотом начальник женской колонии (а для него - гарема) не отправил Ольгу этапом на Север, где она погибла от крупозного воспаления легких, как и предрекал "гражданин начальник" своей заключенной избраннице и своему обидчику Рубину.
Потом их души соединились навсегда. В тот самый день 29 августа, когда гениальный ученый, физик-экспериментатор и друг, которых поискать, свой в доску Мишка Рубин, получивший накануне радиационной ожог такой степени, когда вся медицина бессильна, не покинул дом-макет рядом с Бомбой. И сгорел, испарился в рукотворном чудовищном шаре, что за мгновение поднялся до самых облаков, на которые еще в саровском храме показывала Ольга.
До облаков, а может быть, и выше.
P.S.
Одновременно с титрами в конце каждой из восьми серий (их показывали по две четыре вечера подряд) зрители могли видеть и слышать мнения ветеранов атомной отрасли, в том числе тех, кто работал рядом и в одно время с академиками Курчатовым, Харитоном, Зельдовичем, кто встречался при жизни с Борисом Ванниковым, помнит и знает не по рассказам то время и обстановку. Их оценки и суждения не касаются самого фильма или каких-то его эпизодов, потому что записывались и монтировались, судя по всему, параллельно или даже независимо от работы над сериалом. И потому в проекции на художественное произведение с большой долей авторского вымысла, сконструированных обстоятельств и собирательных образов выглядят чужеродно, как наспех приклеенные усы.
Если б решились показать тем же людям смонтированный фильм, их голоса, уверен, зазвучали бы совсем по-другому.
С какой целью решили соединить вымышленное с документальным? Возможно, лишь для того, чтобы найти компромисс. Между ожиданиями заказчиков и продюсеров фильма (а их под руководством Валерия Тодоровского восемь) и тем, что в итоге получилось у съемочной группы во главе с режиссером-постановщиком Игорем Копыловым.
Как бы там ни было, премьера сериала "Бомба" состоялась и стала событием общественной жизни.
Оригинал:
rg.ruСкриншот
«Российская газета» | Рубрика: Культура | 15.11.2020 20:31 | Текст:
Александр ЕмельяненковРоссийская газета - Федеральный выпуск № 257(8311)
"Бомба" от Тодоровского и Копылова превзошла ожидания Курчатова и Харитона
Сериал "Бомба" на канале "Россия 1" взорвал стереотипы и вызвал град полярных суждений
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/2993370/2993370_original.jpg)
В степи под Семипалатинском на закате дня 28 августа 1949 года один известный физик возразит другому, теперь тоже известному:
- Узнают, Юлий Борисович! Пусть не сразу, но обязательно узнают!!
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/2993427/2993427_original.png)
Так, по версии сценаристов и режиссера, ответил Игорь Курчатов своему другу и соратнику Юлию Харитону, когда тот посетовал, окинув взглядом уже поднятую для подрыва первую в СССР атомную бомбу: "Сколько сил потрачено, сколько людей на это работало! И никто не узнает..."
Сериал "Бомба", показанный на минувшей неделе, во многих смыслах превзошел ожидания некогда секретных атомщиков. Хотя попытка далеко не первая. Едва приоткрылись архивы с документами "Особая папка", историки, журналисты, писатели, а вослед им режиссеры и сценаристы документального кино принялись воссоздавать отдельные эпизоды этого прошлого. И уже, надо признать, выстроена довольно полная и подкрепленная документами ретроспектива.
Сказать на этом - документальном - поле что-то принципиально новое уже трудно. А вот средствами художественного кино...
"Будет "Бомба"!" - таким заголовком на различных сайтах и медиаплощадках анонсировали телепремьеру одноименного фильма от Валерия Тодоровского (генеральный продюсер) и режиссера-постановщика Игоря Копылова (стал известен недавними фильмами "Ржев" и "Ленинград 46").
Получилось ли? Кому как.
Графит для реактора и йодная яма, плутоний, которого нет в природе - разве это материал для остросюжетного кино? Даже в фильме "Девять дней одного года", когда полстраны симпатизировало ученым-физикам, а едва ли не каждый второй мальчишка им завидовал, о таком с экрана не говорили.
А критмасса, имплозия, идеальная симметрия при взрывном сферическом обжатии заряда - как это объяснить телезрителю? И надо ли вообще в художественном фильме?? Даже при том, что в Cinema пришла компьютерная графика...
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/2993837/2993837_original.png)
Полосатый астраханский арбуз, попавший в руки физику-экспериментатору Михаилу Рубину (актер Евгений Ткачук), разом отмел сомнения: его простая, как все гениальное, догадка стала прозрением и для зрителя. Захватила, повела вместе с героем дальше и уже не отпустила до самого последнего кадра.
Уверенный в себе и дерзкий, способный нагрубить даже Берии, за что и попал в ГУЛАГ - всю войну лес рубил на Севере, - в диалоге с Харитоном он бросает крамольные для того времени слова: "Если б из лагеря меня не вытащили сюда, уже два года был бы на свободе..."
Профессор Харитон коллегу за такие параллели не осуждает, хотя и не соглашается: "А я не могу перестать здесь работать".
Историки науки и советского атомного проекта в образе гениального Рубина (на мой взгляд - лучшая актерская работа в фильме) угадывают собирательные черты и факты биографии Якова Зельдовича, Кирилла Щелкина и, конечно, Льва Ландау, хотя имя последнего Михаил сам называет в фильме - словно дистанцируясь и одновременно сливаясь с ним.
Рубин - не единственный герой сериала, у которого были и угадываются реальные прототипы. Есть и другие примеры - удачные и не очень. Но бомбой во всех смыслах стал экранный образ Берии, созданный Виталием Коваленко не без участия, конечно, режиссера.
Критиковать "за непохожесть", как и хвалить "за оригинальность", "новое прочтение" не стану. Ведь речь о кино художественном, и тут нет места категориям "похож - не похож". Но одну ремарку себе позволю.
Если посмотреть все восемь серий "Бомбы" и принять их за чистую монету, невольно подумаешь: "Лучшего руководителя нашим ученым просто и желать нельзя!" Деловой, немногословный, требовательный. Лица и просьбы запоминает - ну просто отец родной! А как слово держит: сказал - сделал.
Рядом с ним начальник Первого главного управления, а в годы войны нарком боеприпасов Борис Ванников в исполнении Владимира Богданова - просто генерал на побегушках со Звездой Героя Соцтруда. Да и профессор Курчатов (актер Михаил Хмуров) на том же фоне - что-то усредненное между начальником смены на пульте управления реактором и модератором, как сейчас бы сказали, на коллоквиуме физиков и материаловедов. И пресловутая борода авторитета не добавляет...
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/2994044/2994044_original.png)
А вот товарищ Берия, что самое удивительное, всегда оказывается в нужном месте в самый острый и нужный момент. Будь то спор профессора Курчатова с маститыми академиками, пуск опытного реактора или уже апофеоз - подрыв атомного заряда на полигоне под Семипалатинском.
...Фильм про физиков и бомбу не стал бы сериалом, не будь построен на любовном треугольнике, где все по классической схеме: любовь, разрыв, арест, разлука, свадьба друга, и стараниями друга - нежданное освобождение. А дальше снова споры, сомнения, драка, семейный разлад и каждый - в поисках ответов на вечные вопросы: что делать? с кем быть? где выход?
И очень яркая, но крайне спорная метафора в финале. Гениальный физик и друг, которых поискать, свой в доску Мишка Рубин, получивший накануне радиационный ожог такой степени, когда вся медицина бессильна, не покинул дом-макет рядом с Бомбой. И сгорел, испарился в рукотворном чудовищном шаре, что за мгновение поднялся до облаков.
А может быть, и выше...
Источник:
rg.ruСкриншот См. также:
- 18.05.2016
Поздравляем! //
voiks Почетное звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации" присвоено: ЕМЕЛЬЯНЕНКОВУ Александру Федоровичу - обозревателю отдела науки и образования "Российской газеты"
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/2995106/2995106_original.jpg)
Емельяненков Александр Федорович
- 23.06.2016
Бронзовый "Солдат Истории" присужден проекту "Звезды Победы" //
voikswidth="600px"В День памяти и скорби в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялось первое вручение общественной награды "Солдат Истории", учрежденной Российским военно-историческим обществом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/2997393/2997393_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/2999532/2999532_original.jpg)
- 14.11.2020
"Бомба из ГУЛАГа". Заметки И.И. Никитчука по поводу одного телефильма //
voiks Когда я услышал в анонсах второго российского телевизионного канала о показе многосерийного телевизионного фильма «Бомба», посвященного созданию первого советского ядерного заряда, где-то в душе родилась надежда, что наконец-то телевизионщики покажут, как создавалось советское ядерное оружие, расскажут о тех, кто стоял у истоков решения жизненно важной для страны проблемы. Для меня, как человека, проработавшего почти 30 лет в Российской Ядерном центре (Арзамас-16), где разрабатывалась конструкция первой атомной бомбы и где собирался ее первый образец для испытаний на полигоне, эта тема особенно близка, поскольку мне посчастливилось сотрудничать и непосредственно контактировать с некоторыми из тех, кто создавал ядерный щит СССР.
-
Бомба (сериал 2020) //
www.kinopoisk.ru Гениальный ученый Михаил Рубин попадает в лагерь из-за личного конфликта с наркомом Берией. Но внезапно Рубина освобождают: его лучший друг и коллега Кирилл Муромцев рекомендовал Михаила в секретный проект по созданию советской атомной бомбы, и кандидатура физика была утверждена академиком Курчатовым. Михаил возвращается в Москву и узнает, что пока он был в лагере, его невеста Анна Галеева успела стать женой Кирилла. Чтобы любой ценой выполнить задание государства, молодым ученым придется работать вместе, несмотря на личную драму. Им предстоит гонка на грани человеческих возможностей, смертельный риск и решающий день первого испытания. Физики не имели права на ошибку - на полигоне в Семипалатинске решалось будущее всего мира. Они должны были победить.
![](https://ic.pics.livejournal.com/voiks/77284030/2999875/2999875_original.png)
- 29.08.2014 01:00
Бомба, которая спасла мир //
rg.ru Текст: Александр Емельяненков
29 августа на разных календарях отмечают по-разному. Для одних этот день символизирует закрытие Семипалатинского полигона и объявлен ООН Международным днем действий против ядерных испытаний. А для тех, кто помнит историю и способен извлекать уроки, - день обретения Советским Союзом ядерного оружия. Если угодно - День рождения нашей Бомбы, и вместе с нею - стратегического паритета.
- 27.09.2017 20:50
Наука убеждать //
rg.ru Текст: Александр Емельяненков
Когда готовили к рассекречиванию документы о начале cоветского Атомного проекта, любопытный факт вскрыли архивисты: на распоряжении ГКО СССР от 28 сентября 1942 года "Об организации работ по урану" нет подписи Сталина. Подписи нет, а документ, незаметно появившийся в СССР 75 лет назад, в переломный момент Сталинградской битвы и Второй мировой войны, сыграл выдающуюся роль.
- 01.04.2019
"Бомба" в отцовском конверте //
rg.ru В июльском номере за 2018 год "Родина" рассказала об Илье Старинове - легендарном асе разведки и диверсионного дела, покрывшем себя славой на многих фронтах Великой Отечественной войны. Мой отец был хорошо с ним знаком и состоял в переписке. Из нее я и узнал о том, что Старинов был причастен к обнаружению знаменитой "атомной тетради".
- 18.04.2019 21:26
В Сарове для ученых-ядерщиков сварили "камеру взаимодействия" //
rg.ru Ученые-ядерщики в Сарове стали на шаг ближе к давней мечте - зажечь у себя в лаборатории термоядерную реакцию. Тут, в Российском федеральном ядерном центре ВНИИ экспериментальной физики, закончили сборку камеры взаимодействия самой мощной лазерной установки в мире.
- 01.08.2019 19:55
Chernobyl. Распад памяти //
rg.ru Физик-ядерщик Александр Боровой о правде и мифах Чернобыля и американского фильма о нем
- 24.10.2020 11:38
Конец испытаний: последний ядерный взрыв произвели в СССР 30 лет назад //
rg.ru Ровно 30 лет назад - 24 октября 1990 года - Советский Союз провел последнее в своей истории ядерное испытание. На полигоне Новая Земля ("Объект 700") был произведен подземный групповой взрыв восьми зарядов общей мощностью 70 килотонн.