Манипуляции творческим инстинктом

May 13, 2009 23:00


Наблюдая внешний мир, общаясь с другими, здоровые люди строят внутри себя свой собственный внутренний мир. Этот мир включает в себя не только образы того, что воспринято органами чувств. Главная мощь человека заключается в умении генерировать свои собственные виртуальные образы и материализовывать их. В этом и заключается суть творчества. Человек - не пассивный наблюдатель. Он несет в себе активное начало, способное преобразовывать мир, направлять его развитие .

Все, что мы имеем - огонь, электричество, медицина, обработка металлов, химия, атомная энергия, информационные технологии - не возникло из ниоткуда. Не является оно и плодом Системы, которая, сама являясь творением, может только компилировать чужие открытия. Каждый мельчайший элемент техники и культуры был когда-то изобретен кем-то из людей. Именно способность человека творить: воображать, выдумывать, проектировать и воплощать - необходимая основа благоденствия и прогресса цивилизации.

Каждый ребенок представляет собой генератор идей. Постигая внешний мир, пропуская его через внутреннюю психическую реальность архетипов, он создает Новое, формирует его в своих фантазиях и воплощает - в конструкциях из кубиков, рисунках, стихах. Для творчества ему необходим входящий поток информации (его он налаживает за счет врожденного любопытства) и возможность выхода мысли - то есть возможность материализовывать мыслеформы. Также желательно (но не обязательно) наличие хотя бы минимальной аудитории, способной по достоинству оценить творение, похвалить или дать совет - словом, стимулировать творческий процесс.

Очевидно, что первый блок ставится именно аудиторией. Ребенок окружен взрослыми, которых уже приучили к стандартам. Они неспособны увидеть оригинальность в детской мазне и поэзию в детском лепете. Они знают, как надо. Они «добродушно» смеются - а для ребенка нет ничего обиднее смеха. Они снисходительно делают «глубокомысленные» замечания: «Неплохо для такого мальца…» - и тем самым показывают ребенку всю ничтожность его творения. Прекрасные слова «фантазер» и «выдумщик» рабы произносят, как ругательства. По их мнению, выдумывать новое - несерьезно и глупо. А вот попугаем повторять сказанное другими, механически воспроизводить разработанный другими порядок действий - признак «серьезного взрослого человека». Хамству старших вторят сверстники, уже разучившиеся самостоятельно думать.

Все это приводит к тому, что ребенок вынужден держать свои оригинальные черты взаперти - в своем внутреннем мире. Он выстраивает стену - чтобы защитить свое Прекрасное от окружающего хамства. Он прячет свои альбомы и тетрадки с песнями в нижний ящик стола. Он старается говорить, как все, - и ничем не выдавать свое истинное Я, чтобы не подвергнуть его насмешкам.

Собственно, это и есть главная причина возведения психологической стены - желание скрыть свою сущность, чтобы оградить ее от наклейки чужих ярлыков, от негативного программирования. Ребенок знает, что он добр, умен и прекрасен. Окружающие внушают ему совсем другое: то, что он несносен, невежлив и глуп. Те, кто принимают чужие слова за реальность, теряют себя еще до школы. Они становятся тем, что о них думают окружающие. Более оригинальные и сильные дети уходят во внутренний мир, оставляя на посмешище народу свою маску, которая со временем захватывает контроль и превращается в психологическую тюрьму. Сделать первых абсолютно стандартными, а вторых - неспособными к выходу призвана система образования.

Школа ставит второй мощный блок на пути проявления оригинальности. В искусственной среде санкций и поощрений ребенок ВЫНУЖДЕН подстраиваться. Статус ученика не оставляет ему ни малейшего шанса отстоять свое право мыслить оригинально. Невыполнение школьных правил жестоко карается. Главная подлость системы образования в том, что критерий оценки обучения - соответствие стандарту. Не количество знаний, не умение делать что-то лучше всех, а именно соответствие стандартам и нормативам, умение точно и бездумно следовать правилам. Школа закачивает в детские головы шаблонные схемы на все случаи жизни: для решения задач, изложения своих мыслей, поведения со старшими. Любое отступление от шаблона карается снижением оценки. Любой школьник (если он не полный идиот) быстро понимает: никто не ждет от него подвигов, никто не оценит его личные победы оценкой «6» или «7». Следовательно, зачем стараться, изобретать что-то свое? Надо просто узнать, чего именно хочет учитель, и дать ему это. Подстроиться. Приспособиться.

В школе учится лучше всех не самый умный и талантливый, а самый приспособляемый. Тот, кто быстро понимает, чего от него ждут, и добросовестно играет свою роль. Как бы гениален не был бунтарь, медаль ему не светит. Мне известны случаи, когда отличные, оригинальные сочинения комиссии заваливали именно из-за их несоответствия нормам. Блюстители правил просто неспособны понять то, чему их не научили. Все, что выходит за пределы программы, принимается учителями в штыки. И дело здесь отнюдь не в их низком IQ. Дело в изначально данной установке: «ДЕТИ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ НОРМЕ».

Результат школьного воспитания - совершенно новый, не встречающийся в природе стиль мышления. Человек Системы просто НЕ МОЖЕТ ДУМАТЬ САМ. Он даже не понимает, что это такое. Первая реакция на любую проблему - узнать схему, по которой действовать. Спросить, прочитать, списать - но не придумать самому. В сочетании с аллергией на знания это дает поразительный эффект: ЛЮДИ ДЕЛАЮТ ЛИШЬ ТО, ЧЕМУ ИХ НАУЧИЛИ. И ничего более! Придумывать что-то совершенно новое считается прерогативой гениев (хотя в детстве это мог каждый). Для целей контроля масс такое мышление гораздо выгоднее, чем любая система подавления. Не надо никаких средневековых «запретов на вольнодумство», не надо тюрем и костров Инквизиции. Достаточно лишь чуток изменить программу - и новое поколение послушно претворит ее в жизнь.

Квинтэссенция человеческого позора - в сакраментальной фразе «а нас этому не научили!» Говоря так, люди признают свое поражение. Они признают, что потеряли способность сами производить мыслеформы и передали Системе право программировать себя по ее усмотрению. Боги-Творцы виртуального мира подчинились своему же творению. Вот оно - истинное грехопадение Человека…

Запрограммированное хамство и шаблонное мышление сами по себе неплохо ограничивают развитие ребенка. Но они - ничто перед третьей, самой страшной для творческого человека опасностью, имя которой - информационная зависимость.

Это достаточно новая болезнь, характерная для так называемого «развитого постиндустриального общества». Связана она с атрофией внутреннего мира человека. Атрофия вызвана тем, что образы, искусственно создаваемые командами профессионалов индустрии развлечений и транслируемые через СМИ, неизменно оказываются более яркими и впечатляющими, чем свои собственные. Это заставляет людей с самого раннего детства заимствовать чужие образы для собственной внутренней реальности. Творцы грез знают свое дело. Их образы яркие, броские и эффектные. Мозг ребенка рефлекторно цепляется за них и впускает в себя. А увидеть стоящую за внешней яркостью дешевку он еще не способен. Чем раньше это начинается, тем хуже для ребенка. Чем больше ярких мультфильмов и видеоигр он видит, тем более тусклым и ущербным будет его собственное воображение.

Со временем человек разучивается творить, и его мечты становятся отражением массовой культуры. Мозг полностью переключается на «потребление», не производя ничего своего. При временном «отключении» от информационного дождя человек ощущает внутреннюю пустоту и нуждается в «допинге» - новом фильме, мелодии, компьютерной игре. Разумеется, сознанием, забитым чужими образами, манипулировать гораздо проще. Тот, кто создает образ, имеет власть над теми, кто его воспринимает.

Но главное даже не в этом. Переживая за киногероев, уходя в виртуальные миры компьютерных игр, люди перестают замечать пустоту и идиотизм окружающей жизни. Зачем новшества, зачем поиск приключений? Ведь это опасно и хлопотно! Гораздо проще включить видик и пережить под пивко приключения любимых героев!.. Глядя на чужую любовь, чужие страдания и чужие битвы, люди забывают о главной в их жизни битве - их собственной. Они предоставляют создателям сериалов и боевиков быть оригинальными вместо себя. А сами день за днем бегают по маршруту «квартира-работа-магазин-квартира», по воскресеньям посещают диско - и зовут все это «нормальной полноценной жизнью». Высший тип энергии человека - энергия творчества - почти полностью уходит на содержание индустрии грез.

Если полностью заблокировать тягу к творчеству не удается, Система берет талантливого ребенка в оборот. В дело вступает институт кумиров и еще более опасный институт мессианства. У обиженного, оскорбленного молодого человека или девушки появляется презрение к «быдлу», неспособному оценить его или ее творчество. Появляется потребность доказать «им всем» свое превосходство. Если такому ребенку удается прогрызть себе путь к известности, сделать из него нужного актера уже не составляет труда. Он будет думать уже не о том, чтобы дать людям что-то новое и полезное, а об увеличении своего рейтинга и повышении гонораров. Таким образом, энергия сильных творческих личностей направляется прихотью экономической системы - главным образом в ту самую индустрию грез, что блокирует творческие способности масс.

Лишь очень немногие, добившись популярности, остаются сами собой и пытаются сказать людям ПРАВДУ, а не то, что те хотят слышать. Увы, часто жизнь таких героев недолговечна…

Теория Системы, Метаморфозы желаний

Previous post Next post
Up